Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка.
статья по рисованию на тему

Чаркина Анна Альбертовна

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка.

 

          Искусство дарит радость познания окружающего мира. Оно эмоционально, насыщено приятными открытиями собственных творческих возможностей. В рисунке, лепке, аппликации можно передавать свои переживания, отражать впечатления от увиденного, услышанного, прочитанного. Изобразительная деятельность – любимое занятие детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И, как любая познавательная деятельность - имеет большое значение для умственного воспитания детей.

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чаркина А.А., воспитатель

 ГБДОУ детский сад №87 Приморского района

Санкт-Петербург

 Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка.

          Искусство дарит радость познания окружающего мира. Оно эмоционально, насыщено приятными открытиями собственных творческих возможностей. В рисунке, лепке, аппликации можно передавать свои переживания, отражать впечатления от увиденного, услышанного, прочитанного. Изобразительная деятельность – любимое занятие детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И, как любая познавательная деятельность - имеет большое значение для умственного воспитания детей.

          У каждого ребенка необходимо развивать творческие способности. Важно помочь детям овладеть различными способами создания изображений, познакомить со средствами их выразительного исполнения, создать условия для этого увлекательного процесса, формировать эстетические чувства и представления, развивать воображение и образное мышление.

          Определение содержания, методов и приемов работы педагога по воспитанию и обучению изобразительной деятельности позволяет знание процессов восприятия, мышления и воображения у детей от двух до семи лет. Строить обучение детей, соответственно их возрастным особенностям, позволяет знание анатомии, физиологии и гигиены; знания психологии ребенка помогают лучше понять его желания и склонности, выявить особенности. Нужно помнить, что для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость, слабая координация руки и глаза, недостаточное развитие анализаторов. В процессе создания изображения участвуют все сферы деятельности ребенка - общение: контакт со взрослым и сверстником, развитие речи, взаимопомощь, умение делиться, оценивать работы других детей; ознакомление с окружающим: строение предметов, объектов, выделение существенных свойств; формирование элементарных математических представлений о форме, размерах, цвете, расположении в пространстве и  на плоскости, делении на части, счете; трудовое воспитание: создание поделок, предметов для украшения интерьера группы, подготовка и уборка рабочего места, содержание в порядке художественных принадлежностей. Одновременно с этим развиваются предпосылки учебной деятельности – формируется умение планировать последовательность выполнения творческой работы.  Развиваются  волевые качества – терпение, усидчивость, настойчивость; задействуются психические процессы: восприятие, речь, мышление, память, внимание, воображение.

          Занятия изобразительной деятельностью имеют и терапевтический эффект – в творческом процессе ребенок выражает свои эмоции, снимается психо-эмоциональное напряжение, он успокаивается, раскрывает свой внутренний мир. Развивается мелкая моторика мускулатуры кистей рук, координируется межполушарное взаимодействие – правой и левой руки: правое полушарие – конкретно-образное мышление, левое – абстрактно-логическое. Происходит координирование руки и глаза, подготовка руки к письму.

          Изобразительная деятельность представляет интерес и для психологов: анализ творчества ребенка важно для понимания его внутренних переживаний и может служить диагностическим целям. При наличии замкнутости, негативизме у больных детей, которые не хотят обсуждать свои переживания, мало говорят, посредством рисунка устанавливается контакт.

          Художественная культура играет большую роль в воспитании эстетических чувств ребенка. Искусство показывает мир реально существующей красоты, и педагогу важно раскрыть ее содержание, в  выразительной форме, углубляя эстетические переживания, создавая особый эмоциональный настрой. Без специально подобранных педагогом слов, обычным анализированием, эмоции детей не будут затронуты, не проявится их интерес к собственной творческой деятельности, не будет достигнута важнейшая задача эстетического воспитания – развитие творческих способностей, которые заложены природой в каждом ребенке с рождения. Поэтому личный пример педагога, эмоциональное объяснение, помощь, показ, должны носить творческий характер. Также, эстетическому воспитанию детей должны способствовать организация занятий, оборудование, соблюдены чистота и порядок, аккуратное содержание материалов и принадлежностей. На высоком художественном уровне должны быть выполнены наглядные пособия. Такая обстановка обязательно вызовет желание заниматься творчеством.

          Детей необходимо учить видеть прекрасное, развивать и совершенствовать творческие способности. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать и ценить искусство, без желания творить прекрасное своими руками, невозможно становление гармонически развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Материал для широког круга: родителей и пдагогического состава ДОУ...

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей....

Сообщение Тема: «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рисование - одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здор...

Значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка

Данный материал формирует представления родителей о значении театра в жизни  ребенка для всесторонннего развития....

СТАТЬЯ «Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

В статье рассматривается значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста...