Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Славный город – Смоленск»
проект (старшая группа)

Филиппенкова Мария Сергеевна

Данный проект представляет собой создание новой, более эффективной комплексной работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города - Смоленска. Решение проблем патриотического воспитания будет осуществляться через формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своего города; создание интереса дошкольников к своему городу, своей стране; обогащение знаний у детей об истории возникновения города, его достопримечательностях; приобщение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bez.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44  «Красная Шапочка»  города Смоленска                

 

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Славный город – Смоленск»

(старшая группа №5)

                                                                                             

                                                                               Воспитатели: Филиппенкова М.С.                                              

г. Смоленск

2022, г    

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

  1. Краткое описание проекта

«Формирование основ патриотизма в процессе знакомства старших дошкольников с городом-героем Смоленском»

Данный проект представляет собой создание новой, более эффективной комплексной работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города - Смоленска. Решение проблем патриотического воспитания будет осуществляться через формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своего города; создание интереса дошкольников к своему городу, своей стране; обогащение знаний у детей об истории возникновения города, его достопримечательностях; приобщение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Необходимость разработки настоящего проекта заключается в недостаточном уровне знаний у детей старшего дошкольного возраста истории родного края, его культуры, традиций и обычаев смолян. Неотъемлемой частью системы образования является воспитание патриотизма, любови и привязанности к Родине, преданности ей, ответственности, желания трудиться на благо страны, беречь и приумножать её богатства. Решению этих проблем призвана способствовать реализация данного проекта.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем будет осуществляться через реализацию мероприятий по формированию у детей основ нравственно-патриотического воспитания, оформление тематических папок-передвижек и консультаций для родителей по теме проекта, выставка творческих работ, посещение экскурсий в музеи Смоленской области.

1.2 Анализ ситуации (PEST и SWOT-анализ)

Для исследования внешних факторов, которые находятся вне сферы нашего контроля, способных повлиять на эффективность реализации проекта (потенциальные угрозы или открывающиеся новые возможности) был проведен PEST–анализ. В результате проведённого анализа были сформулированы факторы внешней среды, влияющие на реализацию проекта PEST - анализ внешней среды Проекта (таблица 1).

Таблица 1

PEST-анализ внешней среды Проекта

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (P)

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (S)

Плюсы:

  • Развитое законодательство в области дошкольного образования (Закон «Об образовании», ФГОС и т.д.);
  • Продуктивный обмен  опытом с другими странами в области образования;
  • Развитые нормы, регулирующие деятельность детского сада;
  • Открытая внешняя политика государства;
  • Развитый внутриполитический курс государства;
  • Развивающаяся кадровая политика.

Минусы:

  • Нестабильный рынок трудоустройства.

Плюсы:

  • Увеличение числа воспитанников ДОУ;
  • Укрепление базовых ценностей жизни;
  • Приобщение к новым моделям взаимодействия с окружающими;
  • Открытость к сотрудничеству со СМИ;
  • Мода и образцы для подражания (А в других  детских садах...); 
  • Поощрение инициативности и учет предпочтений воспитанников;
  • Развитие межкультурного взаимодействия между семьями воспитанников  и их приобщение к культуре родного края;
  • Укрепление взаимодействия детского сада с семьями воспитанников;
  • Активное участие в различных проектах и конкурсах регионального и федерального уровня.

Минусы:

  • Безучастие родителей в общественной жизни ДОУ;
  • Отток молодых специалистов в области образования.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (E)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (T)

Плюсы:

  • Развитая государственная политика в сфере образования;
  • Плодотворное спонсорское финансирование;
  • Сбалансированные нормы, регулирующие деятельность детского сада;
  • Открытость  руководства к внедрению новых проектов;
  • Растущие  основные внешние издержки ДОУ (на содержание и приобретение имущества);
  • Увеличивающиеся потребности детей, посещающих ДОУ.

Минусы:

  • Экономический кризис в стране;
  • Низкая заработная плата воспитателей и педагогов.

Плюсы:

  • Наличие  развитых образовательных технологий;
  • Открытость к взаимодействию с работодателями;
  • Наличие и активное использование информационных технологий.

