Консультация «Организация центра математика в ДОУ»
консультация (младшая группа)

Маналтаева Наталья Александровна
Математический уголок для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_tsentr_matematiki.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Организация центра математика в ДОУ»

Математический уголок для детей младшего дошкольного возраста

     

  • Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). Сейчас их существует огромное количество, в том числе и математического направления, когда втулки сделаны в форме геометрических фигур разного цвета и размера. Такие игры очень нравятся малышам и приносят большую пользу, развивая одновременно и цветовосприятие, и знания о геометрических фигурах, и мелкую моторику. Существуют также игры со втулками в виде мягких ковриков из вспененной резины, ими можно играть и за столом, и на полу. Втулки, вкладыши можно использовать и отдельно от основы, создавая узоры, картины по желанию детей, но после такой игры следует все элементы разложить по соответствующим играм.
  • Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Эти развивающие пособия можно применять в младшей группе, но не для установления логических цепочек или соотнесения длины палочки и числа, а как игровой материал для создания несложных конструкций, картин. Рассматривая и обследуя блоки Дьенеша, дети закрепляют знания о форме и основных цветах (красный, синий, жёлтый), а палочки Кюизенера познакомят их с розовым, фиолетовым, оранжевым цветом, что является элементом опережающего развития, а также побуждают сравнивать и устанавливать последовательности предметов по признаку длины.
  • Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами. В совместной игре педагог демонстрирует способы обследования геометрических тел, а после дети и сами экспериментируют с ними, выясняя, какая деталь может катиться, а какая устойчива и подходит для создания постройки. Сравнивая деревянные и пластиковые части конструктора по весу, дети получают первое представление о том, что предметы одинаковой формы могут быть тяжёлыми и лёгкими, и зависит это от материала, из которого они сделаны.
  • Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики. Складывая из них узоры, ребятишки не только закрепляют цвета, но и усваивают понятия «много», «мало», «один», учатся размещать изображение на плоскости, повторяют, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Мозаика развивает творческое воображение, умение сравнивать свою работу с образцом, удачно сочетать цвета.

Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток). Большое внимание уделяют играм на сравнение предметов по величине, форме, составлению ряда предметов по одному признаку: «Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы».

Таблица: картотека настольно-печатных игр по математике для второй младшей группы, которые воспитатель может изготовить самостоятельно

Название игры

Содержание игры

Программные задачи

«Подбери варежку»

Комплект плоскостных изображений шапочек и варежек с одинаковым геометрическим узором. Детям предлагают подобрать пару к варежке и варежку к шапочке.

Формировать умение образовывать пары предметов по признаку сходства цвета, деталей. Развивать цветовое восприятие, логическое мышление, сообразительность. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

«Подарки для зверят»

Комплект изображений больших и маленьких зверят (зайчик, мишка, белочка) и «подарков» для них: большая и маленькая морковка, бочка мёда, гриб.

Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствовать умение образовывать логические пары. Воспитывать доброту, щедрость, любовь к животным.

«Игрушки, по местам»

Карточки (листы картона формата А4) с изображением двух полос (полок), плоскостные изображения игрушек (пирамидка, мишка, кукла, ведёрко и т. д.).
Воспитатель сообщает детям, что в группе побывал маленький Гномик, который разбросал игрушки (изображения игрушек разложены на столе), и просит детей навести порядок, расставить игрушки по местам: посадить куклу на верхнюю полку посередине, мишку рядом с куклой, пирамидку под мишкой и т. д.

Формировать умение ориентироваться на плоскости листа, определять положение предметов относительно других, описывать выполненное действие. Развивать мышление, связную речь, навыки пространственного ориентирования. Воспитывать организованность, любовь к порядку.

«Лесные приключения»

На листе картона, разделённом на «небо» и «землю» изображены 2 ёлки, большая и маленькая. Детям дают на тарелочках раздаточный материал: шишки, грибы, зайчика, лисичку, солнышко, облака.
Воспитатель просит малышей создать интересную картинку приключений в лесу:
— По небу плывут облака. Положите облака над ёлочками. На небе светит солнышко. Где оно, вверху или внизу? На большой ёлочке выросло много шишек, положите на большую ёлку много шишек (5–6), на маленькой выросла всего одна. На траве растут грибы. Где они, вверху или внизу? Между ёлочками притаился зайчик. Под большой ёлкой спряталась лиса.
В начале года воспитатель просит детей выполнить действие в соответствии с его словами, в конце года дети сами выкладывают, слушая текст.
Набор фигурок для выкладывания и текст игры могут меняться.

Совершенствовать навыки пространственного ориентирования, умения выполнять действия в соответствии со словами игры, закрепить понятия «верх», «низ», «много», «мало», «один», «между», «под» и т. д. Воспитывать интерес к дидактическим играм логического содержания, внимание, усидчивость.

