План самообразования по теме STEAM-технологии
методическая разработка (младшая группа)

Романюк Татьяна Олеговна

План самообразования по теме STEAM-технологии  в работе

 с младшими дошкольниками

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_po_teme_steam-tehnologii_v_rabote.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

 План самообразования по теме STEAM-технологии  в работе

 с младшими дошкольниками

ФИО педагога: Романюк Татьяна Олеговна

Образование: средне специальное

Педагогический стаж: 12 лет

Квалификационная категория: высшая квалификационная категория

Тема: Апробация STEAM-технологии  в работе с младшими дошкольниками.

Цель: применениеSTEAM-технологии  в работе с младшими дошкольниками.

Цель: повышение профессиональной компетентности по теме «STEAM – технологии в

дошкольном образовании».

Задачи:

  • Изучить образовательные модули STEАM-технологий:

- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",

- «Математическое развитие»,

- Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,

- «Мультстудия «Мир глазами детей».

  • Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
  • Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому

познавательному исследовательскому творчеству.

  • Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и

взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.

  • Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.

Ожидаемый результат:

1. Изучены образовательные модули STEАM - технологии:

- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",

- «Математическое развитие»,

- Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,

- «Мультстудия «Мир глазами детей».

2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая

среда.

3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и

педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.

4. Увеличено непосредственное участия родителей и детей в организации совместных

мероприятий.

5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEАM - технологии в

дошкольном образовании.

Актуальность:

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к

жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных

способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать

полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.

Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро

ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.

Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые

достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр

позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь

происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе

создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное.

Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в

образовательный процесс.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более

ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие

способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование

умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой

связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие

исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.

Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений,

понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе

любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических

ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и

самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень

развития ребенка.

Основная проблема:

Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования,

представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования

«Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют

необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью

эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение

сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым

способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными

учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего

поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с

учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и

доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений

тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество

результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM –

технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать

благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому

творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же

первоначальных технических навыков.

Новизна:

Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно –

образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у

дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них

творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных

решений.

Что такое STEАM?

S – science (естественные науки),

T– technology (технология),

E – engineering (инженерное искусство),

A – art (творчество),

M – mathematics (математика).

Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и

основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными

условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия

детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться

размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического

мышления, такие как:

Учебно-инженерный комплекс.

Набор "Креативная лаборатория",

«Математическое развитие»,

Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,

«Мультстудия «Мир глазами детей» – входят в основу STEAM-образования.

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и

STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной

образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:

Учебно-инженерный комплекс.

Набор "Креативная лаборатория" (позволяет в игровой форме познакомить детей c

моделированием при помощи Учебно-инженерного комплекса. Набор "Креативная

лаборатория".

Через образовательный модуль Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная

лаборатория":

-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию,

обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и

результата собственной деятельности;

-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи,

фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы

геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по

направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики,

рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы,

шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.

Через образовательный модуль «Математическое развитие» реализуется

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство,

время, количество и счет.

Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской

деятельности.

Моделирование из бумаги «Волшебница-бумага», поможет ввести детей в мир

древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы,

расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки

общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также

способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на

развитие речи детей. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию

как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются

пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать

свою работу и доводить ее до желаемого результата.

Частью STEАM-технологии является знакомство детей с цифровыми технологиями.

Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Мир глазами детей».

Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты

работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного

мультипликационного фильма

Через «Мультстудию «Мир глазами детей» реализуется:

- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых

технологий;

- освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и

технического творчества.

STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей

дошкольного возраста:

-Игре

-Конструировании

-Познавательно-исследовательской деятельности

-Проектной деятельности

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость:

Вышеперечисленные технологии на основании положительного опыта внедрения

STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего

дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в

работу с детьми раннего возраста.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный (сентябрь 2019г.)

2 этап - практический, основной (октябрь 2019 – май 2021 г.)

3 этап - итоговый (май 2021г.)

План реализации:

Этап

Содержание этап

Направление работы

1 этап-

подготовительный

сентябрь 2019 года

Изучение

литературы по

данной теме.

Создание педагогически -целесообразной развивающей

среды. Разработка программы работы на 2020- 2021 гг.

Изучение теоретических аспектов по данной

проблеме в педагогике.

Знакомство с работами ведущих авторов по

данной проблеме исследования.

Обогащение предметно- развивающей средыдля реализации на практике STEM-технологии.

Создание условий, стимулирующих детскуюинициативу, творчество для совместнойдеятельности взрослых и детей на основеSTEM-технологии.

II этап

Практический,

основной:

октябрь-май

2019-2021 гг.

Работа с

родителями:

Работа с

Консультация для родителей «STEAM

образование в ДОУ»

Памятка для родителей

«STEAM-образование: 11 игр для развития

инженерного мышления у ребенка»

Консультации для педагогов

педагогами:

Работа с детьми:

Информационное

сопровождение

родителей

воспитанников

по

применению

STEM-

технологии.

«Использование STEАM-образования в ДОУ»

«Развитие познавательного интереса,интеллектуально-творческого потенциалакаждого ребенка через STEAM – образованиев формате ФГОС».

Информационный стенд:буклеты, памятки по данной теме.

Показ НОД по теме «Технологии новогопоколения»

Беседа на тему «Кто такие роботы?»

Выставка поделок «Робот наш друг ипомощник».

Выставка «Такие разные роботы».

Презентация «Мир роботов».

Учебно-инженерный комплекс. Наборт"Креативная лаборатория"

Модуль «Математическое развитие» (игры с математическимсодержанием в течении года)

Моделирование из бумаги «Волшебница-бумага» (в течении года)

Модуль «Мультстудия «Мир глазами детей».

Мультфильм «Город Будущего».

Мультфильм «Бумажное царство».

Мини-проект «Город Будущего».

Родители становятся активными участниками

образовательного процесса в ДОУ,укрепляются и формируются доверительныевзаимоотношения детский сад-семья. Датьпредставления о STEАM-технологии и

методах работы в дошкольномобразовательном учреждении.

Информационное сопровождение педагоговпо данной теме. Подбор, накопление исистематизация материалов для реализацииобразовательных модулей. Внедрение

элементов STEАM-технологии в работу сдошкольниками.

Повышение у детей образовательноймотивации, развитие творческихспособностей, формирование

исследовательских навыков, самореализациидетей. Формирование у детей навыковвзаимодействия со сверстниками, проявленияинициативы, толерантности, взаимопомощи.

III этап

аналитический:

май 2021 г.

Подвести итоги

работы по

проекту в виде:

- диагностика детей,

-анкетирование родителей

«Применение STEАM -технологии ввоспитании ребенка в ДОУ и семье».

- родительского собрания «STEAM –технология как развитие интеллектуальныхспособностей и вовлечение в научно –техническое творчество дошкольников».

-презентации на основе материалов поданному проекту на педсовете ДОУ.

Производить обмен материалами из опытаработы по проекту через информационныересурсы.

Анализ результатов работы по внедрениютехнологии в организацию образовательнойдеятельности.

Литература:

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» подредакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.

2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей

дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с

3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр

Сфера, 2010. - 126 с.;

4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.;

Просвещение 1992г.

6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе2006. - No 1

7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - No11.

8. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.

9. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение»1990.

10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно –

методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство«Детство – ПРЕСС», 2017.

11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.:Просвещение, 1990.

12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск,2005.

13. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-

Пресс, 2011. - 197 c

15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго,1996.

16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. /

- М.; Просвещение 1987г.

17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

18. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / –

СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,1986.

20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают зани...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

План самообразования по теме STEAM-технологии в работе с младшими дошкольниками

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиват...

Выступление на педсовете. Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

Цель проведения режимных и тематических педсоветов в ДОУ — консолидация усилий всех участников образовательно-воспитательного процесса, использование на практике передового опыта и достиже...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...