Минусы:

  • Недостаточный уровень технического обеспечения ДОУ.
  • Преобладающее количество педагогов, более старшего поколения, слабо владеющих компьютерными технологиями.

ВЫВОД:

Из полученного анализа и обработки данных можно сказать, что наибольшее влияние на реализацию проекта оказывают социальные и экономические факторы.

Сосредоточив внимание на сильных сторонах проекта, и нейтрализуя негативный аспект влияния обозначенных факторов, можно установить следующее:      

1. Недостаточное финансирование:

 - привлечение внебюджетных средств: попечительский совет, спонсорская помощь, различные организации и др. стейкхолдеры;

  - участие в региональных проектах.

      2. Фактор заинтересованности детей:

- Использование в работе с детьми инновационных технологий: дополненной реальности, экскурсия, театрализованная деятельность 

В ходе создания проекта были определены слабые и сильные стороны, а также потенциальные угрозы и возможности. Применение SWOT-анализа позволило систематизировать всю имеющуюся информацию, принять взвешенные решения, касающиеся развития проекта, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. В результате проведенного SWOT-анализа были определены стратегические пути на основе стратегические направления деятельности (таблица 2).

Таблица 2

SWOT-анализ cреды Проекта

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА (S)

ВОЗМОЖНОСТИ (O)

Социальная значимость проекта

Творческий педагогический коллектив

Имеется положительный опыт над проектной деятельностью

Можно реализовать в рамках других ДОУ

Экономичен во времени и финансовых средствах

Возможность повышения квалификации педагогов

Возможность улучшения материально-технического обеспечения

Возможность развития современной предметно-пространственной образовательной среды

Возможность привлечения негосударственных финансовых ресурсов

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА (W)

УГРОЗЫ (T)

Высокая конкурентность проектов по патриотическому воспитанию

Недостаточный уровень знаний у дошкольников по патриотическому воспитанию

Низкая техническая обеспеченность (недостаток визуальных технических средств)

Недостаточный педагогический опыт у родителей дошкольников

Низкая вовлеченность родителей

Слабая информированность педагогов о методах и приёмах повышения патриотических знаний дошкольников

Изменение социальной обстановки в России, в частности, в Смоленске

Конкуренция со стороны других образовательных организаций

Вывод: в целом проект по формированию основ патриотизма старших дошкольников обладает значительным потенциалом. Определенные в ходе анализа сильные стороны проекта дают возможность определить те параметры, которые являются выигрышными, их нужно развивать и поддерживать на необходимом уровне. Но также существует ряд слабых сторон, которые необходимо минимизировать с помощью возможности повышения квалификации педагогов, возможности улучшения материально-технического обеспечения и др. Основной угрозой реализации проекта является изменение социальной обстановки в России, в частности, в Смоленске, которая снижает шансы проекта на успешную реализацию.

        1.3 Проблема        

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Необходимость разработки настоящего проекта заключается в необходимости формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данной проблемы. Неотъемлемой частью системы образования является воспитание патриотизма, любови и привязанности к Родине, преданности ей, ответственности, желания трудиться на благо страны, беречь и приумножать её богатства. Решению этих проблем призвана способствовать реализация данного проекта.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1 Полное и краткое наименование проекта

Полное наименование проекта: Формирование основ патриотизма в процессе знакомства старших дошкольников с городом-героем Смоленском.

Краткое наименование проекта: «Славный город – Смоленск»

2.2 Формальные основания для инициации проекта

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

  • Национальный проект "Образование"
  • Федеральный проект «Патриотическое воспитание»
  • Программа «Семицветик» (г. Москва 1997г., С, Г. Ашикова)
  • Программа «Я - человек» (г. Москва - 1996г.)
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (г. Москва 1998г.,)
  • «Наследие» М.Ю.Новицкой
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  • Система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алёшиной
  • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой
  •  «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

  • Региональная программа «Край мой Смоленский» Т.М. Жарова, В.А. Кравчук
  • Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!» Хоркина Лидия Александровна