«Найди фигуре братика»

Набор больших (1) и малых (на каждого ребёнка) геометрических фигур.
Воспитатель показывает детям большие геометрические фигуры, поясняет, что эти фигуры ищут своих маленьких братиков: треугольник ищет тругольники, квадрат — квадраты, круг — круги. Потом педагог поднимает одну фигуру, дети определяют её, находят среди своих такую же по форме, но не обязательно такого же цвета, и показывают воспитателю. Маленькие фигуры выстраивают в ряд на наборном полотне слева от большой такой же.

Учить детей определять форму геометрических фигур, закрепить их название, совершенствовать представление о том, что название геометрических фигур зависит только от их формы, но не от цвета и размера. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. Воспитывать внимание, интерес к математическим играм.

«Один-много»

Карточки (листы А4) с изображением предметов, знакомых детям (мячик, чашка, яблоко, гриб, машинка и пр.) в количестве 1 и 5–6, например, 1 яблоко и 6 грибов, 1 кукла и 5 мишек. Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает: «Чего тут много? А что одно?»

Закрепить понятия «один», много», учить соотносить их с группой предметов, развивать зрительное восприятие множеств предметов. Воспитывать внимание, усидчивость, умение выслушать ответ товарища.

При подборе игр следует обращать внимание на такие нюансы:

  • Кубики, детали пазлов, мозаики должны быть не слишком крупными и не мелкими, удобными для детской руки.
  • Детали конструктора, игрушки, пирамидки для составления сериационных рядов, образования множеств лучше подбирать ярких, насыщенных основных цветов или пастельных переходных (розового, фиолетового, салатового). Кричащих, чрезмерно ярких, так называемых кислотных оттенков стоит избегать. Они действуют раздражающе на тонкую детскую психику, кроме того, отрицательно влияют на формирование художественного вкуса. Естественные цвета и оттенки — лучший выбор.
  • Настольные игры, изготовленные воспитателем, рационально обклеить прозрачной плёнкой, скотчем, чтобы они подольше сохранили свой привлекательный внешний вид. Особенно важно сделать это, если при изготовлении карточек, картинок использовали гуашь или акварель. Краски могут размазаться, испачкать одежду, руки детей, а игра придёт в негодность.
  • Для украшения уголка часто используют крупные фигурки персонажей сказок, детских книг. Они должны также соответствовать программе. В младшей группе мало кому из детей известны Дюймовочка, Чиполлино, Незнайка, а тем более Знайка, поэтому украшать их портретами уголок математики ещё рано. Уместнее будут Колобок (он и по форме напоминает геометрическую фигуру — круг), Зайчик, Гномик, Клоун. Эти герои известны и любимы детьми, вызовут интерес и положительные эмоции.

Особенности подбора материала для средней группы

Наполнение уголка математики в средней группе становится богаче, потому что возрастают и способности воспитанников к овладению информацией

Уголок математики в средней группе пополняется новыми материалами, направленными на развитие абстрактного восприятия, поскольку и мышление детей становится более абстрагированным, отвлечённым от определённого образа. Это печатные игры как промышленного производства, так и самодельные, плакаты, серии картин.

Дети пятого года необычайно пытливы и любознательны, их интересует не только мир предметов, но и звуков, запахов, тактильных ощущений. Прекрасным дополнением логико-математической зоны станет коллекция ароматов: в маленьких небьющихся пузырьках помещают кусочки ткани, пропитанные запахом апельсина, ванили, различных духов, закрывают пробкой с отверстиями и плотной крышкой, — а также «коллекция звуков», то есть детских музыкальных инструментов и шумовых игрушек, непрозрачных баночек с металлическими мелкими предметами, горохом, крупой, песком (они должны быть надёжно закрыты). Это оборудование стимулирует детей к исследованию, мыслительной деятельности, учит делать предположения, догадки. Непосредственно математический материал пополняют играми с цифрами, числами, счётом.

В средней группе начинается период наилучшего восприятия знаков и символов, поэтому для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детям предлагают не просто картинки, изображающие реальные предметы, как в младшей группе, а условное, упрощённое их изображение, схемы, пиктограммы.

С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».

Интересны детям и такие игры и пособия:

  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного. Для эффективного их использования необходимо иметь достаточное количество схем и картинок того, что получится при выкладывании в итоге.
  • Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).
  • Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5.
  • Чтобы развивать пространственное воображение детей, в уголок помещают тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).
  • Закрепить навыки счёта и умение соотносить число с цифрой помогут плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами. Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки. Повысит интерес детей к такому виду деятельности использование игрушек-зверят, белочки, ежонка, зайчонка, которые попросят малышей помочь им собрать урожай, разложить гостинцы по корзинкам, выложить угощение на тарелочку в соответствии с указанным числом.
  • Для освоения навыков измерения длины, высоты, объёма в математическом уголке размещают тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах. Используют этот материал только в совместной деятельности с воспитателем, потому что верёвочки, тесёмки и тому подобное представляют опасность для детей, а песок, крупу и другой сыпучий материал легко рассыпать, смешать. Для самостоятельной деятельности удобен и безопасен ростомер, картонные условные мерки, линейки из дерева длиной 15–20 см. Для самостоятельного пересыпания, определения объёма малышам предлагают ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего». Материал должен быть такого размера, чтобы не представлять опасности для здоровья детей.

Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, возвращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.

Математический уголок в старших группах

У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

Раскрыть и развить эти качества поможет им и уголок математики. Содержание уголка пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, сериации, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. В большинстве случаев они печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов. К примеру, если в средней группе ребёнок соотносит по высоте 5–6 домашних животных, то в старшей ему будет гораздо интереснее построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов).

Игры с блоками Дьенеша также усложняются и приобретают множество вариантов.

          Таблица: картотека игр с блоками Дьенеша для старших групп

Название и задачи

Ход игры

«Домино».
Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?

  • Фигурами другого размера (цвета, формы).
  • Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
  • Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
  • Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
  • Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

«Найди меня».
Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.

Материал: набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 — с обычным кодом, 1 — с кодом отрицания).
Дети делятся на две группы. Одна берёт карточки, другая — блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребёнок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные
Жёлтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые,
Найдите меня!»

«Этажи».
Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур — 4–5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

«Цепочка».
Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

«Заселим в домики».
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков
Ребёнку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

«Найди клад».
Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Выкладываем перед ребёнком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.) Ребёнок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под жёлтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задаёт наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Второй ряд».
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Выложить в ряд 5–6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Цит. по:

https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-blokami-denesha-1258765.html

Важным элементом наполнения математического уголка становится познавательная литература. Дети шестого и седьмого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Нелишними будут и головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.

Старшим дошкольникам нравится решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа». Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.

Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.

Непременой частью уголка также являются игры на определение состава числа, решение задач и примеров.

Модель часов обязательна в математическом уголке в  старших группах

Что ещё следует учесть:

  • Название уголка лучше выбрать не слишком «взрослое». «Клуб математиков», «Юные Архимеды» больше подойдут для начальной школы. А вот «Малыши и математика», «С математикой мы дружим», «Весёлая (забавная) математика» подойдёт и для младшей, и для средней групп. В старшей группе дети любят путешествия, сказочные, волшебные сюжеты, и уголок может носить название «Страна математики», «Королевство Феи математики», «Волшебная математика». Иногда название уголка созвучно названию
  • группы: «Зайки-знайки», «Математическая ромашка», «Гномики-математики». 
  • Красочно оформив название, педагог непременно знакомит с ним детей, поясняет его смысл.
  • Уделите внимание подбору материала, который стимулирует креативность и творческие проявления детей. Например, в старшей группе уголок математики можно пополнить шапочками с изображением цифр, геометрических фигур, предложить ребятам перевоплотиться в этих жителей страны математики и рассказать о «себе» (описать фигуру, цифру).
  • Не перегружайте оформление уголка пёстрыми разноцветными плакатами, героями из различных сказок одновременно. Пусть лучше в этом месяце к детишкам в гости придут Смешарики и поучат их определять состав числа (1–2 новые игры на состав числа с любимыми персонажами в оформлении), а в следующем появятся Маша и Медведь и будут вместе с детворой определять высоту, ширину, длину предметов (1–2 новые игры на измерение с помощью линейки и условной меры).
  • Чтобы дети не рвали и не портили печатные игры, им нужно давать возможность экспериментировать с бумагой, рвать, мять, скручивать её. Тогда они не будут испытывать свойства бумаги на игровом материале. Обеспечьте воспитанников бумажными полосками разного цвета, длины, ширины, предложите им сложить полоски гармошкой, разорвать на части, сложить из частей треугольник, квадрат, лошадку. А после смять и положить на ладошку. Спросите детей: «Что мы получили? Шарик из мятой бумаги. Это мусор? (Да). С чем интереснее играть, с этим шариком или тем, что находится в математическом уголке? (ответ очевиден)» Попросите детей никогда не мять и не рвать книги, тетради, карточки для игр в уголке, иначе всё это превратится в ненужный мусор. Для воспитанников средней и старшей группы такая короткая воспитательная беседа на основе практических действий принесёт больше пользы, чем просто запрет не рвать и не портить оборудование уголка. А за малышами нужно хорошо присматривать и терпеливо объяснять, что можно делать, а чего нельзя.

Разнообразное, творчески и красочно оформленное содержание математического уголка обязательно привлечёт внимание воспитанников группы и пробудит интерес к математике. Этот интерес при умелом руководстве педагога может перерасти в любовь к сложной, но замечательной и важной науке, царице всех наук, поэтому на оформление и наполнение уголка математики в ДОУ следует обратить особое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Организация центра природы в группах ДОУ"

предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов, с помощью которой можно организовать центры природы в группах ДОУ....

Модель центра познавательной деятельности. Центр математики

Данная модель описывает примерное содержание методического материала, содержащегося в центре математики....

Консультация для педагогов «Организация центра речевого развития в группе ДОУ»

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Организация центров активности (музыкальных центров) в возрастных группах ДОО

Организация центров активности (музыкальных центров) в возрастных группах ДОО(выступление на семинаре-практикуме №2 ДОО)...

Консультация для воспитателей «ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...

Консультация для педагогов на тему Организация центра по экспериментированию в подготовительной группе

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...