Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе. «Путешествие по сказкам» Цель: познакомить детей со статьями "Декларации прав человека" и помочь им понять и осознать их на примерах сказок. Задачи: - формировать у детей представление о праве на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища; - строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия; - воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, предупреждать проявление агрессивности; - готовить детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Материал: разрезная картинка с сюжетом "Заюшкина избушка", карточки с изображениями гнезда, конуры, озера, дома, дупла, птицы, собаки, рыбы, человека, белки; фланелеграф, настольный театр "Кот, петух и лиса"; ватман с изображением лебедя, маркеры, портфель, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла; 4 карточки с текстом статей "Декларации прав человека". Предварительная работа: разбор статей "Декларации прав человека" на примерах сказок. Ход занятия. Воспитатель: Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека" (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом), то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы их соблюдать, нужно сначала познакомиться со статьями "Декларации". Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. И в этом нам помогут сказки. 1 задание. Воспитатель: Мы окажемся в одной из сказок, если соберем из частей картинку в одно целое. Дети выкладывают на мольберте картинку. Воспитатель: Какая сказка изображена? Дети: "Заюшкина избушка". Воспитатель: Кто попал в беду? Дети: в беду попал Заюшка. Воспитатель: Что с ним случилось? Дети: Лиса выгнала Заюшку из его избушки. Воспитатель: Что нарушила лиса? Дети: Право. Воспитатель: А вот какое право нарушила лиса, мы узнаем, прочитав статью "Декларации". Воспитатель показывает карточку, на которой написано: "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища". Воспитатель: Какое право нарушила лиса? Дети: Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища. Воспитатель: Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам. Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек, конура - собака, озеро - рыба. 2 задание.
Дети подходят к настольному театру "Кот, лиса и петух". Звучит голос петуха: Несет меня лиса За темные леса, За быстрые реки, За широкие горы. Кот - коток, спаси меня. Воспитатель: Кто зовет на помощь? Дети: Петух. Воспитатель: Из какой он сказки? Дети: Из сказки "Кот, лиса и петух". Воспитатель: Что лиса натворила на этот раз? Дети: Она украла петуха. Воспитатель: Что она хотела с ним сделать? Дети: лиса хотела съесть петуха. Воспитатель: И снова лиса нарушила право. Какое право лиса нарушила, мы узнаем, прочитав следующую статью "Декларации". Воспитатель показывает карточку и читает: "Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу". Дети: Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу. Воспитатель: Ребята, вспомните, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности? Дети: В сказках: "Гуси - лебеди", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь". 3 задание. Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?" Как вы думаете, кто написал это письмо? Дети: Это письмо написал Гадкий утенок. Воспитатель: Почему жители птичьего двора его обижают? Дети: Потому, что он не похож на других. Воспитатель: А кто пользовался особым авторитетом на птичьем дворе? Дети: Особым авторитетом пользовалась большая утка. У нее на лапке была красная ленточка. Воспитатель: Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку? Дети: Нет, они нарушили право. Воспитатель: Сейчас прочтем еще статью "Декларации". В ней написано: "Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по - братски". А сейчас соедините точки на листе, и у вас получится изображение. Дети соединяют точки маркером. Воспитатель: Что у вас получилось? Дети: Лебедь. Воспитатель: Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе. Мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый: Дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый. Ребенок читает стихотворение. Много нас на белом свете, Есть и взрослые и дети, Но в правах мы все равны, И дружить всегда должны. 4 задание. Звучит музыка, входит грустный Буратино. Воспитатель: Что случилось, Буратино? Почему ты грустный? Буратино: Я хочу учиться в школе, но не знаю, что нужно взять в школу. Воспитатель: Наши дети тоже идут в школу. Они тебе помогут. Два ребенка собирают портфель для Буратино и объясняют, что они кладут: букварь, пенал, тетрадь, ручку, линейку. Воспитатель: Ребята, об этом в "Декларации" тоже есть статья. Вот как она звучит: "Каждый человек имеет право на образование". Когда детям исполняется 7 лет, они все идут в школу, получают образование. Буратино: Спасибо вам, ребята, вы такие дружные. Воспитатель: У нас есть песня о дружбе. Ребята, давайте ее споем. Песня. - Ты да я, да мы с тобой - 2 раза
Здорово, когда на свете есть друзья. Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы наверное Земля. - Ты да я, да мы с тобой - 2 раза
Нас не разлучит никто и никогда. Даже если мы расстаемся, Дружба все равно остается, Дружба остается с нами навсегда. Буратино: ребята, мне очень понравилась ваша песня. Но мне пора возвращаться в сказку. До свидания, друзья! Дети: До свидания, Буратино. Мы желаем тебе учиться на 5. Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сегодня мы разобрали 4 статьи "Декларации прав человека". В них говорилось о неприкосновенности жилища, о неприкосновенности жизни и свободы, о том, что все люди должны относиться друг к другу по-братски, а так же, все имеют право на образование. Мы будем продолжать знакомиться со статьями "Декларации прав человека". |