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПЛАНИРУЕМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Приказ начальника главного управления Смоленской области по делам молодёжи и гражданско-патриотическому воспитанию от 27 декабря 2017г. №143 / 0101 "Об утверждении политики главного управления Смоленской области по делам молодёжи и гражданско-патриотическому воспитанию в отношении обработки персональных данных"
  • Постановление Администрации Смоленской области от 30 декабря 2016 г. № 808 "О переименовании главного управления Смоленской области по гражданско-патриотическому воспитанию в главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию и об утверждении положения о главном управлении Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию"
  • Постановление Администрации Смоленской области от 25 декабря 2015 г. № 861 "О создании главного управления Смоленской области по гражданско-патриотическому воспитанию"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
  • Ст. 2 и 3 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года, утверждённая Правительством РФ от 23 мая 2015 г. №996-р.
  • Федерального закона от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»,
  • Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»

        

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

  • Устав ДОУ
  • Положение о семейных конкурсах
  • Положение о рабочей программе педагогов
  • Положение о программе развития
  • Положение о режиме организованной образовательной деятельности
  • Правила внутреннего распорядка воспитанников
  • Положение о режиме организованной образовательной деятельности

2.3 Сроки реализации проекта

01.09.2022 - 30.05.2023 гг.

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

3.1 Цель и задачи проекта

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  1. Развивать начала духовно – нравственного воспитания через приобщение к истории и культуре родного города.
  2. Воспитание уважения к своему городу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за город-герой Смоленск.
  3. Закрепить знания о знаменитых земляках, их творчестве и делах.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Разработать и реализовать комплекса мероприятий по расширению и углублению знаний детей о родном городе, его истории, символике;

2. Организовать знакомство со знаменитыми земляками, культурой и достопримечательностями Смоленской области через посещение историко-краеведческих архитектурных комплексов на территории Смоленской области;

3. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс для совместной работы по изучению города;

4. Обобщить знания об истории города, его символике, достопримечательностях и земляках Смоленщины и выпустить соответствующий буклет.

3.2 Целевая аудитория проекта

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПРОЕКТА

Заведующий ДОО, воспитатели, дети 5-6 лет, родители воспитанников.        

3.3 Структура проекта и ресурсы реализации проекта

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

1. Художник-дизайнер

2. Методист

3. Музыкальный руководитель

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Сеть Интернет

2. Сайт детского сада

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

1. Компьютерное оборудование

2. Оргтехника (принтер, сканер)

3. Канцелярские товары

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

1. Финансовые средства в рамках государственного задания для оказания услуг

2. Финансовые средства, полученные в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности

3. Средства спонсоров

3.4 РЕЕСТР ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН (СТЕЙКХОЛДЕРОВ) ПРОЕКТА

№ п/п

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

СУБЪЕКТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНТЕРЕСОВ

(ФИО, должность, место работы)

ОБЛАСТЬ ИНТЕРЕСОВ

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

1

Инициативная группа родителей

Иванов А.А.

Организация выездных мероприятий

Куратор проекта

Белякова И.В.

Составление отчетов о проведенных мероприятиях, фото-видео отчеты

Фотограф, видео оператор

2

МБДОУ «Детский сад №44 «Красная Шапочка» г. Смоленск

Заведующий ДОУ

Коваль Т.Е.

 

Организация управления образовательным процессом в ДОУ

Помощь в организации внешних мероприятий (музеи)

Музыкальный руководитель

Владимирова О.В.

Организация музыкально-творческих мероприятий

Методическая помощь (Оказания консультативной помощи)

Музыкант

Методист

Борисенкова И.А.

Организация воспитательной работы в ДОУ

Помощь в организации открытых мероприятий

3

Управление образованием

Представитель Поселова Е.А. (Начальник главного управления Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию)

Повышение гражданско-патриотического развития в Смоленской области

Повышение квалификации

Привлечение других кадров

Помощь в организации выездных мероприятий 

4

Смоленское областное краеведческое общество и экскурсоводы

Блинова В.Д.

экскурсовод

Самобытный Смоленск

Организация экскурсий по историческим местам города Смоленска

Озерова А.В.

