Использование нетрадиционных пособий и игр в формировании основ патриотизма у воспитанников.
материал (младшая группа)

Леонтьева Людмила Ивановна

Патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания, патриотических чувств дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ детский сад №210 «Ладушки»

Использование нетрадиционных пособий и игр в формировании основ патриотизма у воспитанников

Воспитатель

Леонтьева Л.И.

Содержание:

  1. Формировании основ патриотизма у воспитанников с помощью нетрадиционных пособий и игр.
  2. Нетрадиционные пособия в разделе «Моя Родина».
  3. Нетрадиционные пособия в разделе «Моя семья».
  4. Нетрадиционное авторское пособие Бизиборд – автомобиль «НИВА».
  5. Вывод.
  6. Список литературы.

(Слайд 2) Патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания, патриотических чувств дошкольников.

Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками и иногда просто необходимы игры определенной тематики и содержания.

(Слайд 3) Нетрадиционный – это значит необычный, своеобразный, самобытный, особый, неординарный, оригинальный. Нетрадиционные игры и пособия - яркие, красочные, необычные, так как сделаны своими руками из подручных материалов. В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно ценное содержание нетрадиционных пособий и игр. При помощи этих игр, у детей развиваются моральные, патриотические чувства, чувства привязанности к родным и близким. Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. Хочу отметить, что чаще всего, в раннем и младшем возрасте пособия и игры по патриотическому воспитанию используются при организации индивидуальной работы с ребёнком и в самостоятельной деятельности детей.

(Слайд 4-6) В своей работе по патриотическому воспитанию я использую нетрадиционные пособия по разделам. В разделе «Моя Родина» предлагаются настольные игры «Флаг России, какой цвет лишний?», «Собери флаг России», «Народные промыслы», «Сложи картинку», «Узнай костюм».  Эти игры расширяют кругозор у детей в области государственной символики, игры направлены на закрепление знания цветов флага России, знакомят детей с предметами старинного быта России, дают представления о народных костюмах, формируют у воспитанников моральные и нравственные нормы и ценности в процессе приобщения к духовным традициям и культуре, помогают в развитии любви к родной земле.

(Слайд 7-9) Для приобщения детей к истокам русской народной куклы необходимо, чтобы окружающие их предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд. Игры «Собери матрешки в ряд», "Наряди матрёшку", игра-пазлы «Матрешки» воспитывают интерес к эстетическому восприятию народного орнамента, развивают интерес к действиям с русской народной игрушкой, закрепляют представление и уважение к традиционной сувенирной игрушке.

(Слайд 10-12) В разделе "Моя семья" предлагаю вашему вниманию игры «Собери семью», «Найди тень», «Накорми куклу Машу», «Накроем на стол».   С помощью данных игр, я решаю задачи по формированию представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, воспитывается любовь и уважение к своим родным, т.к. чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье.  Так же, нетрадиционные пособия, сделанные своими руками, очень привлекают детей, побуждают их творчески воспроизводить в игре быт семьи.

        (Слайд 13) Представляю вашему вниманию нетрадиционное авторское пособие для детей раннего и младшего возраста Бизиборд –автомобиль «НИВА», изготовленный своими руками.

(Слайд 14) Наш бизиборд представляет собой фанерный лист, оформленный в виде автомобиля, при изготовлении которого использовалась различная фурнитура: замки - задвижки, клаксон, фонарик, счеты, он имеет много деталей, которые не просто можно щупать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать ремень безопасности, закручивать гайки, вставлять геометрические фигуры. Все это тренирует маленькие пальчики, проявляет собственную активность ребенка, неординарное творческое мышление, формирует навыки исследовательской работы, а еще – учит обращению с предметами в быту.

(Слайд 15) Создавая дизайн бизиборда, мы старались внести полезность каждого элемента, и объединить всё в единый сюжет создания автомобиля «НИВА» отечественного производства. Дети с удовольствием играют и осваивают то, что для них ещё не знакомо, как в самостоятельной деятельности, так и в индивидуальной работе. Для деятельности с бизибордом мы предлагаем такие сюжетно-отобразительные игры как «Семья», «Путешествие на машине», «Гараж», «Водитель». Акцент мы делаем, на то, что автомобиль «Нива» изготавливается в нашем городе на заводе «АВТОВАЗ» и его можно увидеть на дорогах Тольятти, что приобщает детей к патриотизму, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

Вывод:

Нетрадиционные пособия и игры по патриотическому воспитанию позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры. С помощью игр создаются оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине. 

Список литературы:

1.  Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 130-134. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36642677_82968118.

2. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. - 2019. - № 4 (63). - С. 4-6. -https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41114603_47766549.pdf

3. Вагина Т.М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 4 (14). - С. 3-10. - https://moluch.ru/th/1/archive/99/3429/.

4. Виноградова Н. А. «Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие» / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.:Перспектива, 2011.

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.- 84с

6. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.33-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через технологию проектирования

В статье представлен опыт работы по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Через технологию проектирования отражена работа по ознакомлению детей с малой родиной: городом...

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Воспитание сынов Отчизны. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ патриотизма и гражданского достоинства в ДОУ.

Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ патриотизма и гражданского достоинства в ДОУ"...

"Формирование основ патриотизма у дошкольников через познавательно - исследовательскую и проектную деятельность"

Патриотическое воспитание - основа формирования будущего гражданина.Дошкольный возраст благопрятный для познавательного развития детей. Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу познания, необходимо...