Исследовательский проект "Огород на окне"
проект (младшая группа)

Калыкова Кадрия Алиевна

У детей младшего дошкольного возраста недостаточно знаний о растениях, не развит интерес к тому, где растут растения, какие условия им нужны, к познавательной и исследовательской деятельности. Исследовательская и поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка, которое призвано помочь ему познать мир. Изучение, открытие и исследование - это шаги навстречу неизвестному и непознанному.

Темы проектов были выбраны с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы и объема информации, которую они могут воспринять.

Детский исследовательский проект ориентирован на то, чтобы дети получили опыт исследовательской деятельности, осознали свои интересы и сформировали навыки их реализации, приобрели новые знания и использовали их в своей жизни.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne_.docx550.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска

«Челядьöс сöвмöдан 22 №-а сад видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса

муниципальнöй асшöрлуна учреждение

Проект в первой младшей группе "Огород на подоконнике"

Воспитатель: Калыкова Кадрия Алиевна

Усинск 2024г

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность: 4 недели.

Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатели.

Активизация словаря: лук, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, рыхлить, наблюдать.

Предполагаемый результат:

  • Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают;
  • Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия;
  • Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
  • Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.


Актуальность

У детей младшего дошкольного возраста недостаточно знаний о растениях, не развит интерес к тому, где растут растения, какие условия им нужны, к познавательной и исследовательской деятельности. Исследовательская и поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка, которое призвано помочь ему познать мир. Изучение, открытие и исследование - это шаги навстречу неизвестному и непознанному.

Темы проектов были выбраны с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы и объема информации, которую они могут воспринять.

Детский исследовательский проект ориентирован на то, чтобы дети получили опыт исследовательской деятельности, осознали свои интересы и сформировали навыки их реализации, приобрели новые знания и использовали их в своей жизни.

Проектная идея

Цель:

Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, связанной с выращиванием растений в закрытом грунте, и воспитывать любовь к природе.

Задачи:

- Воспитание у детей желания участвовать в труде;

- научить детей готовить землю к посадке; и

- ознакомить их с инструментами и материалами, необходимыми для посадки;

- обучение детей посадке лука с помощью воспитателя

- учить детей поливать растения с помощью воспитателя; учить детей поливать растения с помощью педагога

- Предложить идеи по выращиванию растений;

- Наблюдать за процессом прорастания крылышек лука.

- Воспитывать бережное отношение к растениям;

- Проведение опросов среди родителей;

- Вовлечение родителей в деятельность детского сада в рамках организации и реализации проекта;

- Развитие познавательного интереса детей к растениям;

- Развитие художественно-продуктивной творческой деятельности.

Этапы проекта


Подготовительный этап


Деятельность педагога:


- Подготовка рабочих планов проекта;

- Сбор материалов, необходимых для реализации проекта;

- Чтение новелл (стихов, пословиц, афоризмов и песен, связанных с огородом и овощами);

- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта;

- Подготовка обучающих игр и вспомогательных материалов;

- Подготовка художественных мероприятий;

- Подготовка анкет для родителей.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

• Сбор необходимого материала для создания огорода;

  • Анкетирование родителей;
    • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Основной этап


Деятельность педагога:


• Беседа с детьми познавательного характера;
• Организация предметно – развивающей среды по теме;
• Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:


- Выращивание лука в грунте

- Уход за луком - полив и удаление пыли;

- Выполнение заданий в самостоятельном наблюдении;

- Играть, заниматься спортом

- Участие в практической деятельности;

- Изготовление моделей лука из пластика;

Рисование лука;

  • Участие в дидактических играх;
  • Наблюдения;
  • Рассматривание семян через лупу.

Совместная деятельность взрослых и детей:


- Обучение рассказыванию историй; чтение детских романов;

- Различные тематические занятия по изобразительному искусству;

- Просмотр мультфильмов о растениях

- Просмотр обучающих картинок и иллюстраций об овощах; просмотр мультфильмов о растениях;

- Труд на огороде;
Завершающий этап


Деятельность педагога:


• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
• Презентация проекта;
• Представление опыта.


Деятельность детей:


• Участие в итоговой беседе о проделанной работе;


Распространение опыта:


• Оформление альбома , фотоотчета для родителей.

Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с..

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.

3. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.

4. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель» 2007г

5. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург,1995

6. Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010

7. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2007 (методическое пособие)

Приложение №1

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,


2. Опытно-экспериментальная деятельность:


• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»,

  • Наблюдения «Что растет на огороде?».


3. Практическая деятельность:


• Высадка лука
• Полив, уход и наблюдения за процессом прорастания лука


4. Экологические занятия по темам:


• «Семена»,
• «Первые всходы»,
• «Мир овощей».


5. Игровая деятельность:


• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус и запах?», «Что растет на огороде?», «Посчитай, сколько?», «На что похожи овощи?», «Какого цвета овощи?»

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», лото «Свари компот и суп»
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике
• Рассматривание различных семян.


6. Художественно - творческая деятельность детей:


• Рисование «Лук от всех недуг».
• Лепка «Морковка»


7. Речевое развитие:


• Чтение сказок: «Репка».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок об овощах,

  • Слушание песенок.


8. Оформление альбома:

  • «Наш лук от всех недуг».


9. Работа с родителями:

  • «Помощь ребенка на огороде»,
  • Привлечение родителей к сбору материалов.

По реализации проекта «Огород на окне»

были получены следующие результаты:

- Группа создала "огород на окне",

- Дети узнали, что растения живые и их нужно поливать, сажать и ухаживать за ними.

- Дети узнали о труде взрослых и научились называть их трудовые действия; дети научились называть свои трудовые действия,

- Участники проекта получили положительные эмоции.




Приложение №2

Консультация для родителей «Лук от семи недуг»

Лук - это острое культурное растение, принадлежащее к семейству лилейных. Это самая распространенная специя для ежедневного употребления у многих народов. Считается, что происхождение лука - Юго-Западная Азия.

Химический состав. Лекарственные свойства.

Лук обладает характерным запахом, обусловленным наличием серосодержащих эфирных масел. Фитоциды лука убивают микроорганизмы, стрептококки, дизентерийные бациллы, возбудителей дифтерии и туберкулеза.

Кроме того, лук содержит белки, сахарозу, мальтозу, фруктозу, полисахариды, протеины, золу и жиры. Он богат витаминами C, A, D, B1, B2, B6, E и PP, а также содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор и железо. Спиртовой экстракт из лука стимулирует сердечную деятельность и улучшает секреторную активность желез пищеварительного тракта. Лук оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Весной этот лук очень полезен для удовлетворения потребности организма в витамине С.

Лук содержит йод и органические кислоты (лимонную и яблочную). Фитофунгициды, содержащиеся в луке, обеззараживают микрофлору полости рта и положительно влияют на работу почек. Лук полезен для здоровья.

Кулинарное применение.

Лук - одна из важнейших овощных культур. Лук и его листья используются в качестве приправы в консервной промышленности, в салатах, винегретах, грибах, овощных и мясных блюдах.

Лук обычно употребляют сырым или обжаривают на сале или растительном масле до золотисто-коричневого цвета. Сырой лук хорошо сочетается с колбасами и мясными изделиями, творогом, сыром и хлебом с салом.

Лекарственное использование.

Лук используется в медицинских целях со времен Гиппократа. Лекарственная ценность лука была признана во всех странах. Римляне включали лук в рацион своих армий, полагая, что его употребление повысит силу и мужество солдат. В Египте луку поклонялись как богам. Во времена Гиппократа лук прописывали людям, страдающим ревматизмом, подагрой и ожирением. Луковым соком можно промывать раны и смазывать глаза, а сок лука с медом - лечить ожоги глаз. .......

Луковым соком можно лечить больное горло. Употребление горького вкуса лука укрепляет слабый кишечник и повышает аппетит".

Неизвестно, когда лук впервые начали использовать на Руси, но точно известно, что с древних времен лук был одним из основных продуктов питания и считался панацеей для профилактики и лечения болезней.

Лук подходит для витаминотерапии и может использоваться круглый год, но особенно рекомендуется его употребление зимой и весной. Большое количество минеральных солей в луке способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а его характерный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук также широко используется в современной медицине. Во многих странах мира лук является популярным косметическим средством. При себорейной алопеции и гнездовом облысении луковый сок рекомендуется для смазывания кожи головы и укрепления волосяных фолликулов. В этом случае волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, кожа не шелушится и не появляется перхоть. Нанесение лукового сока на бледные веснушки, прием лука внутрь, а также луковые маски (смесь меда и луковой кашицы) предотвращают появление морщин, а кожа лица становится гладкой.
Чудесный мешочек - дидактическая игра

Цель игры «Чудесный мешочек»

В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Необходимый инвентарь для игр

Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.

Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Описание игры «Чудесный мешочек»

Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

  • описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);

  • рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;
  • описать его так, чтобы другие дети отгадали его;
  • назвать слова на данную букву;
  • составить пример, где ответ будет данное число.

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

Дидактическая игра «Узнай на вкус и запах»

Дидактическая задача:

- Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей;

- Активизировать речь детей;

-Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Правила игры.

Не глядя на овощи (с завязанными глазами), определите вкус по запаху. Другие дети терпеливо и спокойно ждут.

Поведение в игре. С завязанными глазами, не подглядывая, не торопясь отвечать, внимательно оценивая запахи и вкусы и давая ответы. Ребенок, допустивший ошибку, имеет возможность попробовать другой овощ. Ищите полный овощ на столе.

Ход игры. На подносе на столе лежат знакомые детям овощи: горох, лук и тыква. На другом подносе эти овощи разрезаны на маленькие кусочки и розданы каждому ребенку. Также выдаются бумажные полотенца (или зубочистки). Учительница с подносом обходит всех играющих детей. Завязав ребенку глаза, она кладет кусочек овоща на салфетку и просит его понюхать его, а затем положить в рот. Не подглядывая, ребенок угадывает название овоща по вкусу и запаху. Затем они находят овощ на столе. Педагог продолжает таким образом, пока все дети не примут участие в игре.

В конце игры дети перечисляют овощи, которые они принесли, и называют вкус каждого из них.

Дидактическая игра "На что похожи овощи?

В эту игру можно играть с четырьмя детьми. Каждый игрок выбирает цветную карточку с полем. Игрок выбирает геометрическую фигуру и кладет ее на овощ, похожий на данную геометрическую фигуру. Побеждает тот, кто первым заполнит все поле карточками.

Значение игры Игра "На что похожи овощи" помогает игрокам выучить названия овощей и соотнести их с геометрическими фигурами в игре.

Дидактическая игра "Какого цвета овощи?

В эту игру можно играть с 3-5 детьми. Каждый игрок выбирает бесцветную карточку с изображенным на ней овощем и рисует на ней круг, соответствующий цвету данного овоща. Побеждает тот, кто первым правильно заполнит все игровое поле карточками.

Значение игры Эта игра "Какого цвета овощи" помогает игрокам выучить названия овощей в процессе игры, ассоциировать овощи с цветом кругов и развивать чувство цвета.

Игра "Большой-маленький

Цель: образовывать слова с помощью суффиксов:

Огурец - огурчик, помидор - помидорчик... Огурец - огурец, помидор – помидор

Приложение №3

Фотоотчет по проекту.

;quality=95&sign=a945e42905224b67db8d90678f293239&type=album

Рисунок 1. Подготовка к посадке земли


;quality=95&sign=6c562fb1b2470d53105c11896ad960f4&type=album

Рисунок 2. Полив земли и посадка лука

;quality=95&sign=416725a5f96382710fb7d94bbdad5138&type=album

Рисунок 3. Огород посажен

;quality=95&sign=345449642d98220408d16df7b060312a&type=album

Рисунок 4. на 8 день посадки лука. Снимаем урожай

;quality=95&sign=721fcd64b6af356543ea8ad4bf274a5d&type=album

Рисунок 5. Готовим морковки для подачи в суп на обед

;quality=95&sign=402ed13f813ecac51118cde5730a1543&type=album

Рисунок 6. Подача морковки в суп



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект "Огород на окне"

хочу предлжить вниманию коллег небольшой исследовательский проект "Огород на окне". Может быть для кого то это уже хорошо знакомая тема, а для кого то подсказка для будущей работы.Надеюсь , что данный...

Образовательная область «Познание». Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа).

Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа)....

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Исследовательский, творческий проект "Наша ферма.Сказка на окне"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Когда огород ...

Познавательно-исследовательский проект "Вырастим огород на окне"

Цель проекта:Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работы. Познавательно-исследовате...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...