Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей 4-5 лет
статья (средняя группа)

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей

эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-izobrazitelnaya_deyatelnost.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкгольное образовательное учреждение

«Детский сад № 343»

Изобразительная деятельность в средней группе (4-5 лет)

Воспитатель

Терешкина Дарья Валентиновна

Нижний Новгород

Значение изобразительной деятельности для всестоpoннeгo развития детей.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей

эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах пpекpacнoгo в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоционально-выразительной форме. Если воспитатель, поставив в качестве натуры для рисунка "ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей по будут затронуты, они спокойно станут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Организации и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.

Изодеятельность в ДОУ.

Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Цель обучения изобразительной деятельности - развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Предлагаемая концепция опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его себя как творческой

Изодеятельность в средней группе (4-5 лет).

В этом возрасте, как замечает А. Н. Леонтьев, эмоции становятся более устойчивыми.        Адекватное        эмоциональное        регулирование        в        различных

ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям - через мимику, жесты, пантомимику и т.д.

Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов.

Линия, черта, штрих могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и движущимися по кругу, пересекающимися и с наплывом на другую. Через легкость, воздушность или мягкость и плавность, острову и агрессивность можно рассказать о характере героя, его отношении к окружающему миру. Карандаш, сангина, уголь, пастель, тушь - превосходные средства для выражения своего видения красоты окружающего мира.

Рисование помогает ребенку снимать напряжение. Внимательные педагоги замечают, что происходит так называемое "графическое отреагирование", особенно важное для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок - это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым ребенком.

Занятия организуются как игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того чтобы игра приобрела эффект изотерапии, используются движения, музыка, звуки, прикосновение. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком.

Приемы и методы, используемые на занятиях по изодеятельности.

  1. Эмоциональный настрой.

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

  1.  Художественное слово.

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

  1.  Педагогическая драматvргия.

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках. Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествии дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются

с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

  1.  Пластика.

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний. Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Mope", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

  1.  Театр.

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональное опыте детей, на воплощении их переживаний. В младшей гpyппe используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника. Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством.  Теперь  дети  уже  сами  играют  выбранных  героев, предварительно изготовив маску, - лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

  1.  Игра.

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире". Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

  • художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" и др.;
  • дидактические        - "Дорисуй        сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";
  • графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — обратное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, оставляет положительные эмоции и материальный результат (рисунок, поделка/

Дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало интерес.

Изодеятельность служит прекрасным средством для закрепления знаний и проверки их усвоения. Ребенок, рисуя сюжетную композицию на те яy

«Лиса», нарисовал лисят с тонкими хвостиками, а в зубах лисицы — мышь. Педагогу это скажет о том, чтo ребенок отлично усвоил новый материал и отразил его в рисунке (хвосты лисят становятся пушистыми не сразу, самая распространения пища лис мышь полевка). Другой ребенок, выполняя аппликации «Морское царствo», увлекся наклеиванием водорослей. Воспитameль обратил внимание ребенка на тo, что водорослей уже достаточно. На что ребенок с искренним убеждением ответил: «Но здесь рядом морской конек. Он ведь не умеет быстро плавать, так хоть в водорослях спрячется. Ему никaк нельзя хищнику попадаться — деток надо

Эти слова ребенка свидетельствуют не только о полном усвоении материала, но и о глубоких эмоциях, чувствах. Никогда нe станет этот ребенок ловить на сувениры морских коньков, и своим близким не даст. А ведь именно в этом и заключается смысл природоведческой работы. знание родной природы,  устойчивый интерес к ней и основы экологического

мировоззрения.

Воспитатели и родители могут и должны использовать естественную тягу детей к получению новой информации. Если ребенку интересно, то он получает и закрепляет в памяти больший объем знаний и на более продолжительный срок. Есть довольно много методик, позволяющих использовать познавательный интерес малышей к какому-то объекту или явлению для усвоения ими целого комплекса информации. Для этого воспитатели, родители или педагоги стараются комбинировать темы, проводя интегрированные занятия. Например: при устойчивом интересе ребенка к природе практикуется включать элементы занятия по изобразительной деятельности (или развитию речи) в занятия по ознакомлению с природой. Возможностей, примеров и способов такого комплексного интегрирования очень много, педагог-практик всегда найдет предмет наибольшего интереса у ребенка и использует этот предмет для развития речи, мелкой моторики пальцев, развития памяти и еще многих других качеств и способностей ребенка.

Таким образом, сам интерес ребенка к рисованию, аппликации, лепке или конструированию из бумаги и подручных материалов (то есть всему арсеналу изобразительной деятельности) стоит развивать и поддерживать в общем комплексе его интересов, непрерывно подтягивая его слабые стороны, используя сильные.

Задачи развивающего образования в ИЗО.

  1. Формирование мотивов изобразительной деятельности.

  1. Развитие способности к целеполаганию (практическому осмыслению своей деятельности, постановке целей и их достижению).
  2. Содействие освоению cпocoбoв деятельности (действий): восприятия, замысливания, изобразительных, контрольно-оценочных, художественного восприятие создаваемого и созданного образа.
  3. Содействие становлению и развитию у детей психических, личностных качеств: самостоятельности, инициативы, наблюдательности, воображения и творчества, желания достигать задуманного результата.

Принцип  рпзвивпіощего оdрвзовпн ня в ИЗО.

  1. Поддержка инициативы детей в изодеятельности;
  2. Сотрудничество педагога с семьей;
  3.         Формирование        познавательных        интересов        и        познавательных действий ребенка в деятельности;
  4. Возрастная адекватность образования;

  1. Учет этнокультурной ситуации развития детей;

  1. Обучение и воспитание по ЗБР (зоне ближайшего развития);

  1. Учет  индивидуальных  особенностей,  индивидуальный подход во

взаимодействии;

  1. Сбалансированность репродуктивной, репродуктивно-вариативной, исследовательской деятельности.

Memoды развивающего образования в ИЗО.

Общедидактические (по характеру познавательной деятельности): информационно-рецептивный, репродуктивный, репродуктивно — вариативный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Традиционные (по источник информации): наглядные (наблюдение, обследование, образец, картина), словесные( объяснение, беседа, указание, совет, напоминание), игровые, практические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Материал для широког круга: родителей и пдагогического состава ДОУ...

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей....

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка.           Искусство дарит радость познания окружающего мира. Оно эмоциональн...

СТАТЬЯ «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

В статье рассматривается значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста...

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, ч...