Исследование крепостной стены

Проведение экскурсии в музей Крепостной стены

5

Спонсоры

Козырев В.С. Начальник сети магазинов «Informat».

Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами

Помощь в поставке в детский сад канцелярских товаров

6

Художник

Павлов А.С.

Художник

Создание плакатов

Оформление плакатов патриотической направленности

3.5 Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности проекта

        

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ИНДИКАТОРЫ

Уровень подготовленности и результативности работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с городом-героем Смоленском сейчас – 50%

Выведение на количество средний - 75 %

Уровень подготовленности и профессиональной компетентности организаторов и руководителей (субъектов) работы по приобщению к истории и культуре родного города сейчас - 10

Прошедшие переподготовку до 20

ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА

Социальные:

  1. Увеличение уровня патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и их родителей
  2. Осознание важности патриотизма со стороны родителей
  3. Обеспечение качества
  4. Повышений уровня педагогов
  5. Взаимодействие ДОО и родителей по патриотическому воспитанию

Экономические:

  1. Возможность привлечения спонсоров для реализации проекта

РАЗДЕЛ 4. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ ПРОЕКТА

4.1 Организационный план реализации проекта

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПА

ЭТАП

МЕРОПРИЯТИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА

01.09.2022 –

01.10.2022

 I - подготовительный

  1. Разработка проблемной ситуации, определение темы проекта;
  2. Анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, и опыта работы ДОУ по данной проблеме;
  3. Подбор материала для реализации проекта;
  4. Проведение собраний родителей по вопросам осуществления задач проекта.
  5. Приобретение необходимых расходных материалов (бумаги, канцелярии и т.д.).

Закончена подготовка и разработка подготовительной стадии проекта.

30 сентября 2022 г.

02.10.2022 - 31.03.2023

II - основной

  1. Реализация мероприятий по формированию у детей основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории и культуре родного города;
  2. Оформление тематических папок-передвижек и консультаций для родителей по теме проекта.
  3. Проведение мероприятий патриотического характера и распространение положительного опыта.
  4. Проведение родительского собрание в виде открытого занятия «Куклы-обереги»
  5. Реализация плана мероприятий, способствующих решению проблемы данного проекта, по следующим блокам:
  • «История города»
  • «Символика города»
  • «Улица, на которой я живу»
  • «Крепостная стена»
  • «Герои Смоленщины»
  • «Смоленщина в годы ВОВ»
  • «Достопримечательности города»
  • «Природа любимого города»
  • «Я знаю свой город!»
  1. Проведены следующие формы работы:
  • Круглый стол «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (посвящена освобождению Смоленщины)
  • «Мой родной город – прошлое и настоящее»
  • «Мое генеалогическое древо»
  • Изготовление стенда «Я помню, я горжусь»
  • Изготовление макета крепостной стены
  • Создание генеалогического древа семьи
  • Создание герба своей семьи воспитанниками
  • Изготовили макет «Бессмертный полк»
  • Изготовление стенда фотографиями «Никто не забыт, ничто не забыто».

Практическая реализация ранее обозначенных планов по реализации проекта.

30 марта 2023 г.

01.04.2023 -30.05.2023

III -заключительный

  1. Подведение итогов проектной деятельности;
  2. Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, полученных в процессе работы над проектом;
  3. Проведение открытого мероприятия и выставка совместной работы детей с родителями.
  4. Участие в конкурсе «Говорим стихами о войне», «Мы помним мы гордимся»
  5. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов  и их вручение детьми совместно с родителями на 9 мая

Подведение результативности проекта по формированию основ патриотизма в процессе знакомства старших дошкольников с городом-героем Смоленском

13 мая 2023 г.

  1. Календарный план реализации проекта

Проектные шаги

2022-2023

Мероприятия

сент

окт

ноя

дек

янв

фев

март

апр

май

Подготовительный этап

1.Разработка проблемной ситуации, определение  тема проекта

2.Анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, и опыта работы ДОУ по данной проблеме

3.Подбор материала для реализации проекта

4.Проведение собраний родителей по вопросам осуществления задач проекта.

5.Приобретение необходимых расходных материалов (бумаги, канцелярии и т.д.).

Основной этап

6.Реализация мероприятий по формированию у детей основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории и культуре родного города

7.Оформление тематических папок-передвижек и консультаций для родителей по теме проекта

8.Проведение мероприятий патриотического характера и распространение положительного опыта.

9.Реализация плана мероприятий способствующих решению проблемы данного проекта, по представленным блокам

Заключительный этап

10.Подведение итогов проектной деятельности;

11.Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, полученных в процессе работы над проектом

12.Проведение открытого мероприятия и выставка совместной работы детей с родителями.

РАЗДЕЛ 5. PR И МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА

 ПЛАН-ГРАФИК МАРКЕТИНГОВЫХ И PR-МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭТАП

МЕРОПРИЯТИЕ

ТРЕБУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

 01.09.2022 -

30.09.2022

Подготовительный

1.Размещение в ДОУ информации о планирующихся мероприятиях (на доске с информацией.);

2.Реклама в соц. сетях и на сайте ДОУ;

3.Освещение плана мероприятий на родительских собраниях;

  1. Компьютер с выходом в интернет
  2. Канцелярские принадлежности

 01.10.2022 -

30.03.2023

Основной

1.Размещение на сайте ДОУ графика мероприятий;

2. Освещение в соц. сетях педагогов и самого ДОУ фото и видео фрагментов с мероприятий;

3.Оформление и выпуск буклетов.

  1. Компьютер с выходом в интернет
  2. Канцелярские принадлежности

 01.04.2023 –

31.05.2023

Заключительный

1.Работа с сайтом ДОУ.

(Оформление раздела сайта, посвященного патриотическому воспитанию воспитанников)

  1. Компьютер с выходом в интернет

РАЗДЕЛ 6. КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТА

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ ПРОЕКТА

РИСК

СТЕПЕНЬ РИСКА

Отсутствие достаточного финансирования

Высокая

Неготовность родителей к сотрудничеству в рамках проекта

Средняя

Отсутствие достаточной заинтересованности детей в участии проекта

Низкая

Недостаточный уровень подготовки педагогов к проектной деятельности

Низкая

МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА

РИСК

МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА

Отсутствие достаточного финансирования

Привлечение внебюджетных источников, уменьшение статей расходов, использование ресурсов учреждений

Низкая готовность родителей к сотрудничеству в рамках проекта

Проведение консультаций и бесед с родителями по вопросам

нравственно-патриотического воспитания детей;

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в рамках проводимых мероприятий

Отсутствие достаточной заинтересованности детей в участии проекта

Использование в работе с детьми инновационных технологий: дополненной реальности, экскурсия, театрализованная деятельность

Недостаточный уровень подготовки педагогов к проектной деятельности

Организация мастер-классов по данной проблематике

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенико Л. С чего начинается Родина? / Л. Аксенико, А. Юсупова, Л. Компаниец, О. Леина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 5. – С. 24-26.
  2. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. – М.: Изд-во МГУ, 1918. – 240 с.
  3. Болдырева Н.Г. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной / Н.Г. Болдырева, Н.В. Воронина, Н.В. Малышева, М.В. Румянцева, Т.В. Силина. // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 341-343.
  4. Волобуева Л.М. Дети и война / Л.М. Волобуева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015. – №3. – С. 14-24.
  5. Вородина Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной / Н.В. Вородина, Т.И. Силина // Молодой ученый. – 2017. – №49. – С. 341-343.
  6. Второва М.Я Руководство работой детского сада в дни Великой Отечественной войны / М.Я. Второва // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 8-11.
  7. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев // Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
  8. Зеленова Н.Г. Мы живем в России / Н.Г. Зеленова, JI.E. Осипова // Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – С. 96.
  9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
  10. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: метод. пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с.
  11. Левшина Н.И. Семейный проект «День Победы» / Н.И. Левшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. – № 6. – С. 77-89.
  12. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2014 – 203 с.
  13. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи / сост. и науч. ред. Г.С. Семенов. – М: Школа Пресса. – 2008. – 64 с.
  14. Славненко О.Н. Программа «Растим патриотов России» / О.Н. Славненко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 6. – С. 18-30.
  15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996 – р г. Москва. [Электронный ресурс] – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 04.02.2019)
  16. Тимошенко Т.И. Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию «О Родине, с любовью!» для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sad137.ru/images/O-rodine-c-lubovu.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
  17. Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 48 с.
  18. Ушинский К.Д. Сочинения / К.Д. Ушинский // В 4 т. Т.2 – М.: Академия пед. наук, 1948. – 656 с.
  19. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/. (дата обращения:06.05.2021).
  20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. – https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-1/statja-3/ (дата обращения: 4.05.2021).

Приложение 1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное наименование Проекта

Формирование основ патриотизма в процессе знакомства старших дошкольников с городом-героем Смоленском.

Краткое наименование Проекта

Славный город - Смоленск

Проблема

Необходимость разработки настоящего проекта заключается в необходимости формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данной проблемы. Неотъемлемой частью системы образования является воспитание патриотизма, любови и привязанности к Родине, преданности ей, ответственности, желания трудиться на благо страны, беречь и приумножать её богатства. Решению этих проблем призвана способствовать реализация данного проекта.

Формальные основания инициации Проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155

Ст. 2 и 3 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года, утверждённая Правительством РФ от 23 мая 2015 г. №996-р.

Цель и задачи Проекта

Цель проекта:

Совершенствование нравственно-патриотического воспитания через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города.

Задачи:

  1. Разработка и реализация комплекса мероприятий по расширению и углублению знаний детей о родном городе, его истории, символике;
  2. Организовать знакомство с знаменитыми земляками, культурой и достопримечательностями Смоленской области через посещение историко-краеведческих архитектурных комплексов на территории Смоленской области;
  3. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс для совместной работы по изучению города;
  4. Обобщить знания об истории города, его символике, достопримечательностях и земляках Смоленщины и выпустить соответствующий буклет.

Целевая аудитория Проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели детского сада.

Сроки реализации Проекта

сентябрь 2022 г. - май 2023 г.

Идея Проекта

Создание новой, более эффективной комплексной работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников.

Этапы Проекта

I этап – Подготовительный:

• Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта;

• Анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, а также имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

• Разработка проекта, перспективного плана мероприятий;

• Создание условий для реализации проекта;

• Подбор материала для реализации проекта;

• Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

II этап – Основной:

• Реализация мероприятий по формированию у детей основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории и культуре родного города;

• Оформление тематических папок-передвижек и консультаций для родителей по теме проекта.

III этап – Заключительный:

• Подведение итогов проектной деятельности;

• Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, полученных в процессе работы над проектом;

• Проведение открытого мероприятия и выставка совместной работы детей с родителями.

Ожидаемые результаты Проекта

Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своего города;

Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;

Посещение краеведческого музея;

Выставка творческих работ детей;

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, родного города, области;

Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Ресурсы Проекта

Информационно-методические: интернет, сайт;

Финансовые: спонсорские дотации, финансовые средства, полученные в рамках благотворительности;

Кадровые: воспитатели дошкольного учреждения, учащиеся;

Материально-технические: компьютерное оборудование и оргтехника, помещения,

канцелярские товары;

Риски Проекта

Недостаточный уровень подготовки педагогов к проектной деятельности;

Неготовность родителей к сотрудничеству в рамках проекта;

Безучастность детей к участию в проекте

Отсутствие достаточного финансирования

Потенциальные стейкхолдеры проекта

Органы власти, руководитель ДОУ, спонсоры, родители.

Исполнители Проекта

Воспитатели ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию " Мой город"

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию   " Мой город"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Памятники города Заводоуковска"

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Этот город самый лучший, город на земле…»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Этот город самый лучший, город на земле…»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего и подготовительного возраста «Этот город самый лучший, город на земле»

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого рас...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Этот славный День Победы"

Проект«Этот славный День Победы»по нравственно-патриотическомувоспитанию дошкольников Подготовила:музыкальный руководитель МДОУ ИРМО "Мамоновский детский сад комбинированног...

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей разновозрастной группы (ТНР) «Мы славные будущие солдаты»

Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ....