Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
консультация (подготовительная группа)

Богун Ольга Владимировна

Консультация для педагогов. Представление опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Представление опыта работы26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Подготовила: Богун О.В.,

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

г. Надым

2024 г.

В вашей семье и под вашим руководством 
   растет будущий гражданин. Все, что совершается
в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям.
А. С. Макаренко

Проблема: десятилетия отделяют нас от событий Великой Отечественной войны; к сожалению, с каждым годом все меньше и меньше остается с нами ветеранов; очень важно именно сейчас, в дошкольном возрасте, лелеять ростки памяти о прадедах и их мужестве, не прерывая живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в годы войны.  

Цель: воспитание чувства патриотизма у воспитанников ДО, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

 

Задачи:

  • формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине и осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне;
  • сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
  • обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье;
  • воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Почему эта тема важна для работы с дошкольниками:

     Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть на своих прадедушек и прабабушек, на тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям, сможет расширить кругозор детей и способствовать воспитанию интереса к изучению истории своей страны.

Актуальность темы:

    «Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» характеризует это понятие, как любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

    Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям, это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ.

    Любовь к родному краю, уважение традиций, гордость за свою Родину, понимание культуры своего народа, почитание героев – все это входит в понятие патриотизма. Нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

     Дошкольникам среднего и старшего возраста доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к природе. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в изучении и познании окружающего ребенка мира, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

     Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

     Такие проекты позволяют задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители.

     Знакомя детей с подвигом Советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощь, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

     В преддверии празднования Дня Победы с детьми можно провести блиц - опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который может показать, какой запас знаний о хронологии Великой Отечественной войны и ее героях имеет каждый ребенок в группе. Дети, в основном, не имеют представлений о причинах возникновения праздника – 9 мая.

В основе проектной деятельности лежат следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. 
  2. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей порядка, описываемых явлений и сведений
  3. Принцип историзма: сохранение хронологического, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала.

Этапы реализации проекта

1 этап 

1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике 9 мая

2. Информация для родителей о предстоящем проекте

3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов 

2 этап 

1. Проведение занятий, бесед о ВОв

2. Привлечение родителей к участию в проекте

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр

3 этап 

1. Организация конкурса: выставка работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей

2. Экскурсия в мини – музей ДО «Боевая слава», возложение цветов к памятным местам

3. Литературно-музыкальный досуг «Этот День Победы»

4. Спортивный праздник «Школа молодого бойца»

Участники проекта:

  • воспитанники ДО;
  • педагоги;
  • родители воспитанников

Организация работы над проектом

  1. Деятельность педагогов:
  • подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям Вов;
  • проведение тематической образовательной деятельности, организация выставок;
  • отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы;
  • чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о Вов;
  • встречи с ветеранами ВОв и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о Вов;
  • слушание песен военно-патриотической тематики;
  • оснащение тематическим содержанием книжного уголка;
  • подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления в приемных групп «Галереи памяти»;
  • рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков, орденов и наград Вов;
  • прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский), П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков",               Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки".
  1. Деятельность детей:
  • участие в конкурсах, праздниках, беседах;
  • самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военную тематику;
  • заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям;
  • исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок;
  • участие в оформлении тематической выставки творческих работ;
  • выступление на тематическом празднике;
  • участие в спортивном тематическом празднике.
  1. Деятельность родителей:
  • участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая образовательная деятельность, праздники, досуги, экскурсии в библиотеку, музей, к памятнику «Вечный огонь»);
  • изготовление «Военной книги моей семьи» и «Солдатского платка», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление макетов и творческих работ;
  • подборка вместе с детьми исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых действиях.

Также для работы в этом направлении следует подготовить в группе предметно-развивающую среду:

  • оформление уголка «Боевой славы»;
  • дидактические игры с патриотическим содержанием;
  • подборка наглядно – дидактического материала на тему о Великой Отечественной войне и солдатских буднях;
  • подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов;
  • подборка песен военных лет;
  • подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей;
  • подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.        

Работая по этой теме, я отмечаю следующие результаты:

  • сохранение у детей интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников;
  • расширение и систематизирование знаний у детей о Великой Отечественной войне;
  • у дошкольников происходит закрепление знаний через продуктивную деятельность при изготовлении открыток, макетов, оформлении выставки творческих работ в холле ДО («Военная книга моей семьи», «Голубь Мира», «Военная техника», «Ордена и награды» и т.д.).
  • у детей отмечается сформированность уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным архивным фотографиям.

Заключение

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети умеют ориентироваться в ходе истории нашей страны; усваивают такие понятия, как «подвиг», «работник тыла», «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашисты», «фашистская Германия»; у детей формируется чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; в семьях воспитанников появляется новая информация о ветеранах, о подвигах и наградах родственников; многие родители раскрывают свой творческий потенциал.

Используемая методическая литература:

-Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

-Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с

-Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.

-А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина, «Детям о Великой Победе», Москва 2010 г.

Т. А. Шорыгина «День Победы», Москва, 2010 г.

- интернет - ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-личностного саморазвития по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность".2011-2014гг.

Программа социально-личностного саморазвития по теме:" Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"...

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Презентация: "Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность".

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного ...

"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность"

      Данная методическая разработка поможет педагогам понять, насколько в настоящее время актуальна тема патриотизма и воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста....

«Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту лю...