Дидактические игры по развитию речи на тему «Весна»
консультация (старшая группа)

Развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи на тему «Весна»

«О чем сегодня будем говорить?»

Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко падают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла… (Весна)

Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать её рождение.

Что происходит весной в природе?

 «Приметы весны»

Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.

Предлагаются детям картинки с изображением весенних явлений. (светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.).

Вы внимательно посмотрели и послушали о приметах весны, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны.

 «Без чего не может быть весны?»

Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без …(луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (грозы).

Весна не может быть без…(майских жуков).

Весна не может быть без…(проталин).

Весна не может быть без…(капели).

Весна не может быть без…(подснежников). И т.д.

 «Назови словечко»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение  подбирать слова-признаки, согласовывать существительное с прилагательными.

У логопеда в руках желтые полоски. Он приглашает детей выйти и встать вокруг желтого круга.

Перед нами солнышко. Чтобы оно засияло и стало греть, нам нужно сделать лучики. Каждый из вас возьмет у меня по одному лучику и положит на солнышко, сказав о том , какая бывает весна, например: теплая, ласковая…

 «С кем или с чем дружит весна?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме, формировать навык составления предложений с союзом потому что.

Выставляются  картинки: снеговик, солнышко, птицы, насекомые, снег, подснежники и предлагает детям сказать, с кем или с чем дружит весна.

Например, весна дружит с птицами, потому что весной птицы прилетают из теплых стран. Весна не дружит со снеговиком, потому что весной он тает.

 «Подбери слово»

Цель: подбор существительных к глаголу.

Греет… (солнце) Тает… (снег) Журчит… (ручей) Набухают…(почки) Капает…(капель)

 «Подбери как можно больше слов  - действий?»

Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Солнце - …греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.

Снег - …тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.

Сосульки - …капают, тают, падают, висят.

Ручей- …бежит, течет, журчит, звенит.

Птицы- … прилетают, поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.

 «Подбери как можно больше слов – признаков»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение  подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Солнце (какое?) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.

Почки (какие?) – клейкие, набухшие, ароматные.

Листья (какие?) – зелёные, душистые, молодые.

Ручьи (какие?) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.

 «Весенняя поляна»

Цель: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.

 Предлагается детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.

« Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день- весенний день.

 (солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)

«А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной».

 (Проводится по картинкам)

 «Один - много»

Цель: согласование имен числительных и имен существительных.

Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи – ручьев. Дерево - деревья – деревьев. Туча – тучи – туч. Проталина – проталины – проталин. Сосулька – сосульки – сосулек. Лужайка – лужайки – лужаек. Почка – почки – почек. Гроза – грозы – гроз.  И т. д.

 «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ручей - (ручеек) Солнце - ( солнышко) Гнездо - ( гнездышко) Лист – (листик)  Птица – (птичка) Дерево – (деревце) и т. д.

 «Наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Снег зимой чистый, а весной …( грязный)

Зимой дни холодные, а весной …( теплые)

Зимой солнце тусклое , а весной …( яркое)

Зимой небо пасмурное , а весной…  (ясное)

 «Умный словесник»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи.

-Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли  (Капель)

-Совсем маленькая капля  (Капелька)

-Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд (Оттепель)

-Место, где стаял снег и открылась земля(Проталина)

-Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной(Половодье)

-Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (Распутица)

-Небольшой водный поток (Ручей)

-А как назвать его ласково? (Ручеёк)

 «Посчитай-1,2,5»

Цель: согласование имени существительного с числительными.

Один ручей – два ручья – пять ручьев.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. И т. д.

 «Найди ошибки»

Цель: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.

Предлагается детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному предложению, дает возможность ребятам найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники).

 «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания.

Произносите слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.

Пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое , ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

 «Скажи правильно»

 Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, слухового внимания.

Распускаются почки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

 «Почемучка»

Цель: составление предложений с союзом потому что .

Почему тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т.д.

«Назови звук»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах.

Слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.

сильный -…                 прозрачный -…          радостный -…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Мебель")

В материале представлены дидактические игры по развитию речи, напревленные на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Моя любимая игрушка")

Дидактические игры помогут закрепить словарь по лексической теме "Моя любимая игрушка"...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Весна")

В материале представлены дидактические игры, направленные на развитие речевой активности....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Комнатные растения")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста....

23.04.2020г. Дидактические игры по развитию речи на тему «Весна»

Дидактические игры способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершен...