семинар театрализованная деятельность
методическая разработка

Даваа Айлан Викторовна

семинар для педагогов театрализованная деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализованная деятельность в первой и второй младших группах: методика проведения занятий, сценарии и проекты

Слайд 2

Цели и задачи театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

Слайд 3

познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе ); формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок); способствовать развитию творческого потенциала детей; развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства); стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе ); приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом); воспитывать уважение к этому виду искусства. Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен, то набор задач будет варьироваться и расширяться для детей 3–4 лет.

Слайд 4

Таблица: задачи театрализованной деятельности в первой и второй младших группа х Дети 1,5–3 лет Дети 3–4 лет воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк); создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов — перчаточных, марионеток); работать над речевым развитием (в первой младшей группе такими продуктивными видами деятельности, к которым относится и театрализация, значительно пополняется пассивный словарь малышей); тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям); стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками); создавать эмоционально-положительный климат в группе (основная задача театрализации в первой младшей группе — помочь детям «оторваться» от мамы, то есть отвлечься). учиться оценивать действия того или иного персонажа (к примеру, волк, укравший козлят, поступил плохо, так как напугал малышей и заставил маму волноваться); продолжать развивать заинтересованность театром (например, по возможности начать посещать местный кукольный театр); отрабатывать свободное проявление эмоциональных состояний через мимику, жесты, положение тела; добиваться максимального соответствия персонажу (например, в инсценировке сказки «Курочка Ряба» главная героиня не просто кудахчет, а ещё и передвигается, дёргает шеей, как настоящая курица); дать представление о вековых театральных традициях; расширять не только пассивный, но и активный словарь, добиваясь интонационной выразительности речи малыша; стимулировать малышей придумывать собственные истории, рассказывая и даже показывая свои; тренировать память, мышление; отрабатывать навык объективно оценивать и себя, и других; поощрять желание малышей двигаться, танцевать, создавая собственный пластичный образ (например, танцующих и подпрыгивающих двух беззаботных братьев-поросят, которые не послушали Наф-Нафа в конце лета и не стали строить дом); пытаться применять выученные песни и стихотворения, танцевальные па в самостоятельной театрализованной деятельности.

Слайд 5

Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с: драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»); театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»); стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром); настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа); верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы); театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).

Слайд 6

Виды занятий театрализованной деятельностью с детьми 1,5–4 лет Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через: элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала (например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко); самостоятельную деятельность (со второго полугодия первой младшей группы дети могут сами себя занять сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»); развлечения (досуговые мероприятия, утренники ) распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации); удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат); обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе , а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).

Слайд 7

Приёмы для занятий театрализованной деятельностью в первой и второй младших группах Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры, в работе с малышами 1,5–3 лет педагог использует ещё другие группы методических приёмов . Наглядные приёмы Картинки Демонстрация Атрибуты Речевые приём Объяснение Беседа Игровые приёмы Практические приёмы

Слайд 8

Сказки Ещё один словесный приём, используемый для мотивации ребят. В своей практике я обращаюсь к сказкам не только в качестве материала для постановок, но и с целью решить важную воспитательную задачу: приучить малышей к порядку. Обычно после работы с фланелеграфом или пальчиковыми куклами дети оставляют все материалы там, где закончили с ними играть. Поэтому своим малышам я рассказываю историю «Про Фею кукол». «В одном городе жила-была девочка Машенька. Она была весёлая, добрая, особенно любила Машенька показывать разные сказки маленькими куколками, которые надевала на пальчики. Но очень не нравилось ей складывать куколки в коробочку после игры. Однажды Машенька услышала, что её мама плачет. Когда девочка спросила, в чём дело, то мама ответила, что ей вдруг стало очень грустно. Тогда девочка решила развлечь маму сказкой «Три медведя», но куколок своих Маша так и не нашла героев сказки среди игрушек. И тут её любимый плюшевый медведь, увидев, как его хозяйка расстроилась, рассказал, что игрушки забрала Фея кукол — она всегда уносит к себе в замок игрушки, которые живут в беспорядке. Маша оглядела комнату, увидела разбросанные игрушки, вещи и поняла, почему Фея рассердилась. Тогда девочка навела порядок, всех куколок положила в их любимую коробку, а когда всё было готово, увидела она на подоконнике недостающих персонажей. Взяла куколок и пошла веселить маму, которая очень быстро перестала грустить и даже стала играть вместе с Машенькой. « Xорошо , – подумала девочка, – когда никто не сердится!». После этой истории дети без лишних слов собирают игрушки и даже группируют их по сказкам.

Слайд 9

Стихотворения и загадки Рифмованные строки обладают свойствам привлекать внимание малышей. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия. Но если стихотворения могут использоваться уже с первой младшей группы, то загадки лучше начинать практиковать со второй, когда опыта у малышей прибавится, и они смогут находить ответ, опираясь на личный опыт. Это интересно. Загадки для работы с детьми младшего дошкольного возраста лучше подбирать с ответами по рифме, чтобы у малышей был ещё один ориентир для ответа — рифма.

Слайд 10

Таблица: примеры стихотворений и загадок для театрализации в младшем дошкольном возрасте Тема Загадки, стихотворения «Овощи на грядке» Под землёй живут семейки, Поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку Позовём копать… (картошку); Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста). «Везёт, везёт лошадка» На лошадку я вскочу, «Иго- го - го !» — закричу. Чуть сожму её бока, Поскакал я, мам. Пока! «Ловкий мышонок» Два мышонка у пригорка Рыли маленькую норку И четыре кладовых Для запаса зерновых. Так работали — старались, Чуть без лапок не остались: Очень твёрдая земля На пригорке возле пня. Жаль, что люди для мышат Не придумали лопат. «Знакомые сказки» Баба била — не разбила. Слабовата бабья сила! Да не смог разбить и дед. Ведь ему сто лет в обед. Кликнули они норушку — Та разбила, как игрушку, И сбежала под крыльцо. Что разбила-то? … (яйцо); На тарелочке лежал, Как остыл — и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою — лису. Ей попался на зубок Круглый, вкусный … (колобок).

Слайд 11

Игровые приёмы Эти способы взаимодействия с детьми в 1,5–3 года являются наиболее актуальными. С их помощью удаётся комплексно подходить к решению задач театрализации. Так что педагогу обязательно нужно знать тонкости организации театрализованных игр в первой младшей группе и театрализованных игр второй младшей группе. Практические приёмы Под этой группой средств взаимодействия с малышами понимаются творческие способы осмысления сюжета театрализации: рисунки; аппликации; поделки. При этом использоваться они должны в рамках имеющихся у малышей навыков: рисунка, как правило, в виде раскрашивания картинок (красками в первой младшей группе и/или карандашами во второй), аппликации из крупных деталей, заготовленных заранее (к примеру, наклеить персонажей сказки «Репка» по порядку того, как они присоединялись к «сбору урожая»). Поделки в первой младшей выполняются в одном материале, к примеру, каштаны-персонажи сказки «Три медведя», а во второй сырьё может комбинироваться, например, малыши представляют жителей леса из каштанов и желудей, скреплённых зубочистками. Это интересно. Практические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью используются нечасто. Обычно эти задания даются на смежных уроках по той же теме, например, при работе над темой «Курочка Ряба» непосредственно на занятии малыши первой младшей группы не рисовали, а выполняли творческое задание на уроке по изобразительному искусству в рамках смежной темы «Раскрашивание крупных объектов красками. «Курочка Ряба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогов ДОУ на семинаре: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Выступление для педагогов ДОУ на семинаре: «Театрализованная деятельность в детском саду»...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Сценарий семинара «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учетом ФГОС ДО»

МАтериал может быть полезен старшим воспитателям, заместителям заведующего по УВР для подготовки и проведения методического мероприятия с педагогами детского сада по организации театрализованной деяте...

Презентация к Сценарию семинара "Театрализованная деятельность в современном ДОУ"

Презентация к Сценарию семинара "Театрализованная деятельность в современном ДОУ"...

Сценарий спектакля к семинару «Театрализованная деятельность в детском саду»

Сценарий спектакля использовался в семинаре для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду". Включает в себя различные виды деятельности: стихи, песни, танцы, сюрпризные моменты...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Семинар "Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Гипотеза, то есть основное предположение моей работы состоит в том, что, приобщение дошкольников к ценностям нравственно-патриотической культуры будет осуществляться успешно, если работа будет реализо...