Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР
методическая разработка (подготовительная группа)

Вознова Елена Сергеевна

Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР (из опыта работы)

Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР (совместная работа учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР

В работе с детьми с речевыми нарушениями наряду с традиционными технологиями, все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, используемых в коррекционной работе.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает создание для воспитанников с ТНР специальной предметной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений, социальную адаптацию.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.
Активные методы обучения - это система методов, повышающих уровень познавательной активности, а также, работоспособности и самостоятельности.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Незаменимый же метод в работе с детьми, бесспорно является игровой метод, предполагающий использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

Задачи игровых методов:

- Пробудить желание в ребенке самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

- Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков.

Цель дидактической игры – обучение!

1. Речевая игра «Аквариум»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове.

Материал: 3 аквариума, картинки с рыбками.

Ход игры: (на примере звука Ш):
Я произнесу 10 слов. Если звук Ш
в начале слова, опусти рыбку в первый аквариум, если в середине – во второй, если в конце – в третий…
- Так вы узнаете, в каком аквариуме больше рыбок.
Слова; шуба, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шапка, стишок, шелест, малыш.

2. Игра для дифференциации звуков «Зонтики для ежат»

Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); из цветного картона верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры:
Ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому – с другим (зонтики разложены вперемешку на столе)


3. Дидактическая игра «Сны медвежонка»

Оборудование: Изображение медвежонка, карточки «облачка» с изображением предметных картинок со звуком [Ч].
Цель: автоматизация звука «Ч» в начале слова или же в середине слова.
Инструкция: «Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко - сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Ч]».

4. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком.
Н/р: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

5. Развитие зрительного восприятия и внимания с помощью зашумленных картинок

Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур, карандашами, восковыми мелками или пастелью);
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.

6. Игра «Угостим Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.
Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [Р]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

7. Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме
Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.
И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР Подготовили: учитель-логопед Игнатенкова Т.Н., воспитатели Вознова Е.С., Радговская Е.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска 2023-2024 учебный год

Слайд 2

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра развивает коммуникативные способности детей, учит организовывать речевое высказывание. Это источник eгo нравственнoгo и умственнoгo развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менджерицкая

Слайд 4

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Дидактическая игра имеет цели : - обучающую, которую преследует взрослый; - игровую, ради которой действует ребенок.

Слайд 5

Задачи игровых методов: Пробудить желание в ребенке самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения. Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры. Увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Слайд 6

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Цель дидактической игры – обучение !

Слайд 7

Дидактические игры, используемые в работе на этапе автоматизации звуков Основные игры собраны в папки по группам звуков (свистящие, шипящие, соноры) и расположены по этапам автоматизации: в изолированной позиции, в слогах, словах и предложениях.

Слайд 8

Для автоматизации в изолированной позиции Различные звуковые дорожки. Нужно пройти по стрелочкам или линиям и произносить звук («пропой знакомую песенку»).

Слайд 9

Для автоматизации звука в слогах Различные слоговые дорожки для отработки произношения звука в различных видах слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных)

Слайд 10

Можно использовать различных сказочных персонажей, которым нужно пройти по слоговой дорожке или по всем предметам, повторяя правильно звук в слогах.

Слайд 11

Для автоматизации звука в словах Это самые многочисленные игры. «Логопедические дорожки»

Слайд 12

Игра «Летаем, звуки закрепляем». Цель автоматизация и дифференциация звуков (С, Ш, Л, Р) Имеет три варианта игры: «Умелый пилот». Назвать все слова на облаках. «Нелетная погода». Назвать картинки по памяти, которые закрыты тучами. «Любопытная птичка». Расскажи птичке, что за предметы изображены на облаках.

Слайд 13

«Сундук сокровищ» (звук С) Нужно собрать все золотые монеты и положить их в сундук. «ЛуноПочта» (звуки Л, Ль) - Расскажи, что отправил Лунтик.

Слайд 14

Игра «Помоги белочке разложить орешки по корзинкам» В этой игре автоматизируется звук Л в разной позиции в слове: в начале, в середине, в конце. Формируется умение определять место звука в слове.

Слайд 15

Игра «Разложи картинки. Направлена на автоматизацию звука С, на определение места звука в слове, определение количества слогов.

Слайд 16

Игра с фонариком «Что под лупой» Автоматизация звука Л в разных позициях

Слайд 17

Игра «Перемешка» На автоматизацию звука С В игре используется 24 слова со звуком С в разных позициях. Игра получается продолжительная. Ребенок произносит много слов за игру.

Слайд 18

Игра «Перемешка» На автоматизацию звука С В игре используется 24 слова со звуком С в разных позициях. Игра получается продолжительная. Ребенок произносит много слов за игру. Игра «Путешествие» Листы с карточками и маршрутами. Ребенок передвигает фишку по полю в соответствии с указанием стрелок. По пути четко называет картинки.

Слайд 19

Игра «Профессии» Звук Р. Игра «Стирка у Маруси» Звук Р. Игра «Что у волка в мешке» Звуки Л и Ш. Игра «Веселые пальчики» Звуки Л и Р.

Слайд 20

Игра «Наш, наша, наши» Звук Ш. Согласование местоимения с существительным Игра «Футбольный мяч» Автоматизация и дифференциация групп звуков. Нужно закрыть картинки белым и черным картоном

Слайд 21

Игра «С какого кораблика спасательный круг?» Различение звуков С-Ш. ИГРЫ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ

Слайд 22

Игра «Разложи картинки правильно» Различение звуков С-Ш Игра «Помоги куклам разложить картинки» Картинки со звуком С закрыть картинкой «насос», со звуком Ш «змейкой»

Слайд 23

«Что в шляпе у фокусника?» Дифференциация звуков С-Ш в предложении. Ход игры: спрятать карточку под шляпу. Ребенок вытягивает карточки и произносит: «У фокусника в шляпе… .» Игра «Свинья копилка» Различение звуков С-Ш, Р-Л

Слайд 24

«Укрась дерево листочками» Листы с заданиями на различение звуком. Можно раскрасить кружочки, соответственно звуку. Можно закрыть кружочки камешками.

Слайд 25

Игры для автоматизации звуков в предложении Игра «Что везет самолет?» Составить предложение, например: - Самолет везет кактус и сундук.

Слайд 26

«Что у бабушки и дедушки в шкафу?» «Что мышка спрятала в норке?» Автоматизация звука Ш в предложении. «Расскажи, что находится по подушкой»

Слайд 27

Игра «Парковка» Пример предложения: «У Миши и Маши в машине башмак» Так же есть дополнительное задание на определение места звука в слове.

Слайд 28

Набор карточек. Составить предложения двигаясь по стрелочкам.

Слайд 29

Логопедические сказки и истории. На занятиях используются сюжеты народных сказок, историй. Дети любят сказки. Активно участвуют в рассказывании и по ходу выполняются поставленные логопедические задачи. Это богатый материал для развития способностей и возможностей ребёнка.

Слайд 30

Также в нашей методической копилке есть готовые наборы дидактических игр. Многообразие игр, направленных на развитие речи и других высших психических функций.

Слайд 31

ВЫВОД Дидактические игры оказывают неоценимую помощь в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Они позволяют наладить эмоциональный контакт с ребенком, сохранять продолжительное внимание на поставленных задачах и целях занятия. Позволяют повторять большое количество речевого материала за одно занятие. Исправление различных нарушений звукопроизношения сокращает время коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Использование элементов песочной терапии для автоматизации и дифференциации звуков

Статья содержит теоретические сведения о песочной терапии и возможностях её использования на логопедических занятиях...

Дидактические игры в процессе автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, прове...

Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР

Использование дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков у детей с ТНР...

Использование инновационных современных технологий при автоматизации и дифференциации звуков З и Ж.

Конспект занятия в подготовительной группе на дифференциацию свистящих и шипящих звуков...

Дидактическая игра «Крестики-нолики». Автоматизация и дифференциация звуков

Дидактическая игра «Крестики-нолики». Автоматизация и дифференциация звуков....