Экологический проект "Покормите птиц зимой"
проект (старшая группа)

Покормите птиц зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx106.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

_____________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково,

ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64

E-mail: oc.vershina@gmail.com

Экологический проект

Тема проекта: «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский

Старшая группа № 2 «Ладушки»

Сроки реализации: с 10.01.2024г. – по 31.01.2024г.

                                                                                                Воспитатель:

                                                                                                                  Логинова Александра Витальевна

       

Путилково, 2024 г.

Экологический проект «Покормите птиц зимой» 

в старшей группе №2 «Ладушки»

 

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Вид деятельности: проектная.

Возрастная группа: старшая группа.

Срок реализации проекта: 3 недели (10.01.24 г. – 31.01.2024 г.)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Тема проекта: «Покормите птиц зимой»

Цель проекта: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи:

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц

3. Вызвать желание помочь пернатым зимой

4. Научить детей правильно подкармливать птиц.
Актуальность проблемы.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.


Ожидаемые результаты: Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы и содержание проекта

Подготовительный этап  (организационный)

1. Изучение методической литературы;

2. Подбор художественной литературы;

3. Подготовка        художественных        материалов        для        продуктивной деятельности;

 4. Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц

5.Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
Основной этап (практический)

1.  Знакомство детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.

       2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

        3. Наблюдение за птицами на участке

        4. Разучивание стихотворений, песен, пословиц о птицах.

        5. Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.


Заключительный этап (итоговый)

1. Выставка совместного творчества родителей и детей;

2. Оформление презентации проекта.

3. Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Работа с родителями:

1. Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

2. Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

3. Консультация для родителей «Перелетные птицы» и «Зимующие птицы»

Итог работы:

1.Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

2.Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

3.У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

4.Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях

Перспективный план образовательной деятельности

Рассматривание книг, иллюстраций

Беседы с детьми: «Что мы знаем о птицах», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Зимующие и перелётные птицы», «Зимующие птицы».

Чтение стихов про птиц

Чтение пословиц и поговорок.

Загадывание загадок о птицах.

             Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»,  «Дятел» К.Д. Ушинский; А. Стрижева «Птицы зимой»; А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей»,

Рисование «Сказочная птица»

Лепка «Снегири»

Аппликация «Лебедь»

Подвижные игры «Птички в гнёздышке», «Вороны и собачка», «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль».

Проведение игрового гимнастического занятия по методике Е. Железновой «Воробушки».

Пальчиковая игра «Птицы».

Дидактическая игра «Найди лишнюю птичку»

             Викторина «Кто больше знает о птицах»


Беседа «Зимующие птицы».

 

 Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность   удовлетворения потребности в пище.

Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание  водоёмов, земли), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.

Обогащать словарь путём ведения слов: корм, перелётные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.

 

Ход беседы:

 Воспитатель читает детям стихотворение - шутку:

  Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли...

  В гости первый день недели, к нам синицы прилетели,

  А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

  Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.

  А в четверг со всех краёв, стая жадных воробьёв.

  В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

  А в субботу на пирог, прилетели семь сорок.

  В воскресенье, в воскресенье, было общее веселье!

 Воспитатель: Дети давайте рассмотрим картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.

     - Какие из птиц вам знакомы? - Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке зимой? /воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки/.

     - Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? /зимующие/.

     - Каких птиц не было видно в последнее время? /грачей, ласточек, стрижей, скворцов/.

     - Куда они делись? /улетели в тёплые края/.

     - Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? /перелётные/.                Почему они улетают? /боятся холодов и голода/.

     - Вспомните, чем питаются птицы? / насекомыми, семенами растений, ягодами/.

 

  Воспитатель:  Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

      - Как вы думаете, почему зимующие птицы  воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы круглый год живут снами? ( Ответы детей).

-Эти птицы не боятся  морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. - И всё - таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. 

 - Дети, а вы помогаете птицам? (Ответы детей). Подкармливая птиц, мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.

    Физкультминутка:

Воспитатель:  Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то  вы будете хлопать в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи... и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!

    

 Воспитатель: Дети, я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за птица.

 Загадки:

 - В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! /дятел/.

 - Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. /воробей/.

  - Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это.../снегири/.

  - На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.../скворец/.

 

- Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! /кукушка/.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Мы много узнали о жизни птиц. Давайте вспомним, а чём мы сегодня беседовали?  

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель:  способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Задачи  учить отгадывать загадки,

- развивать интерес к миру пернатых,

- дать представления о значении птиц для окружающей природы,

- формировать желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей. ( Грач)

    Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину. ( Ласточка)

   Я в скворечнике живу

   Песни звонкие пою. (Скворец)

   Клином печальным в небесной дали

   С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

- Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками,  имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

( На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

- Какие это птицы? (Зимующие).

-А почему же они не улетают?

- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

4. Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит  аудиозапись)

- Кар-кар! (Ворона)

- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

- Ча-ча-ча! (Сорока)

- Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

- Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая  (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

- Молодцы,  справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?                        А.Григорьев.

Воспитатель:

- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода.

- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

- Молодцы, вы были внимательны.

- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

- Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1 слайд – изображение  леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях,  в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение  отрывка  стихотворения А.Яшина « Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

8.Итог.

 - Что вам больше всего понравилось на занятии?

Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах.

Цели:- расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах;

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

-углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);

-классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

-обогащать словарный запас;

- развивать речь и логическое мышление

- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц, птичьих гнёзд.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним, чтение и анализ сказок, подведение итогов.

Воспитатель:

- Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелетные?

Зимующие птицы : воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так : найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.

- Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?

- Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы.

- Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах, но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.

А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаё т сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

- Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

- Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы.

В весенних лесах слышится звонкий весёлый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнёзда, устилают их пухом и перьями.

И вот в птичьих теремках появляются яички. Птицы высиживают их, согревая своим теплом, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенчики.

Прожорливые птенцы широко раскрывают ярко-жёлтые рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Заботливые родители летают по лесам и лугам, добывая детям корм, уничтожая тем самым много вредных насекомых. Так они спасают лес и посевы на полях, сады, парки, скверы.

Птенцы быстро растут. И вскоре в укромных лесных уголках открываются птичьи «школы». В них взрослые птицы будут учить своих детей искать корм, спасаться от врагов, подавать разные сигналы.

И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц, тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.

А теперь, послушайте стихотворение.

Гнездо

Нашла я гнездо лесное

Маленькой пёстрой птички,

Свитое ранней весною,

В гнезде лежали яички.

Как же она испугалась,

Прикинулась птичка больною,

Крыло волочила, металась

В густой траве предо мною.

Давалась мне прямо в руки,

Меня от гнезда уводила.

И сколько в ней было муки,

И сколько в ней было силы!

Вот еще одно правило, которое нужно запомнить! Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк свою собаку. Птенцы иногда выпадают из гнезда, и собака может повредить малышу крылышки или лапки.

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка».

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)

Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)

И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)

И на бревнышке уселся (садимся)

После окончания физкультминутки, дети садятся.

Воспитатель:

- Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы!

Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц.

Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму. Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!

• Вопросы

1. На какие две группы делятся птицы?

2. Каких зимующих птиц вы знаете?

3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?

5. Какие гнёзда строят птицы?

6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?

7. Как можно помочь птицам зимой?

Дупло дятла

Гнездо трясогузки

Гнездо сороки

Гнездо ласточки

Скворечник

Гнездо журавля

Конспект занятия по лепке «Снегирь».

Цель: создание птицы из пластилина.

Задачи: Развивать умение лепить птиц: снегиря. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет.

Совершенствовать умение сглаживать места скрепления пальцами.

Формировать умения путем налепа делать глаза и клюв.

Закреплять знакомые приемы лепки. Лепить птиц конструктивным способом лепки.

Воспитывать стремление добиваться нужного результата.

Продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Материал: коробка пластилина, стека, бумажная салфетка, дощечка, игрушки птиц и картинки: снегирь, кассета с голосами птиц.

Предварительная работа: Рассматривание воробья и синиц на участке. Беседа. Рисование птиц.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку

На снегу сидит, блистая,

Красногрудых птичек стая.

Бросим крошек поскорей

Для красавцев - …

Варианты ответа детей (снегирей)

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим нашу птицу. Я вам объясню, как нужно лепить птичек на примере снегиря. Посмотрите на этого снегиря. Из каких частей он состоит?

Варианты ответа детей (туловища, головы, хвоста и лап).

Воспитатель: Какой формы туловище и голова?

Варианты ответа детей (Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая).

Воспитатель: Что еще есть у снегиря?

Варианты ответа детей (Клюв, глаза и крылья).

Воспитатель: Когда у снегиря видны крылья?

Варианты ответа детей (В полете. Когда летит).

Воспитатель: Какие у снегиря глаза по цвету и величине?

Варианты ответа детей (Маленькие и черные).

Воспитатель: А какой клюв?

Варианты ответа детей (Маленький, черный).

Воспитатель: Какого цвета сам снегирь?

Варианты ответа детей (Красная грудка, спинка и крылья серо-черного цвета, голова черная с красными щечками).

Воспитатель: Ребята, а в какой позе можно изобразить птицу?  

Варианты ответа детей (Как снегирь летит, стоит или клюёт).

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как надо лепить птиц.

Только сначала давайте разомнемся.

Физминутка.

«Птички».

Птички в гнездышке сидят (приседают).

И на улицу глядят (повороты головы),

Погулять они хотят (кивают головой)

И тихонечко летят (разлетаются, машут руками).

Воспитатель: Молодцы, теперь ребята давайте слепим снегиря в разных позах. У кого-то снегирь  стоит или летит, у кого – то клюёт.

Воспитатель: Берем пластилин красного цвета, лепим из него овал. Это будет тело птицы.

- Из пластилина черного цвета лепим шар, диаметром меньше чем овал. Это голова птицы. Примазываем голову к телу.

Воспитатель: Берем пластилин черного цвета, стекой делим кусок на три одинаковые части. Лепим из этих частей небольшие колбаски, сплющиваем их. Из одной части делаем хвост птице, примазывая его к овалу с противоположной стороны от головы, 2 части примазываем к телу птицы с боков - это крылья.

 По мере необходимости воспитатель помогает тем, кто затрудняется. Показывает  приемы лепки отдельным детям. Советами, вопросами помогает делать фигуры более выразительными.

Воспитатель: Методом налепа делаем птичке клюв и глазки.

Анализ детских работ.

 Воспитатель:  Какие замечательные и красивые птицы у нас получились.

 - Давайте полюбуемся на наших птичек. Ой, смотрите этот снегирь у нас в полете, а этот клюёт, а вот этот снегирь стоит.

- Ребята найдите мне самую красивую птицу. Птицу, которая клюёт. Снегиря, который летит.

- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.

Аппликация  «Лебеди на пруду»

 Задачи

Образовательные: 

- закреплять знания о лебедях как о перелетных птицах;

-  совершенствовать навыки работы с ножницами (резать по прямой линии);

- продолжать учить аккуратно работать с клеем;

- создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги и укладывать их рядами, используя имеющиеся умения и навыки работы с бумагой.

Воспитательные: воспитывать доброе, милосердное отношение к природе; старание, умение слушать и слышать, быстро включаться в работу; необходимость доводить начатое дело до конца; выполнять работу с душой, любовью; умение работать вместе, дружно и согласованно; любовь к красоте.

Подготовительная работа: беседы о птицах, овладение умением делать петли из бумаги.

Оборудование: белый ватман с весенним пейзажем, готовые силуэты лебедей в конвертах, белая бумага, клей - карандаш, ножницы, клеёнка, салфетка, цветные карандаши, иллюстрации лебедей.

