Методические рекомендации
методическая разработка (младшая группа)

Васенева Жанна Николаевна

Конспект проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе  «Малыши» (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке  (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_mladshaya_gruppa.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации    

Конспект проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе  «Малыши» (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке  (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание  спать).

Утренний прием
  
  Цель: создать бодрое эмоциональное состояние на весь день,  обеспечить спокойное расставание детей с родителями.
 
  Проведение:
  За 10-15 минут прихожу в группу,  проветриваю помещение, готовлю игрушки.
  Доброжелательно  встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю  родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением  шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну, как дела? Будешь сегодня с  нами играть?» 
  Затем завожу ребенка в группу и  предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если  ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные  игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).

Умывание
  
  Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать  руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать  руки, приучать не бояться воды.
    Проведение:
  В то время, когда няня  расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно  едят и говорю: «Ребята, хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их  помоем».
  Веду детей в умывальник и говорю:  «Закатываем  рукава, чтобы не намочить  их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю), чтобы  дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное  слово:
  
Льется чистая водица
  
Мы умеем с вами мыться
  - Ставим под воду ручки лодочкой  (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми  движениями.
  
Мыли мылом ушки,
  
Мыли мылом ручки,
  
Вот такие ладушки
  
Ладушки – ладошки.
  - Снова подставляем ручки под  воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и  закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает ручки со  всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места. Вот и стали чистыми наши  руки! 

Кормление
 
   Цель: Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их  правильно есть, воспитывать культурно-гигиенические навыки еды (самостоятельно  и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул,  благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к  приему пищи.
  
  Проведение:
  - «Дети, все, кто помыл ручки,  садитесь за столы. Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не  кладем.
  
Все ровненько сидят,
  
Ножки вместе стоят,
  
Глазки в тарелку глядят,
  
Локти убраны со стола,
  
Тихо кушает детвора.
  
Дети! Пришел сегодня в гости

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости-
    
Хороший Аппетит! 
    
Всем приятного аппетита!»
  Во время еды слежу, чтобы дети правильно  держали ложку, ровно сидели, кушали молча. 
  Рассказываю, как полезно, когда  дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.
  Детей, которые не едят, пытаюсь  убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не  есть). 
  Тех ребят, которые едят медленно  или не умеют есть, докармливаю отдельной ложкой. 
  Ребенку, который поел, говорю:  «Даша, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть  стульчик».

Подготовка к прогулке (одевание)
 
   Цель:обеспечить своевременный сбор на прогулку все детей;  сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей  (закреплять название предметов одежды, действий).
  
 Проведение:
  Перед выходом на прогулку  напоминаю детям посетить туалет. Затем беру подгруппу детей и мы вместе выходим  в раздевалку.
  Начинаю одевать детей на  прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки.,  кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Во время этого использую художественное  слово:
  
Одеваемся по порядку,
  
Привыкаем к порядку.
  Спрашиваю  детей:
  - Данила, а какого цвета у тебя  штаны?
  - Ваня, а что мы одеваем на  голову?
  Если дети не могут ответить,  помогаю им. 
  Побуждаю детей одеваться самим:  «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».
  - Дети, чтобы одежда была чистой,  нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.

Возвращение с прогулки (раздевание).
   Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки, формировать  культурно-гигиенические навыки раздевания (аккуратно складывать вещи и класть  их в шкаф, не толкаться возле шкафчиков), развивать речь (закрепить названия  предметов одежды, действий).
   Проведение:
  Всех детей при входе в садик  прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать)
  - Какие вы все веселые пришли с  прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся. 
  Снимаю со всех детей шарфы и  развязываю шапки, дальше предлагаю им раздеваться самим.
  - Сначала снимаем куртку, затем  шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки. 
  Слежу за опрятностью детей после  прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала  штанишки?» (чистые).
  Обращаюсь и к другим детям: «Юля,  а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»

Подготовка ко сну.
 
  Цель: создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические  навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле  стульев, обеспечить спокойный сон).
 Проведение: Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.
  - Ребята, сегодня мы так хорошо  поиграли и наши ручки, глазки и ножки устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои  стульчики, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою  одежду на стульчики? 
  Помогаю детям раздеваться. Первых  в кроватку кладу детей, которые дольше засыпают.
  
Положим под спинку мягкую перинку
  
Сверху на перинку чистую простынку
  
Положим под ушки белые подушки.
  
И накроем одеялом,
  
Чтобы дети крепко спали.
  - Ребята, кто разделся, ложитесь  в кроватки и укрывайтесь одеялом. 
  Когда все дети лежат в кроватках,  спокойным, тихим голосом говорю:
  
Вот и люди спят,
  
Вот и звери спят.
  
Птицы спят на веточках,
  
Лисы спят на горочках,
  
Зайцы спят на травушке,
  
Утки – на муравушке,
  
Детки все по люлечкам… 
  
Спят –поспят, всему миру спать велят.
  
Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки. 
  
Приятных снов!
  Во время сна детей слежу за ними  (чтобы не раскрывались, чтобы не упали). 

Конспект проведения режимных процессов в 2 половине дня в группе  «Малыши»

Подъем  и закаливание

   Цель: обеспечить радостное и бодрое эмоциональное настроение детей  после сна. Воспитывать положительное отношение к процессу подъема.
   Проведение.

  В 15-00 говорю спокойным голосом:
  - Дети, вот вы и поспали, но уже  пора вставать. Я думаю, что вам всем снились интересные сны.
  К детям, которые не проснулись,  подхожу и тихонько говорю, что пора вставать.
  - Ребята, а теперь давайте каждый  станет возле своей кроватки.
  Провожу закаливающие процедуры:
  - Дети, покажите свои ручки –  «вот они», а теперь спрячем руки за спину – «где ручки»? «Вот они!» (Показываем  ручки) Молодцы! Дети, а теперь посмотрите в это окошко (показываю окно), нету  там ничего. А сейчас посмотрите в другое окно, там мы видим машину. Посмотрим  опять в первое окно - ничего нету, а теперь во второе. Ребята, давайте с вами  спрячемся за кроватки (приседаем возле кровати), а теперь покажем какие мы  большие (встаем во весь рост). Какие вы молодцы! Большие уже выросли. Сейчас  давайте возьмем с вами сандалики в руки и пойдем к своим стульчикам с одеждой.

 Одевание
  Цель: учить одеваться в правильной последовательности; побуждать к  самостоятельности в процессе одевания, учить замечать и исправлять неопрятности  в одежде, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  Проведение:
  Дети садятся на свои стульчики, я  помогаю детям одеваться, соблюдая принцип постепенности: колготки, юбки и штанишки,  сандалики, кофту. Во время одевания использую художественное слово:
  Одеваемся по порядку,
  Привыкаем к порядку.
  Спрашиваю детей
  - Ваня, а что ты сейчас одеваешь?
  - Катя, а кто купил тебе такое  красивое платье?
  - Оля, скажи, пожалуйста, какого  цвета у тебя кофта?
  Если дети сами не могут ответить,  помогаю им. Побуждаю детей одеваться самим.

  Умывание:
  
Цель: продолжать обучать детей  навыкам правильного умывания: закатывать рукава, мыть руки с мылом круговыми  движениями, насухую вытирать их полотенцем, воспитывать аккуратность и  организованность.
 Проведение
  Беру детей, которые едят  медленнее, веду их в умывальник и говорю:
  - Закатываем рукава, чтобы не  намочить их, а теперь открываем кран с теплой водой. Слежу (если надо помогаю),  чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую  художественное слово:
  Ай лады-лады-лады
  Не боимся мы воды
  Чисто умываемся,
  Дружно улыбаемся.
  Ставим под воду ручки, намочим  их. А теперь возьмите мыло и намыливайте руки круговыми движениями (показываю).  Снова подставляем руки под воду и смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку и  закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает руки со  всех сторон.
  Полотенце Катино
  Даша не возьмет.
  С птичкой не спутает
  Синий самолет.
  Молодцы, дети, все такие чистые,  красивые!

 Кормление
  Цель: формировать культурно-гигиенические навыки еды, есть  аккуратно, тщательно пережевывать пищу, учить пользоваться салфеткой, задвигать  стул, благодарить за еду.
  Проведение:
  - Дети, все кто помыл руки  садитесь за столы. Сядьте ровно, не горбитесь, ножки поставьте прямо, локти на  стол не кладем.
  Все ровно сидят
  Ножки вместе стоят
  Локти убраны со стола
  Тихо кушает детвора.
  Всем приятного аппетита!
  Во время еды слежу, чтобы дети  ровно сидели, кушали молча.
  В конце еды напоминаю каждому  ребенку, что надо вытирать рот и руки салфеткой. Напоминаю, чтобы дети  задвигали за собой стулья, благодарили, не мешали кушать другим.

  Во время наблюдения:
 

  -  проследить последовательность режимных процессов в 1 половине дня: прием детей,    утренняя гимнастика; умывание; завтрак; подготовка к занятию; занятия;  подготовка к  прогулке; прогулка;  возвращение с прогулки; подготовка к обеду, обед; раздевание; подготовка к  дневному сну, сон) и во 2-ой половине  дня (подъем детей после дневного сна, закаливание, умывание, прием пищи,  подготовка к прогулке, прогулка, уход домой).
  -  отметить время, отведенное на режимные процессы по режиму дня и фактически  затрачиваемое, величину отклонений;
  -  выявить условия, созданные в ДУ для проведения всех режимных процессов (наличие  оборудования, соблюдение педагогических и гигиенических требований);
  -  оценить деятельность воспитателя, направленную на организацию и проведение  режимных процессов (количество и содержание указаний, тон, характер словесных и  наглядных приемов, их результативность, реакция воспитателя на невыполнение  детьми его требований);
  -  оценить проявления детей в процессе  выполнения режимных процессов (знание последовательности процессов, отношение к  требованиям взрослого, активность, самостоятельность, контакты детей с  воспитателем, помощником воспитателя, наличие негативных реакций, их причины,  количество детей, запаздывающих в выполнении режима, причины);
  - отметить использование в работе с детьми принципа  последовательности, учет
  возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  -  установить наличие и   характер  взаимодействия в работе воспитателя и помощника воспитателя, распределение  обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя.

  Наблюдения фиксируются в таблице:

                                                                       


      Последовательность режимных    процессов, их содержание и структура

Время, отведенное на    режимные процессы

Фактически затраченное    время, отклонения (в мин.)

Условия для проведения    режимных процессов

Формы организации детей,    используемые приемы

Проявления детей во время    режимных процессов

Деятельность воспитателя

Деятельность
      помощника 
      воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение самостоятельной деятельности детей (игровая, предметная,  двигательная, трудовая, изобразительная, общение).

- отметить и оценить организацию  пространственно-предметной среды для самостоятельной деятельности (место для  игр, игрушки приспособление, их количество расположение, размеры,  соответствующие возрасту, безопасность, усложнение игрового материала с  возрастом).
  - определить виды самостоятельной деятельности:
  а) игровая  деятельность (начатки сюжетных игр; подвижные игры; дидактические игры;  игры-забавы; игры со строительным материалом);
  б)  предметная деятельность(предметные игры и специальные занятия. Усвоение  ребенком общественно-выработанных способов употребления предметов).
 Примеры  игр
  «Найди кукле ее игрушки» - ребенок  находит кукле в платье определенного цвета игрушки разной формы такого же  цвета.
  «Найди такую же палочку» - ребенок  находит сначала из четырех (затем из пяти, шести и т.д.) палочек разного цвета  одну, обозначенную мамой.
  «Найди такой же квадрат»(круг,  треугольник, овал) – ребенок выбирает сначала из двух, затем из трех, четырех  различающихся по форме фигур нужную.
  «Сделаем бусы кукле» - ребенок  выкладывает ряд, чередуя предметы по цвету (например, красный - синий красный  круг), по форме (круг-квадрат круг), по величине (круг большой – маленький –  большой).
  «Привяжем к шарику ниточку» - ребенок к  кругу (овалу) определенного цвета находит палочку такого же цвета и другие  игры.
  в) речь  как средство общения со взрослыми и сверстниками.
  г)  двигательная деятельность(особенности основных движений: ходьба, лазанье,  ползанье, бросание, прыжки, бег). Три уровня подвижности детей: большой,  средний, малый.
  д) элементы  трудовой деятельности (элементарной художественно-бытовой труд,  элементарный художественный труд).
  е) Изобразительная  деятельность. 
  ж)музыкальная  деятельность. 
  (см. «Педагогика раннего возраста» под  ред.Г.Г.Григорьевой стр.260).
  - Занятость и активность детей,  постоянное включение в самостоятельную деятельность.
  - Роль воспитателя в организации  самостоятельной деятельности детей.
  9.Сопоставление режима второго и  третьего года жизни (по возможности).

  Виды  занятий в группе «Малыши» по программе «Пролеска» 

  1. Физическая культура;

 

  1. Развитие общения и речи;

 

  1. Музыкальное занятие;

 

  1. Ознакомление с искусством и развитие изобразительной  деятельности (рисование, лека/конструирование/аппликация);

 

  1. Ознакомление с окружающим миром и познание себя;

 

  1. Развитие сенсомоторики.

 Вопросы для наблюдения и анализа  занятий:
  - место проведения занятий;
  - организация детей на занятиях;  количество подгрупп, количество детей в группе, занятость детей, которые не  присутствуют на занятиях;
  - подготовка группы и оборудование к  занятию в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями;
  - подготовка воспитателя к занятию,  творчество воспитателя;
  - вид занятия;
  - продолжительность занятия; 
  - программное содержание и его  реализация на занятии;
  - структура занятий, продолжительность  каждой части в отдельности;
  - выбор методов и приемов для реализации  программного содержания в каждой части занятия;
  - отношение детей к занятию, поведение,  эмоции при обучении, игровой характер обучения; 
  - реализация принципов гуманизации,  индивидуализации,  дифференциации  обучения;
  - воспитательный и развивающий характер  обучения;
  - учет психологических особенностей  детей 2-3 года жизни;

Вопросы  для наблюдения и анализа занятия по   физической культуре:
  1.Гигиенические условия проведения  занятия: одежда, обувь воспитателя, детей, состояние оборудования,  проветривание. 
  2.Соответствие задач и содержания  возрасту и физическим возможностям детей.
  3.Форма проведения занятия, структура и  продолжительность.
  4. Соответствие способов организации  детей их возможностям.
  5. Физическая нагрузка на занятии:  субъективные и объективные показатели реакции организма ребенка на физическую  нагрузку.
  6.Качество двигательных умений  детей.
  7. Активизация умственной деятельности  на физкультурном занятии.
  8.Эмоциональное состояние детей и  воспитателя на занятии.
  9.Обеспечение страховки детей.
  10. Объяснение и показ воспитателя.
  11. Индивидуальный подход к детям на  занятии.

 Прогулка. 
  1.Подготовка детей раннего возраста к  прогулке.
  2.Организация, структура и содержание  прогулки.
  3.Самостоятельная деятельность детей.
  4. Подбор оборудования, материала и  игрушек на прогулке в соответствии с сезоном.
  5. Творчество воспитателя при  использовании методов и приемов работы с детьми на прогулке.

 Воспитательно-образовательная  работа во 2-ой половине дня 
  1.Структурные компоненты режима во 2-ой  половине дня.
  2.Организация и методика проведения.
  3.Условия для организации  самостоятельной игровой деятельности детей. Виды деятельности. Методика работы  воспитателя по их проведению.
  4.Выбор видов занятий с детьми во 2-ой  половине дня. Анализ их проведения.
  5.Содержание и организация работы с  детьми в вечерний отрезок времени. Анализ методов и приемов работы.     

                               

  Литература:
 

  1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего  возраста М., 1981.
  2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер  Н.Б. Воспитание сенсорной культуры у дошкольников М., 1988.
  3.Воспитание детей раннего возраста.  Методическое пособие к программе «Кроха» Под.ред.Г.Г.Григорьевой Н.Новгород  1997.
  4.Воспитание и развитие детей раннего  возраста. Под.ред. Г.М.Ляминой.
  5.Губерт К.Д., Рысс М.Г. Массаж и  гимнастика для малышей М.1983.
  6.Дидактиические игры и занятия с детьми  раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов Под.ред.  С.Л.Новоселовой.  М., 1977.
  7.Казакова Т.Г. Рисуют младшие  дошкольники – М., 1971.
  8.Комарова Т.С. Изобразительная  деятельность в детском саду: обучение и творчество М., 1990.
  9.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева  Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., 1986.
  10.Шишкина В.А. Движения + движения –  М., 1992.
  11.С.Я.Лайзане «Физическая культура для  малышей» М.Просвещение .1987.
  12.Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному  воспитанию» М., Просвещение.1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...