Консультация "Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей"
консультация

Федоренко Елена Геннадьевна

Материал полезен для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_izobr.deyatelnosti.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

        

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Многие великие философы прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель большое значение в развитии ребенка придавал предметам эстетического цикла. Он подчеркивал, что «рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты».

Великий чешский педагог Я.А. Каменский, утверждая важность для всестороннего развития человека, предлагал ввести этот предмет в материнские школы, как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте им срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдельными деталями вещей. Наконец, будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Они считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат подмечать «правильности и стройности в предметах», формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

О значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог середины 19 века Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший по тем временам уникальную систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку: «Развитие способности к рисованию в ребенке,- утверждал он, - составляет одну из существеннейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека, составляет, составляет одно из самых существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для всеобщего единения жизни». Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки Мыслители и художники Древней Греции. Они считали, что «обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания».

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе рисования развиваются эстетическое восприятие и представления, воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией воспитываются интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям, обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связывают с народным прикладным искусством. Дети при этом видят богатство фантазии народа, мастерства, жизнелюбия, таланта, что способствует не только их эстетическому. Но и нравственному воспитанию.

Изобразительная деятельность – художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они усвоили и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок. Лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравится изображение. Что в них интересного, почему они радуют их, или, наоборот, что вызывает отрицательное отношение Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные работы.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Это требует применения трудовых усилий, направленных на создание изображения, подготовку материалов и уборку своего рабочего места. Часто бытует мнение, что рисование, аппликация, лепка для детей – это игра, забава. Однако. Без применения трудового усилия создать изображение невозможно.

Занятия изодеятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Ее донесло до нас, и понесет грядущим поколениям знания, закодированные в художественных образах.

Возможность интеллектуального развития в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни. Вместе с тем в процессе создания образа у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

Изучению роли изобразительной деятельности в умственном воспитании дошкольников было посвящено одно из исследований Н.П. Сакулиной, в котором она выясняет целый ряд вопросов, имеющих важное значение для формирования изобразительной деятельности и развития мышления детей, их умственного воспитания. «Основным источником познания действительности с целью ее отражения в образах, -  пишет Сакулина, -  является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления. Происходит отбор и обобщение получаемой1 информации, включаются мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, абстракция.»

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах, пространственном положении предметов окружающего мира, разнообразных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь изобразительным творчеством, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а, следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества, что, как известно, является важным для интеллектуального развития детей. В процессе изодеятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей: накопления и обогащения их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. В беседах об искусстве дети усваивают ряд понятий изобразительного и иных видов искусства. Это расширяет их кругозор, обогащает речь.                                                                                                        Таким образом, в процессе изобразительной деятельности детей осуществляется всестороннее воспитание, и, при условии оптимальной организации и эффективного осуществления, закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которой впоследствии будет формироваться художественная культура человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на всесторонне развитие ребёнка"

Рассказывается родителям о роли изобразительной деятельности в развитие дошкольника...

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Материал для широког круга: родителей и пдагогического состава ДОУ...

СТАТЬЯ «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

В статье рассматривается значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста...

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие детей

В формировании личности ребенка большую роль играютразнообразные виды художественно-творческойдеятельности: рисование, лепка, аппликация, разнообразныеподелки из природных материалов.Рисование, лепка,...

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей 4-5 лет

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детейэмоци...

Тема родительского собрания «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие детей»

Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка.Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, т...