 Воспитатель. Отгадайте загадку:

            У Алёнушки-сестрицы

           Унесли братишку птицы.

           Высоко они летят,

           Далеко они глядят.

                         (Гуси-лебеди.)

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением лебедей.

Ребята, лебедь это кто? (Птица.)

А это красивая птица?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, это прекрасная, гордая птица, поэтому даже в сказках, песнях, стихотворениях красивую девушку сравнивали с белой лебёдушкой. Лебеди - птицы особенные, они не только умеют летать, но и что еще умеют... (плавать).

 Значит, лебедь - водоплавающая птица (от слов вода и плавать).

 А лебеди остаются с нами на зиму или нет? (Улетают.) Куда улетают? (На юг.) Значит, лебедь птица какая? (Перелётная.) И улетают они поздней осенью, когда становится совсем холодно, где-то в ноябре, прямо перед зимой.

Чем покрыто тело у всех птиц? (Перьями.)

Для чего нужно оперение? (Для тепла, а еще перья помогают совершать полёт.)

Дети достают лебедей из конвертов.

Скажите, мой лебедь такой же, как у вас, или чем-то отличается?

Дети. У него есть перья, а у нас без перьев.

Воспитатель. Мой лебедь уже прилетел в теплые края и купается в теплой воде.

Солнце озарило

Яркий небосвод,

Лебедь белокрылый

Медленно плывёт.

А ваши смогут долететь? (Нет, они без перьев.) Вы хотите им помочь?

Посмотрите, из чего сделаны перья у моего лебедя? (Из петелек.)

А петли? Из полосок бумаги, которые аккуратно нарезаны из прямоугольника. Режем вдоль короткой стороны. Надо постараться сделать все петельки одинаковыми, шириной примерно с пальчик. Чтобы они получились ровные, нужно резать широко раскрытыми ножницами. Поднимать высоко ножницы нельзя - это опасный предмет!

Затем делаем из полосок петли. Вспомним, как их делать. (Намазываем один край полоски бумаги и соединяем два края. Обязательно подержать, чтобы склеились.)

Укладываем петли аккуратно от хвоста к голове внакладку, друг на друга, один ряд на другой. Следующий ряд накладываем на тот, который был раньше. Постарайтесь, чтобы все туловище было покрыто перьями. Тогда им будет легко лететь.

Сделайте ваших лебедей так, чтобы их нельзя было назвать бедняжками, а можно было воскликнуть: «Какие красавцы!»

  Не забудьте дорисовать карандашами глазки и клюв.

  Перед началом работы пальчиками поработаем – покажем, как будем резать. (Широко    раскрыли, закрыли.)

  Пальчиковая гимнастика.

 С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-

(Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках,

начиная с мизинца левой руки.)
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-

(Снова, скрестив большие пальцы,

помахать ладошками.)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами

 сделать « клюв» - « птицы поют».)

 А теперь приступайте к работе.

Постарайтесь не забыть

Лебедей своих любить!

И друг другу не мешать,

Тишину всем соблюдать.

Дети самостоятельно выполняют работу. По мере выполнения, дети сами прикрепляют лебедей на пейзаж.

Проводится анализ работ.

Давайте вытянем шеи, как лебеди, и посмотрим на них.

Воспитатель отмечает - все лебеди благополучно долетели! Спрашивает у детей, каким лебедям было легко лететь, а каким трудно? Дети выделяют самых красивых лебедей и объясняют свой выбор. (Предполагаемые ответы: легко было лететь тем, у кого больше перьев, самые красивые лебеди - где все петли аккуратно наклеены, ровные, одинаковой ширины и т.д.)

Воспитатель отмечает дружную, согласованную работу детей.

Вы сегодня потрудились

И какие лебеди-красавцы

У вас получились!

Вы немножечко устали,

Но уменье показали!

Всех сегодня удивили –

Лебедей своих любили,

И поэтому они

            Счастьем, радостью полны!

Лебеди вас благодарят,

Всем «спасибо» говорят!

 В конце организуется игра.

А сейчас мы все превратимся в лебедей.

Вправо, влево повернись –

В лебедя превратись!

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться,

Очень бесшумно

На воду садятся.

Белые лебеди,

Лебеди летели.

Сели, посидели,

Снова полетели.

Полетели в теплые края, уже поздняя осень - скоро зима.

Недаром в народе говорят: «Полетели лебеди -  понесли на крыльях зимушку».

Пальчиковая игра «Птицы»

(Большой и указательный пальцы правой руки замкнуть в «колечко» и надевать по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца.)

Птичек мы окольцевали, («Колечко» на большой палец.)

Наблюдали, узнавали, («Колечко» на указательный палец.)

Улетев в какие дали,(«Колечко» на средний палец.)

Где морозы переждали,(«Колечко» на безымянный палец.)

Что пернатые клевали,(«Колечко» на мизинец палец.)

Гнёзда где свои свивали.(Затем «колечко» из пальцев левой руки надевать на пальцы правой.)

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнёздах вывели птенцов?


Загадки.

— Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее…. (ворона)

— Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (воробей)

– Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говоруша, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица- вот вопрос? (сорока)

— Как бы мне пошла корона! —


Важно каркнула … .(ворона)

Правильно. Молодцы ребята. А сейчас мы с вами будем играть в игру.

Давайте рассмотрим иллюстрации. На одной изображена- одна ворона. А на другой – стайка воробьев.

Дидактическая игра «Воробей и ворона»

Дети вместе с воспитателем на основе наблюдений составляют рассказ – сравнительную характеристику птиц.

-воробей маленький, а ворона крупная.

-воробей имеет серо-коричневую окраску, а ворона серо-черную.

-воробьи держатся стайкой, а ворона одна.

-у воробья клюв маленький, короткий, прямой, а у вороны он большой,

несколько изогнут.

-воробей чирикает, а ворона ест корм молча.

-воробьям нравятся крошки хлеба, а ворона ест зерна кукурузы.

Замечательно. Вы очень наблюдательны. Я знаю игру «Птицы в гнезда летят». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу.

Дидактическая игра «Найди лишнюю птичку»

Обучающие задачи:

Продолжать закреплять и систематизировать знания детей о птицах.

Продолжать повторять с детьми названия и внешний вид  зимующих  и перелётных птиц.

Развивающие задачи:

Развивать интерес к жизни птиц.

Развивать зрительное внимание, мышление, память, речь детей.


Воспитательные задачи:

Воспитывать добродушное и заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа с детьми: Наблюдение за птицами на прогулке. Беседа с детьми о среде их обитания и питании. Просматривание иллюстраций с изображением птиц. Прослушивание музыкальных записей с голосами птиц.  Рисунки детей по этой теме.

Условия игры: Посмотри внимательно на картинки и найди лишнюю птичку. Объясни свой ответ.

Приложение № 3  к проекту «Покормите птиц зимой»

Подвижные игры

Воробушки и автомобиль.

Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или коны. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки! » автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

«Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

«Ворона и собачка»

Цели: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу. Материал: большая пушистая собака, эмблемы с изображением ворон.

Ход игры

Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» разбегаются в разные стороны.

Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.

Птички в гнёздышках

Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.

Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.

Игровая гимнастика Е. Железновой «Воробушки»

Идем на улицу.


А сейчас мы пойдем свами на улицу посмотреть на воробушков, идем по кругу друг за другом.

раз-два, раз-два, раз-два, раз-два.

Воробушки машут крылышками.


Воробушки машут крылышками и прыгают. Сперва покажем, как воробушки машут крылышками — руки разведем с стороны и поднимем, опускаем руки вниз скрещиваем их перед собой, а потом поднимаем в стороны и вверх, колени легка сгибаются затем воробушки прыгают, подпрыгиваем не высоко, машем руками.

Скрестили, подняли, раз-два, раз-два,  прыгаем.  Скрестили, подняли, раз-два, прыгаем

Воробушки клюют, воробушки проголодались. Давайте поклюем крошки. Кулачки сожмем, указательные пальцы вытянем как клювики. Будем приседать и два раза стучать по полу, раз-два, затем вставать и два раза стучать по ножкам, раз-два. Приготовились, сели раз-два встали, раз-два сели, раз -два встали, раз-два, раз-два.

Котята


А вот на прогулку вышли котята, они хотят подкрасться к воробушкам поближе. Котята делают 6 шажочков и останавливаются. Смотрят,  не улетели ли еще воробушки.  
Ходим, ходим, ходим стоп, ходим, ходим, ходим стоп .

Воробушки полетели

Увидели воробушки котят и улетели. Руки подняли в стороны, бежим легко .

Идем домой.


Пора и домой возвращаться
. Идем друг за другом, ноги высоко поднимаем, хорошо работаем руками: раз-два, раз-два, раз-два, раз-два

Приложение № 4 к проекту «Покормите птиц зимой»

Картотека стихов о птицах

* *

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

* *

Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки —

Синие ковбойки.

Автор: М. Пляцковский

* *

К нам с ветрами прилетели

Стайки ярких свиристелей.

Прилетели свиристели,

Песню севера запели.

Автор: Г. Ладонщиков

* *

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Эти красные фонарики

Засветили снегири.

Автор: Л. Татьяничева

* *

Жаворонок полевой,

Нет певца чудесней!

В чистом поле — домик твой.

В ясном небе — песня.

Автор: В. Берестов

* *

Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

Автор: В. Берестов

* *

Зяблик согрелся

Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!

Шубу скинь! Скинь! Скинь! —

Зяблик распелся —

Зяблик согрелся!

Автор: Э. Мошковская

* *

Кругом —

снег.

А на горке — нет!

Увидали грачи.

Каждый кричит,

Как матрос с корабля:

— Земля!

Автор: Э. Мошковская

* *

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Автор: А. Барто

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

Автор: А. Барто

* *

Прилетай же!

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил —

Не скворечник, а дворец!

Автор: М. Карим

* *

Ласточка

Ласточка

Сизокрылая

Под моим окном

Свила гнездышко —

И поет себе,

Заливается,

Весну красную

Прославляючи…

Автор: С. Дрожжин

* *

Чик-чирик!

Теплом уж веет. И порой

Из сада слышен шумный крик.

То там воробушки толпой

Кричат на ветках: «Чик-чирик!»

Довольны птички, что из туч

Им солнце выглянет на миг;

Они встречают этот луч

Веселым криком: чик-чирик!

Тот луч им шепчет, что земля

Вся скоро станет как цветник,

Утонут в зелени поля…

И громче слышно: чик-чирик!

Автор: И. Косяков

* *

Воробушек качаться захотел

Наш воробушек качаться

захотел,

В гости к тоненькой былинке

прилетел,

Сел на самую вершинку —

цинь-цвиринь:

«Покачай меня, былиночка,

подкинь!..»

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит

поутру!

Ой, как весело, когда на свете

май!

Ты воробушка, былинка,

покачай!

Автор: М. Познанская

* *

Скворцы прилетели

Ждет гостей высокий клен —

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен —

К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана,

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем:

— Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,

Долетели до двора,

Не смогли мы удержаться,

Хором крикнули: — Ура!

Удивительное дело:

Все семейство улетело!

Автор: А. Барто

Картотека загадок о птицах

На шесте — дворец,

Во дворце — певец.

(Скворец)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться —

Два могучие крыла

У хозяина … (орла)

И петь не поет,

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»

(Кукушка)

Черный, проворный,

Кричит «крак» —

Червякам враг.

(Грач)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает?

(Петушок)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

(Петух)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

— Я тут! Я начеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький …

(петух)

Раньше всех встает,

«Ку-ка-ре-ку!» поет.

