Организация кружковой работы в ДОО
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_kruzhkovoy_raboty_v_doo.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

                           Организация кружковой работы в ДОО

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду кружковой работы.

 Актуальность Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

С чего мы начали. Сначала мы запустили анкету для родителей. В какие кружки хотели бы ходить  их дети. Выяснилось, что дети пожелали ходить на кружок шашки. 

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.

Программа «Волшебные шашки», перспективно-тематическое планирование на учебный год разработаны в соответствии с парциальной  программой  Сидорычев В.Н Русские шашки для дошкольников: учеб. метод. пособие/В.Н. Сидорычев .-М. Линка- пресс, 2016- 88с.

 Отличительной  особенностью  данной  программы  является  акцентирование внимания  на  подготовку  детей  старшего  дошкольного  возраста,  начинающих  с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную  успешность,  формирование  предпосылок  учебной  деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада.

Цель кружка: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников. Создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных способностей ребёнка.

Задачи:

•  обучение технике игры в шашки; 

•  ознакомление детей с теорией шашечной игры. 

•  активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического         и стратегического мышления, памяти и наблюдательности; 

 •  развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления; 

•  обучение умению ориентироваться на плоскости. 

•  воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

 • воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе; 

 • выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре  в  шашки  на  основе  игровой  мотивации  дошкольников. Во-первых, на занятие всегда приходит сказочный  герой, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству  с  шашечной  доской  (показ,  рассматривание,  изучение горизонтальных и вертикальных полей  шашечной  доски).  В-третьих,  на  мой  взгляд,  самое  главное,  обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются  различные  задания: дидактические игры  «Расстановка шашек», «Как ходят шашки, дамка», изучение «Шашечные дороги - вертикаль» «Шашечные дороги - горизонталь», «Шашечные дороги диагональ». Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомство детей с новым для них материалом проводила в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте.

Начинать бой можешь смело – первый ход всегда за белой! 

Шашки медленно, но метко шагают лишь по черным клеткам! 

Наверно, шашкам не везет, что ходят шашки лишь ВПЕРЕД! 

Знают все: и стар, и млад, шашкой бьем вперед – назад! 

Шашка соперника сразу погибнет, если твоя ее перепрыгнет! 

Полям вдруг конец настанет, сразу шашка «дамкой» станет! 

Чтоб твою «дамку» не поймали, ход ее по всей диагонали! 

Цель игры – побить «врагов» и чтоб им не было ходов!

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но эта игра содержит в себе много разного рода трудностей и тонкостей. Для того чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики. Периодичность занятий –1 раз в неделю, по 30 минут в подготовительной группе.

 Важно помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него. Поэтому дети часто играли так: один – сильный игрок, другой послабее. В процессе обучения детей игре в шашки дети учились мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. У детей развиваются умения производить расчеты на несколько ходов вперед, продумывать как «загнать» пешку в тупик.

Также у детей расширяется словарный запас слов:, доска, ход, бой, шашки, дамка, горизонталь, вертикаль,  диагональ, турнир.

  Ребенок, овладев игрой в шашки,  может  сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети тренируют  в  нужном  направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, когда проигрывает, рассуждать при  выборе  нужного  хода  в  сложившейся  игровой  ситуации).  Игра  позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского  коллектива.  

Основными формами работы и средствами обучения являются:

  • практическая игра;
  • решение задач, комбинаций и этюдов;
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения ;
  • игры в шашки.
  • игры- соревнования;
  • интеллектуальные (викторины) игры

Планируемые результаты освоения игры в шашки:

К концу обучения дети должны знать:

Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, ничья.

К концу обучения дети должны уметь:

•Ориентироваться на шашечной доске;

• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;

• Правильно располагать доску между партнерами;

• Правильно располагать фигуры перед игрой;

• Решать простые шашечные задачи.

  • Играть вежливо, по правилам.
  • Уважать соперника

Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент. Выигрыш  или  проигрыш  в  игре-состязании  стимулирует  познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на  развитие  общения,  так  как  возникает  необходимость  самостоятельно распределять  между  собой  работу,  обсуждать  композицию,  проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Таким образом,  у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное  воображение,  расширяется  кругозор.  

На начало обучения в кружке  было 10 человек.5% детей умели играть в шашки, к концу учебного года-95%. После Нового года еще 4 человека записались в кружок.

К концу года после обучения детей игре в шашки наблюдаются положительные изменения. Дети становятся более рассудительными,  не боятся принимать важные решения. А главное, в случае поражения в игре не огорчаются, а делают выводы и учатся анализировать свои ошибки. Хорошо играющие дети оказывают поддержку тем детям, которые ошибаются, показывают, как надо правильно ходить, подсказывают, что надо «рубить».        

 В результате работы кружка дети научились ориентироваться на шашечной  доске; играть  без нарушений правил; правильно расставлять шашки перед игрой; умеют ходить «дамкой», проводить элементарные шашечные комбинации; расширился словарный запас слов:  ничья, турнир, «дамка»; дети знают такие понятия вертикаль, диагональ, горизонталь; освоили игру в «Поддавки». А вот игра в «Уголки» у детей не пошла. Им показалось игра  сложной, долгой, и интерес быстро пропал.  В апреле-мае у нас запланированы соревнования «Шашечный турнир»  с ребятами членами кружка, с ребятами другой  группы нашего детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация кружковой работы в ДОУ

В данном материале представлено описание необходимой документации для кружковой работы, алгоритм внедрения кружковой работы, составления рабочей программы......

Использование информационных компьютерных технологий в организации кружковой работы со старшими дошкольниками

Настоящий прогресс человечества зависит                                            ...

«Организация кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Золотые ручки» (экопластика)»

Природа всегда была неиссякаемым источником творчества. Разнообразие ее форм - вызов человеческой фантазии. Войти в этот таинственный мир, познакомится с его особенностями поможет работа с природным м...

Организация кружковой работы в ДОУ

Планирование и организация кружковой работы в ДОУ...

Работа с одаренными детьми. Организация кружковой работы в ДОУ

«Работа с одаренными детьми. Организация кружковой работы в ДОУ»Выполнила: Кирилова А.   «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из землии требующий к себе огромного ...

Планирование и организация кружковой работы педагога дошкольной образовательной организации

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...