Семинар "Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Козлова Светлана Саматовна

Гипотеза, то есть основное предположение моей работы состоит в том, что, приобщение дошкольников к ценностям нравственно-патриотической культуры будет осуществляться успешно, если работа будет реализовываться посредством театральной деятельности, а также при совместной театрализованной деятельности дошкольников и родителей в рамках семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»

Семинар «Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

                                                                                                    Подготовила воспитатель

                                                                            МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»

                                                                                             Козлова Светлана Саматовна

Балабаново, 2022

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине - самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Основные моральные качества формируются именно в эти годы.

Проблема

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Нравственная деградация общества, утрата и замена общечеловеческих ценностей, преобладание культа потребления, выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в ущерб развитию морально-этической сферы - свидетельствуют о нравственном кризисе и утрате духовного здоровья личности. В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети стали меньше читать, посещать театры, кино. И так ли уж в этом виноваты интернет и компьютеры, на которые ссылаются родители? Увы! Трудно представить себе, но в этом виноваты только родители, которые в свое время не привили ребенку любовь к чтению, театрам, балету, хорошему кино.

И нам, воспитателям детских садов, надо постараться разрешить эту проблему. Ведь маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т. е. постепенно настраиваются на творческий лад.

Гипотеза, то есть основное предположение  моей работы состоит в том, что, приобщение дошкольников к ценностям нравственно-патриотической  культуры будет осуществляться успешно, если работа будет реализовываться посредством театральной деятельности,  а также при совместной театрализованной деятельности дошкольников и родителей в рамках семьи.

Актуальность

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение нравственно-патриотического  развития и воспитания личности и гражданина России. Нравственно-патротическое воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Вступивший в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, закрепляет приоритет нравственно-патриотического  воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения  является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственно-патриотических и социокультурных ценностей и принятых, в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Следовательно, ФГОС ДО дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой нравственно-патриоического воспитания дошкольников.

На мой взгляд, содержанием нравственно- патриотического  воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

     Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю нравственно-патриотичес кое воспитание детей посредством театрализованной деятельности.

Теоретическая база опыта

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

 «Волшебный край!»- так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Но чем же заслужил театр такую любовь к себе?

А тем, что при каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого (Белинский В.Г., Каменская М.Ф., Бруни Т.Г.).

Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует нравственно-патриотическому и творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа.

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, происходит речевое развитие ребенка. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в нравственно- патриотическом  воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» Б. М. Теплов.

Такая  деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

     Выдающийся педагог Р. С. Буре так говорил о значении театрализации: «… А исполнение роли ребёнком становится средством нравственного воспитания, так как в процессе действия он не только знакомится с нормами морально ценного поведения, овладевает ими, но и присваивает себе поступки, соответствующие доброжелательному отношению к людям, проявлению честности, настойчивости и прочее…»

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр.

Но,  к сожалению, анализ современной практики дошкольного образования показывает, что театрализованная деятельность очень часто не получает широкого применения в педагогической практике,  так как недооценивается её роль в развитии ребёнка , наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, отсутствует готовность педагогов к развитию детской театрализованной деятельности. По словам Дороновой Т.Н., «…в настоящее время в практике дошкольных учреждений театрализованная деятельность остается Золушкой, и её судьба, как от злой мачехи, зависит от желания и интересов педагога…»

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны, приобщение  детей дошкольного возраста к нравственным, духовным, патриотическим ценностям и формированием активной жизненной позиции ребёнка, и с другой стороны – отсутствие целенаправленной, систематической работы по театрализованной деятельности, как в дошкольном учреждении, так и в семье, привели к выбору темы семинара

Цель: создание условий для приобщения дошкольников к ценностям нравственно- патриотической  культуры посредством театрализованной деятельности.

Задачи

            1.Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.

2.Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Формировать умения правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.

4.Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть.

5.Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого  движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

6.Поддерживать желание детей сделать приятное для других людей активно участвуя в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности;

7.Способствовать развитию способности к состраданию и сопереживанию, активизировать мышление и познавательный интерес, раскрепостить  творческие возможности через театрализованную деятельность детей;

8.Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

9.Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

10.Воспитывать желание играть с театральными куклами, уважение к труду взрослых, бережное отношение к куклам, игрушкам.

Новизна опыта

Формирование нравственно-патриотической личности ребенка, а также повышение профессиональной компетенции педагогов в области театральной деятельности будет способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на совместную деятельность.

Целевые ориентиры для детей

В результате реализации данной темы у детей сформируется более высокий уровень

осмысления патриотических и нравственных  ценностей, повысится нравственная культура воспитанников ,у дошкольников будут ярче сформированы нравственные качества. Сформируется уверенность в своих силах, творческих способностей, коммуникативных навыков, уважительное отношение друг к другу.

  • Дети будут проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • Дети научатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
  • Дети будут понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
  • Дети смогут выступать перед сверстниками, детьми других групп, родителями;
  •  У детей произойдет развитие личностных качеств (дружеские партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки).
  • Дети осмылят духовные, нравственные и патриотические ценности жизни
  • Проявляют интерес к истории Родины и обладают определенной  базой знаний.
  • Дети научатся  использовать полученные знания в театрализованных играх.

Целевые ориентиры для родителей:

  • Родители создадут в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  • Родители будут совместно заниматься с детьми дома
  • Родители увидят в ребенке  в ребенке личность, уверенную в себе и способную выступать перед публикой
  •  Родители будут уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • Родители станут интересоваться жизнь  группы и детского сада, проявят желание участвовать в ней.

Методы работы

-Словесный метод: высказывания, указания, беседы, чтение произведений устного народного творчества, художественной литературы.  

-Наглядно – слуховой метод: высоких и низких звуков с помощью музыкальных инструментов и технических средств обучения.

-Наглядно – зрительный. Этюды, игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Участие в кукольных постановках. Показ театрализованных постановок, мультимедийных презентаций, иллюстраций, фотографий).

-Метод пластического интонирования: передача позы, жестов, мимики, голоса, движения героев.

- Игровые;

-творческие.

Методические приемы

  Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

  Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

  Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

  Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

  Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

  Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

• Проигрывание отрывков сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

• Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.

• Проигрываю этюды с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Технология реализации педагогического опыта

Формирование  нравственно-патриотических представлений посредством театрализованной деятельности  является  содержательной  основой  для  осуществления  разнообразной  детской  деятельности  со  всеми  образовательными  областями.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально – коммуникативное развитие»
  • «Художественное – эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Театрализованная деятельность сочетает все виды творчества: песенное, танцевальное, речевое, изобразительное. В нее включаются все виды детской деятельности: игровая, художественная, речевая, познавательная, конструктивная. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. Ребенок старается воплотить в живые образы и действия всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни. Эта деятельность основана на интересах и предпочтениях ребенка, дает возможность заниматься любыми видами деятельности – игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Театрализованная деятельность — важное средство формирования у детей эмпатии, т.е. возможности различать чувственное состояние человека согласно интонации, мимике, жестам, умения ставить себя место другого человека в различных ситуациях, находить соответственные способы содействия.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.С помощью театральных игр и мини – спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность, это моя основная задача для формирования нравственно-патриотических  чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста. Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном детстве является театрализованные игры, которые понятны и близки детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных и понятных детям  видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием воображения и фантазии, развитием коммуникативных качеств личности.  Для решения этих задач я стараюсь объединить в своей работе фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материалы, руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности. Эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

        Работа нашего МБДОУ по формированию патриотических чувств  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится следующим образом:

Младший дошкольный возраст:

Приобщаем  малышей к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных, о самом себе, чтение народных сказок, драматизация, театрализованные представления, настольный театр. Активно приобщаем к этой работе родителей (законных представителей).

Средний дошкольный возраст:

 Работу по формированию нравственно-патриотических качеств в этой возрастной группе  строится нами  на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых людей. Организация мини музеев, уголок русской избы, уголки ряженья, мастеровой уголок, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки,  заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей младшего возраста. Знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными инструментами. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

Старший  дошкольный  возраст:

Не секрет, что представления старших дошкольников о культуре родного народа, долгое время были отрывочны и поверхностны. Чтобы восполнить эти пробелы  и трансформировать  полученные знания в зачатки  патриотизма (интереса к истории своего города, края, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями) показываем и даем почувствовать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помогаю полюбить своё, родное, близкое. Читаем сказки, былины, совместно с музыкальным руководителем знакомим с обширным музыкальным материалом, осваиваем фольклорные традиции, развиваем интерес к театрализованным постановкам, играм на основе фольклора, сказок, былин, легенд, путем активного вовлечения детей в игровые действия. Одна из форм работы – проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, изготовления атрибутов .  

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым нужно правильно научиться  распоряжаться каждому, владеть им так, чтобы не растерять, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец для подражания. Эти истины на протяжении многих веков отшлифованы, проверены на практике нашими предками. И наша задача как педагогов, передать всю мудрость народа не растеряв ни крупицы, нашим детям. Вложить не в голову, а в душу, ведь патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».

Очень важный момент, на который стоит обратить внимание, это выбор репертуара для театральной постановки. Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Конечно, лучше всего для детей подходят русские народные сказки. В русской народной сказке заключается мудрое и ясное понимание жизни. Она радует оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.Материал для постановок я подбираю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Принимая во внимание интерес детей к сказкам, доступность детского восприятия, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и патриотического воспитания детей в своей работе я использую наиболее популярные из них.

Рассмотрим немного ближе связь патриотизма и нравственности с театрализванными постановками, которые мы ставили с детьми

«Мы-матрешки.»

Досуговое мероприятие  формировало интерес к истории и культуре России, к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусств, приобщало  детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке –традиционном символе России, символе русского народного искусства, содействовало патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ. При этом  развивалась речь, внимание, память, образное мышление, эмоционально-чувственная сфера. Были задействованы познавательная, игровая, социально-коммуникативная, хуожнственно-эстетическая и речевая области

Сказка  «Репка». 

Здесь формируются представления детей о семье как о неотемлимой части жизни будь то человек, или животное. У кого-то она большая, у кого-то по меньше. В каждой семье о вас заботятся, любят. Смысл сказки- вместе - лучше!Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата - отчаявшись, они зовут на помощь и внучку, и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение - позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи - репка благополучно извлекается из земли!Но здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый - как дед (глава семьи, так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим, и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.

Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Если представить, что бабка или внучка, занятые своими делами, или просто не желающие помочь деду, отказались бы прийти на зов, семья могла бы остаться голодной. В этом и заключается еще один смысл - на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.
С огромным интересом у нас прошла постановка сказки «Репка на новый лад». Знакомую идею сказки ребята обыграли новым, более развернутым сюжетом. При помощи мимики, движений и интонации они придали персонажам сказки свой неповторимый характер.

Досуговое мероприятие «Веселые посиделки»

Здесь при помощи  детского и взрослого творчества мы вовлекали  детей в эмоциональную ситуацию. Приобщать к русским народным традициям.Показывалибыи и досуг прошлых времент.У всех были народные костюмы девочкам сарафаны и косынки, мальчикам рубахи. На глазах декорации русской избы; русские костюмы для хозяюшки и детей; настоящие лепные пряники для показа детям; готовое солёное тесто, доски разделочные или чистые клеёнки. Подарки для хозяюшки: бусы и платок. Были и частушки, и игра на инструментах, и русские народные игры, песни, пляски. Интеграция прошла и с другими видами деятельности: художественно-эстетической, речевой . социально-коммуникативной.

Экологическая сказка «Цветик –семицветик» 

Главная мысль - обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом). Через жанры устного народного творчества воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными по отношению к окружающим. Сказка "Цветик-семицветик" также помогла расширить знания об окружающем мире. Дети не просто смотрели сказку, но и были участниками действия. Помогли медведю очистить лес от мусора, птицам избежать встречи с лисами. Экологическая сказка «Цветик-семицветик» учит любить природу, рассказывает о характере некоторых животных и их повадках, учит детей быть заботливыми и внимательными

«Теремок» – это сказка о дружбе и о взаимопомощи

Игра-драматизация «Телефон» познакомила с жанром юмористического рассказа, обогатила словарный запас, лексику детей, воспитывать чувства товарищества, дружбы, чувство сострадания и взаимовыручки.

С.Маршак «Багаж» Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака.Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка. Разве найдётся такой ребёнок, который не веселится в цирке, не радуется в зоопарке!Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и порядка.

Ну и расссмотрим «По щучьему веленью»

Сказка «По щучьему веленью» содержит в себе глубокие философские мысли. Считается, что смысл сказки «По щучьему веленью» заключается в констатации русской лени. Каким образом Емеля просто так получает все блага, которые только могут быть, в полном объёме?В этой сказке показано, что Емеля не просто был ленив. Он обладал мудрой ленью. Он не делал того, чего делать не следует.Когда ему говорят «сходи за водой», он говорит ему неохота. Значит надо работать только с охотой, с радостью и любовью, чтобы труд был в радость.Ради блага он трудиться не хотел. Нужно трудиться так, чтобы другому хорошо было. Вот если вы будете стараться хорошо сделать другому, то и сами будете сыты.) Емеля познакомился со щукой и узнав о её способностях, он осознал свои истинные желания. Он проявил к щуке, которая в свою очередь символизирует природу, внимательность, доброту и сострадание. Емели доверился ей и она (природа) дала ему возможности реализовать своё намерение: «По щучьему веленью, по моему хотению». Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.

. Сказки — это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально- нравственные истины, как:

•         добро побеждает зло ( « Золушка»)

•         уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших

( « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Гуси-Лебеди»).

•         учат переживать за героев, на долю которых выпали испытания

( « Царевна- лягушка»)

•         помогают понять хитрость и обман (« Лиса и Журавль»)

•         высмеивают жадность и зло (« Сказка о золотой рыбке»)

•         вызывают интерес к жизни русских  героев.(« Илья Муромец», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», « Алёша Попович и Тугарин

Змеевич»)

Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”, “Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”), выбирая для себя подходящие роли; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о защитниках. Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение “Бородино” М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

Дидактические  игры

  • Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам)- Закрепить знания текстов сказок. Развивать память.
  • Презентация «Знакомство с театром»
  • Д/И «Кто работает в театре»;
  • Беседа: «Правила поведения в театре»
  • С/р игра «У нас в гостях- артисты».
  • Пальчиковые игры
  • Загадки, словесные игры по тексту  знакомых сказок -способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания
  • Подбор музыки для  передачи хорошего, грустного и других настроений.
  • Показ сказки для малышей «Курочка Ряба»
  • Этюды: «Осенние листочки», «Снежная королева»,» « Расскажи стихи руками» « Сеня- трус- всего- боюсь».
  • Знакомство со сценарием по сказкам « Снежная королева», «Цветик-семицветик»
  • Отработка дикции с помощью чистоговорок, скороговорок.
  • Подбор музыки на: завывание ветра, хруста снега под ногами, завывание вьюги, метели, шум улицы и т.д.
  • Упражнения на развитие дыхания «Дышим правильно!», «Ветерок», «Метелица»
  • Игра: «Сказки в гостях»

Показать, как разные сказочные герои смотрят в зеркало, пробуют любимое блюдо, нелюбимое, садятся на стул и т.д.

  • Исполнение контрастных ролей- старого кота и маленького котёнка; злого пса и беззащитного щенка и т.д.
  • Танцевальные импровизации с театральными куклами под русскую народную музыку, класс Упражнение «Кто как говорит»
  • Отгадывание загадок; проговаривание скороговорок, потешек, пословиц, чистоговорок.

Взаимодействие с родителями

3 направление: работа с родителями:

  • повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей   посредством театрализации;
  • привлечение семьи к участию в воспитательном процессе учреждения на основе педагогики сотрудничества.
  • привлечение семей к изготовлению разных видов театра.

Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач.

Я с уверенностью могу сделать вывод, что воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности имеет положительный и продуктивный характер. Формула успеха в педагогической практике по средствам театрализации заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.

Результативность

Итоги диагностики нравственных и патриотических понятий и норм позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством вовлечения их в театрализованную деятельность.

Положительная динамика заметна в следующих  показателях:

1. Дети научились сопровождать движения куклы  по ширме песенкой, придуманной на заданный текст.

2. Самостоятельно играют с театральными куклами, участвуют в танцевальных импровизациях с куклами и без них. Заметно повысилось стремление к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

3.Повысились представления  детей о духовных и нравственных качествах человека, чувство  ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия. Развилось чувство патриотизма.

4 Дети с удовольствием выступают перед детьми, родителями, сотрудниками.

Таким образом,  при целенаправленном систематическом использовании театрализованной деятельности в процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах в детском саду и дома ребенок учится осмыслению  духовных, патриотические  и нравственных ценностей, учиться формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир, у него формируются нравственные качества , повышается нравственная культура.

Вывод

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций.

Также, хочется отметить, что наиболее важным условием нравственно- патриотического  воспитания является организация в детском саду, в семье условий для систематической и целенаправленной работы по театрализованной деятельности. Использование её педагогического потенциала способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению патриотических и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества МБОУ с семьей, дает необходимые желаемые результаты.

Перспективы

     Работу по развитию нравственно- патротических качеств у дошкольников планирую продолжить посредством театрализованной и далее.Планируем пополнять предметно-развивающую среду разными видами театров. Продолжать работу в тесном сотрудничестве с социальными партнерами. Ставить сказки и проводить игры-драматизации.

Информацию о накопленном нами положительном опыте мы открыто представляем педагогическому сообществу не только внутри детского сада, на и на всероссийском сайте ns-portal,вк. Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущего созидателя, приумножающего добро вокруг себя, приобретающего твердые нравственные  убеждения, служащих благородному делу и своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в группе детей с ОВЗ (с ТНР)....

Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 6 г. Южно- Сахалинска Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения никогда не теряла свое...

Театрализованная деятельность,как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобщения де...

Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Некоторые думают, что Театр для ребенка-это несерьёзно, серьёзнее-математика, чтение и другие науки...НО!! Знаете, как раскрываются дети, играя в спектакль! А как это им нравится! Играя в героев...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...