Консультация "Организация центра природы в группах ДОУ"
консультация по окружающему миру по теме

Смолянова Инна Владимировна

предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов, с помощью которой можно организовать центры природы в группах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ugolok_prirody.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уголка природы 2 младшей группы

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в центре природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений.

Растения  центра  природы  2 младшей  группы (3 -4 года).

При  подборе  растений центра  природы  для  младших  групп детского  сада  педагоги учитывают особенности  восприятия  детьми  предметов – ребенок,  прежде  всего,  обращает  внимание  на  самые  яркие  и  красивые из  них. Воспитанники  младших  групп должны  научиться  узнавать   2-3 растения, их  части (стебель, листок, цветок). Дети  привлекаются  к  уходу за  растениями, поливают  водой, приготовленной  взрослым. Обтирают  влажной  тряпкой крупные  «кожистые» листья растений.    В  центре природы младших  групп  размещают  растения,  имеющие  ярко  выраженные  основные  части (стебель и листья) и красиво, обильно  и  долго цветущие (обыкновенная  герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская  роза). Заинтересовывают  детей  и  растения с  пестро окрашенными  листьями. Они  также  имеют четко  выраженный стебель  и  листья, на  которых  можно  учить  детей несложным  приемам поддержания  растений  в  чистоте. Из  названных  видов  растений  воспитатель  подбирает  на  год 3 – 4 экземпляра. При  этом  в  центре  природы имеется  два  экземпляра одного  вида  растений: дети  учатся  находить  и  узнавать одинаковые  растения.

Объем  знаний  детей  2  младшей группы.

Объем  знаний  и  задачи: дети  должны  знать названия  2 – 3 растений, называть  их  части: цветок, лист. Знать  основные  растительные  группы: дерево, трава. Уметь  рассказывать  о  растениях, отмечая  характерные  признаки – один, несколько, цвет, запах,  листья – большие, маленькие, широкие, узкие, их  окраска. Находить одинаковые  растения, знать, что  за  растениями  нужно  ухаживать – протирать  листья, поливать  их.

Растения  должны  быть похожими на  дерево, траву, неприхотливыми, цветущими, желательно  с  одноцветными  цветками (бегония), с  широкими  плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция).

Что  дети  должны  делать: Поливать  растение под  руководством  воспитателя, уметь  правильно  держать  лейку, лить  воду  аккуратно, протирать  листья  влажной  тряпочкой.

В каждой группе должны находиться:

1. Таблички к комнатным цветам.

2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле центра природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум,  бегонии, традесканции и др.)  ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий,  кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

3. Календарь природы.

5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

Группа

Комнатные растения

Оборудование для экспериментов

Оформление

2 младшая

Группа

4- 5 вида.

Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин.

Материал для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, шишки, веточки.

Лейки, савочки, палочки.

 

Муляжи овощей и фруктов: помидоры, огурцы, морковь, яблоки, капуста.

Календарь погоды.

Картины, пейзажи по временам года.

Карточки с животными, птицами.

Дидактические игры (природоведческие).

Гербарии, поделки из природного и бросового материала.

 Центр  природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.

Организация центра природы средней  группы

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в центре природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений.

Растения  центра  природы в  средней  группе.

В  средней  группе у  детей  формируется  умение  видеть разнообразие  свойств и качеств  предметов и  их  частей: дети  четче  различают особенности  растений, знакомятся  с  условиями, необходимыми  для  их  жизни. Увеличивается  количество  растений, которые  узнают  и  называют  дети. В  процессе  ухода  вместе  с  воспитателем дети  приобретают несложные  навыки: поддержание  растений  в  чистоте, правильная  их  поливка. Пополняется  уголок  природы новыми  растениями. Подбираются  комнатные  растения, имеющие  разную  форму и величину  листьев. Дети  овладевают   новыми  приемами поддержания  растений в  чистоте:  обливание  их  из  мелко  сетчатой  лейки или  опрыскивание  из пульверизатора растений  с  мелкими  листьями, обтирание  листьев  влажной  тряпочкой или  щеткой, имеющие  зазубрины, сухой  кисточкой – опущенные  листья.

При этом  детей  учат определять  зависимость  способа ухода  за  растениями от  характера  листьев: их  величины, количества, поверхности, хрупкости.

В  средней  группе кроме  растений для  центра  природы младших  групп  помещают  еще  алоэ или  агаву (с  мясистыми  листьями, имеющие  зазубрины по  краям), бегонию - рекс, аспарагус, душистую  герань (с  узорчатыми  опущенными  листьями)

В  центре  природы  средней  группы может  брать  до  6-8   видов  растений. Имеются  разные  виды  растений одного  семейства (зональная и душистая  герань, несколько  видов  гераней).

Объем  знаний детей  средней группы.

Объем  знаний  и  задачи: дети  должны  знать названия   4 – 5 растений, называть  их  части (стебель  или  ствол, ветки, листья, цветы), уметь  более  точно описывать  растение, отмечать  форму  листьев (овальные, круглые). Знать  основные  растительные  группы: дерево, трава, куст. Дети  должны  различать  растения  и  находить сходство  по  форме. Величине, окраске  листьев и цветов, уметь  различать  изменения в  их  развитии.

Какие  растения  должны  знать: герань, бальзамин, хлорофитум. Растения  похожие  на  куст (герань, бальзамин), время  от  времени в  группу вносят  новое  цветущее  растение.

Что  дети  должны  делать: поливать  растения водой  комнатной  температуры, знать  какое  растение  нуждается  в  поливе, какое  нет (у  одного  земля  светлая, сухая  на  ощупь,  у  другого земля  темная, сырая  на  ощупь).

Группа

Комнатные растения

Уголок дежурств

Оборудование для экспериментов

Оформление

Средняя группа

5-6 видов.

Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула.

Начиная со II половины года дежурство вместе со взрослым.

Для дежурства: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизатор, клеенки.  

Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок, природный и бросовый материал: шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки.

Стаканы, ящики  для рассады.

Муляжи овощей и фруктов: помидоры, огурцы, морковь, яблоки, капуста,  лук, груши, слива, свекла.

Икебаны, веточки, поставленные в воду, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы), птиц, растений.

 Альбомы с изображением животных, дидактические игры (природоведческие).

В каждой группе должны находиться:

1. Таблички к комнатным цветам.

2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле центра природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум,  бегонии, традесканции и др.)  ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий,  кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

3. Календарь природы.

5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

 Центр  природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.

Организация центра природы старшей  группы

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в центре природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений.

Растения  центра  природы  старшей  группы.

Знания  детей  старшей  группы  получат  существенные  дополнения. Дети  узнают, что  растения для  своего  роста  нуждаются в  свете, тепле, влаге, почвенном  питании. Если  что – то  не  хватает, то  это  может  привести к  гибели  растения. Детям  объясняется, что  разные  растения  нуждаются в  разном  количестве света, влаги, одни  хорошо  растут  при  ярком  освещении, другие в  тени, одни  нуждаются  в  частом  поливе, другие   надо  поливать  редко. Закрепляется  умение определять  способ  ухода за  растениями  в  зависимости от  характера  листьев  и  стебля. В  содержание  знаний  о  растениях включаются  представления о  некоторых  способах вегетативного  размножения комнатных  растений (размножение  стеблевыми  черенками).

В  центр  природы  вносится  дополнительный  ряд  растений (при  этом  часть  растений  убирается или  передается в  младшую   или  среднюю группу).

Вносятся  растения  с  разнообразными  стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие  луковицы, клубнелуковицы:  2 – 3 вида  традесканций, комнатный  виноград, вьющийся  плющ,  цикламен, примула, амараллис, кливия. Они  имеют  разнообразные по  форме  и  характеру листья, стебли, цветы; у  них  разные  потребности в  степени  освещенности  и поливе.

Объем  знаний  детей  старшей группы.

Объем  знаний  и  задачи: дети  должны  знать  названия  6 – 7 растений, их  части : бутоны, корни и т.д.. Уметь  подробно  описывать  растения, отмечая  расположение  листьев, их  форму, цвет  и  поверхность, а  также  особенности  строения  стебля и цветов (листья  гладкие  или  с  ворсинками, края  листьев  ровные  или  с  зубчиками). Знать, что  от  правильного  ухода  зависит  состояние  растения, что  за  растениями  нужно  ухаживать  по-разному, в  зависимости  от  времени  года.

Какие  растения  должны  знать: детей  знакомят  с  растениями, имеющими неярко выраженные  признаки различия  и  сходства: с  2-мя  видами  герани, бегонии, а  также с растениями,  имеющими  различные  виды  стеблей, различную  форму, величину  и  окраску листьев  и  цветов: колеусом, плющом, комнатным  виноградом.

Что  дети  должны  делать: самостоятельно  ухаживать  за  растениями, добиваясь  хорошего  качества  выполнения  работы.

Группа

Комнатные растения

Уголок дежурств

Оборудование для экспериментов

Оформление

Старшая группа

6- 7 видов по 2- 3 экземпляра.

Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ.

 

С начала учебного года в уголке природы вместе со взрослым, под контролем взрослого.

Оборудование: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизатор, клеенки,

Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок. Природный и бросовый материал: шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки.

Стаканы, ящики  для рассады,  лупа.

Муляжи овощей и фруктов: помидоры, огурцы, морковь, яблоки, капуста,  лук, груши, слива, свекла, картошка, репа, болгарский перец.

Оборудование: веточки, поставленные в воду, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы), птиц, растений.

Альбомы с изображением животных, дидактические игры (природоведческие),

 рисунки, поделки детей.

В каждой группе должны находиться:

1. Таблички к комнатным цветам.

2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле центра природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум,  бегонии, традесканции и др.)  ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий,  кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

3. Календарь природы.

5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

Центр  природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.

Организация центра природы подготовительной  группы

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в центре природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений.

Растения  центра  природы подготовительной  к  школе  группы.

Основная  задача- знакомство  детей с  природой (формирование у  детей элементарных  знаний о  существенных  зависимостях в  мире  природы).

Дети  знакомятся  с  постоянно повторяющимися закономерными изменениями  в  жизни  растений в  разные  сезоны, с  основными  этапами их  роста  и  развития.

В  этой  группе  продолжается знакомство  с  вегетативным  размножением  растений. Усложняются  способы  ухода за  растениями и  сам  характер  организации  труда (вводится  дежурство  в центре  природы). Дети  учатся  видеть  существенные  признаки  предметов, общие  и  индивидуальные, их  вариативность. В  соответствии  с  этим  в  организации  центра  природы  обращается  внимание  на  разн-ообразие  растений не  только  по  их  внешнему  виду, но  и  по  их  потребностям в  определенных  условиях  среды.

В центр  природы  подготовительной  группы  помещаются растения, резко  отличающиеся  по  своим  потребностям: папирус, который 10 месяцев  растет  в  очень  влажной  почве, и  кактус, требующий  не  большого и  редкого  полива, примула  и  традесканция с  большой  потребностью во  влаге и  узамбарская фиалка, поливать  которую следует  весьма  умеренно.

В  подготовительной  группе  детей  знакомят с  листовым  черенкованием таких  растений, как  узамбарская  фиалка, бегония – рекс, сансевьера; размножение  луковицами (гемантус,  принум, амараллис),  размножение  делением  куста (аспидистра, циперус, аспарагус).

Таким  образом, тщательный  подбор растений  с  учетом особенностей их  внешнего  вида, своеобразия  требований к  среде, способов  размножения, позволяет  проводить наблюдения  и  труд в  природе более  интересным, содержательным и  увлекательным.

Объем  знаний детей подготовительной группы.

Объем  знаний  и  задачи: дети  должны  знать  названия  многих  растений, подробно  описывать  их внешний  вид,   отмечая  существенные  особенности, называть  наземные  и  подземные  части, знать  о  некоторых  лекарственных  растениях, , происхождении  растений (например  фикуса, амараллиса)., их  жизни  на  родине. Знать  о  роли  света, тепла  и  влаги  в  жизни  растений, об  особенностях  ухода  за  отдельными  растениями      (поливка  в  поддон  луковичных, вреда  или  пользе  опрыскивания).

Какие  растения  должны  знать и с какими рекомендовано  знакомить: с более  прихотливыми, требующими  сложного  ухода (бегония  Рекс, узумбарская  фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань), интересными своим  вегетативным  размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм), легко  размножающимися  черенками (традесканция, сеткрезии), с разными  подземными  частями-луковичными, клубнями (кринум, сансевьера).

Что  дети  должны  делать: самостоятельно  ухаживать  за  растениями, добиваясь  хорошего  качества  выполнения  работы. Помогают  воспитателю  при  пересадке  растений - определяют какое  растение  нуждается  в  ней, какого  горшок  нужен  размера.

 

Группа

Комнатные растения

Уголок дежурств

Оборудование для экспериментов

Оформление

Подготовитель-ная группа

6- 7 видов. Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьерия, бальзамин, фику

с.

2- 3 ребенка одновременно дежурят в уголке природы ежедневно.

Дежурят вместе со взрослым, под контролем взрослого, самостоятельно

Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок. Природный и бросовый материал: шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки.

Стаканы, ящики  для рассады,  лупа.

Муляжи овощей и фруктов:  помидоры, огурцы, морковь, яблоки, капуста,  лук, груши, слива, свекла, картошка, репа, болгарский перец,

экзотические фрукты.

Оборудование: веточки, поставленные в воду, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы), птиц, растений.

репродукции художников, сюжетные картинки, альбомы диких, домашних животных, насекомых, птиц, деревьев, цветы на клумбе, растения леса, поля, луга.

Фотоматериал: «Мой город, мой район»

Стихи по временам года с картинками, пословицы, загадки, приметы, поговорки.

В каждой группе должны находиться:

1. Таблички к комнатным цветам.

2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле центра природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум,  бегонии, традесканции и др.)  ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий,  кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

3. Календарь природы.

5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

 Центр  природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.

 

 

 

 

 

Организация центра природы 1 младшей  группы

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в центре природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений.

Растения  центра  природы  1 младшей  группы.

При  подборе  растений центра  природы  для  младших  групп детского  сада  педагоги учитывают особенности  восприятия  детьми  предметов – ребенок,  прежде  всего,  обращает  внимание  на  самые  яркие  и  красивые из  них. Воспитанники  младших  групп должны  научиться  узнавать   2-3 растения, их  части (стебель, листок, цветок). Дети  привлекаются  к  уходу за  растениями, поливают  водой, приготовленной  взрослым. Обтирают  влажной  тряпкой крупные  «кожистые» листья растений.    В  центре  природы младших  групп  размещают  растения,  имеющие  ярко  выраженные  основные  части (стебель и листья) и красиво, обильно  и  долго цветущие (обыкновенная  герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская  роза). Заинтересовывают  детей  и  растения с  пестро окрашенными  листьями. Они  также  имеют четко  выраженный стебель  и  листья, на  которых  можно  учить  детей несложным  приемам поддержания  растений  в  чистоте. Из  названных  видов  растений  воспитатель  подбирает  на  год 3 – 4 экземпляра. При  этом  в  центре  природы имеется  два  экземпляра одного  вида  растений: дети  учатся  находить  и  узнавать одинаковые  растения.

В каждой группе должны находиться:

1. Таблички к комнатным цветам.

2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле центра природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум,  бегонии, традесканции и др.)  ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий,  кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

3. Календарь природы.

5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

Группа

Комнатные растения

Оборудование для экспериментов

Оформление

1 младшая

группа

4- 5 вида.

С крупными листьями (бегония, фикус)

С мелкими листьями (аспарагус, огонек)

Ребенку с 2,5 лет вместе со взрослым поливать некоторые растения.

Центр воды и песка: ведерки, лопаточки, совочки, грабельки, различные формочки, надувные.  Пластмассовые, резиновые, заводные игрушки. Формочки для замораживания, различные емкости для переливания, камешки, лодочки, щепочки.

Муляжи овощей и фруктов: помидоры, огурцы, морковь, яблоки.

Календарь погоды

Картины, пейзажи по временам года. Картинки с домашними и дикими животными (соответствующие возрасту детей)

Центр  природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении смотра – конкурса на лучший центр природы в группе ДОУ

 -формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи;   -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе эк...

Консультация "Оборудование центра природы в детском саду"

Текст  к презентации "Оборудование центра природы в детском саду"...

«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....

Центр природы в группе

Рекомендации для воспитателей по организации центра природы в группе...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Центр природы. Младшая группа» .

Организация уголка природы. «Огород на окне» Дневники наблюдений за ростом и развитием растений. Содержание уголков экспериментальной деятельности....

Консультация «Организация центра математика в ДОУ»

Математический уголок для детей младшего дошкольного возраста...