(Петушок)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(Петух)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух)

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

(Петух)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

(Петух)

Беленькие перышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петя-петушок)

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он — забияка,

Поутpy — часы.

(Петух)

На голове гребень,

На хвосте серп.

(Петух)

Явился в желтой шубке:

— Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

Картотека пословиц и поговорок о птицах

Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.


Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.


Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Поменяли кукушку на ястреба.


Всякая ворона свой зобок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.


Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.


Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.


Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.


У каждой пташки — свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.


Вороне соколом не быть.

Вороненку гнездо — родимая хата.


Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.


Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.


Пируют в ночи совы да сычи.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.


Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.


Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горюет.


Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.


Грудь лебединая, походка павлинья.

Журавль прилетел и тепло принес.


Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Картотека народных примет

Птица залетела в дом через открытое окно и вылетела – по примете придет послание; или в доме кто-то умрет.

Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.

Птица влетела в каминную трубу — в доме кто-то умрет.

Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних.

Птица села на окно (подоконник) — примета сулит небольшие материальные траты.

Дятел долбит крышу дома – быть беде.

Если птица в клетке умрет в утро свадьбы – примета предвещает несчастный брак, супруги в конце концов разойдутся.

Если аист удаляется прежде времени от какого-нибудь места – предзнаменует этому месту несчастье.

Птица парит над домом или летает вокруг — кто-то сильно заболеет.

Если ворона летает над домом и каркает троекратно, в доме кто-то умрет

Птица парит — берегитесь предательства, особенно если птица хищная.

Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.

Птицы неожиданно меняют направление полета — к наблюдателю приближается опасность.

Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца.

Птицы летят на вас – к удаче. Птицы летят от вас — дурной знак.

              Сова близ дома кричит – к новорожденному.

Увидеть летящих птиц перед началом пути — успех, если они летят вправо; неудача, если они летят влево.

Сорока скачет на доме больного — к его выздоровлению. Если возле окна сидит сорока – скоро будут гости, а если в доме есть больной – он скоро выздоровеет.

Увидеть летящего аиста — к встрече с приятным вам человеком, приезду долгожданного гостя

Помет птицы попал на вас — примета считается благоприятной, возможны материальные улучшения.

Три чайки, одновременно пролетающие над головой, – предупреждение о смерти.

Если человек увидел в небе жаворонка — это предвещает неожиданную и приятную встречу или получение добрых вестей.

Увидеть белую птицу — примета к несчастью. Увидеть мертвую птицу — примета к несчастью.

             Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром – к худу; на крыше дома – в этом доме будет свадьба.

Услышать крик певчей птицы в полете — примета к удаче.

Викторина "Кто больше знает о птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему 

Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах, стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща, воспитывать товарищеские отношения между детьми. 
Задачи:
- формировать навыки работы в группах
- развивать творческие способности
- воспитывать интерес, любовь и чуткое отношение к птицам. 
Предварительная работа: 
Беседы, проведение наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей. 
Оборудование:
1) Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, синица, снегирь, разрезные картинки с изображением зимующих птиц, кормушки и корм для птиц. 
2) Раздаточный материал: разрезные карточки к упражнению «Составь птицу», картинки с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, голубь, сорока, синица, снегирь
Ход деятельности: 
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы». Вы уже много знаете о зиме и о том, как живут зимой птицы, и легко справитесь со всеми заданиями. Для начала нам с вами надо разделиться на две команды (дети делятся и придумывают названия для команд). Каждой команде будут заданы вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать смайлики. Победит та команда, у которой по окончании игры смайликов будет больше. 
ЗАДАНИЕ 1
Первое задание – разминка. 
В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один смайлик. 
Слушайте:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный (дятел)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять   (Снегирь)

 ЗАДАНИЕ 2
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь  и угадай птицу» (разрезные картинки) 
ЗАДАНИЕ 3
Воспитатель: Следующее задание называется «Отгадай, чей голос?»Вы должны назвать птицу чей голос услышите. Кто больше правильно назовёт та команда получит смайлик.

Физминутка
Воспитатель: Давайте  мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите картинку понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку) 
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели, 
А во вторник, посмотри, 
Прилетели снегири. 
Три вороны были в среду, 
Мы не ждали их к обеду, 
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв. 
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей, 
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок. 
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье. (дети « летают» по группе)
ЗАДАНИЕ 4
Воспитатель: А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час? 
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Поползень, лесной – сосед, 
Будет вам зимой обед. 
В гости первый день недели. 
К нам синицы прилетели. 
А во вторник, посмотри, 
Прилетели снегири. 
Три вороны были в среду. 
Мы не ждали их к обеду, 
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев. 
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей. 
А в субботу на пирог. 
Налетело семь сорок. 
З. Александрова «Новая столовая»
Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку. 
Молодцы, и с этим заданием справились! 
ЗАДАНИЕ 5
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай по описанию». 
Я буду описывать птиц, а вы должны угадать, о какой птице идет речь. Воспитатель: Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно. 
Воспитатель: Эта птица - лесной доктор. Он ловко, передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. 
Дети, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих птицах. А теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем. 
По итогам проведённой викторины победила дружба. 

Анкета для родителей.

 ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ КОРМИМ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ 

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц?______________

 Если нет, то когда? _________________________________________________

2. В какое время суток насыпаете корм? _______________________________

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке)

__________________________________________________________________

 4. Чем кормите птиц? _______________________________________________

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?________________

 6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?___________________________________________________________________________________________________________________________

 7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?_________________________________________________________

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?___________________________________________________________

 9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется? __________________________________________________________________10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц? __________________________________________________________________

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?______________________________

 12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?_______________________________________________________________________________________________________________________________

 13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок? _______________________________________

СПАСИБО!

Консультация для родителей

«Зимующие птицы»

Родителям рекомендуется:

  • пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
  • обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
  • рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

  • Каких зимующих птиц ты знаешь?
  • Почему они называются зимующими?
  • Чем птицы питаются зимой?
  • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
  • Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это... (снегири)

Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

  1. «Один – много» (образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)

  1. «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)

  1. «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

  1. «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

  1. «Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

  1. «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...
Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…

  1. «Кто как голос подает»

Ворона – каркает, воробей -…

  1.  «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?    (Снегирь)

  1. “Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке

  1. "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...

Выполните с ребенком следующие упражнения:

  1. Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

  1. Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

  1. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
    Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся  и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками,  семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

  1. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

  1. Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?

Выучите стихотворения

Снегирь

Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть.    А.Барто

/Приложение 1/

Диагностика по проекту «Покормите птиц зимой» старшая группа

Диагностика знаний о зимующих птицах детей старшего дошкольного возраста
Критерии сформированности знаний о зимующих птиц:
- знания названия зимующих птиц;
- знания о классификации птиц;
- знания об особенностях внешнего вида зимующих птиц;
- уровень отношения к миру птиц.
Определение уровня знаний характерных особенностей представителей
зимующих птиц. Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей
зимующих птиц.
Оборудование: Картинки зимующих и перелетных птиц.
Вопросы:
1. Как называется птица?
2. Что ты можешь рассказать о ней?
3. Твое отношение к ним?

Оценка результатов деятельности:
Сформирован (3 балла). Ребенок без особого труда называет зимующих птиц.
Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает
на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое
отношение к птицам.
На стадии формирования (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при
названии птиц; не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки,
но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает
последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес
и эмоционально выражает свое отношение к птицам.
Не сформирован (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при названии
птиц; не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные
признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в
основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к птицам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по экологическому воспитанию: "Птицы зимой"

-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего вида...

Экологический досуг "Птицы зимой"

Досуг по экологическому воспитанию "Птицы зимой" для детей средней группы...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»

Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой.

Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой....

ДОСУГ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Цель:-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего...