Культура общения педагога
статья

Парфенова Яна Александровна

Речевая культура преподавателей

 

Успех человека зависит от того, насколько хорошо он выражает свои мысли не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуальна эта формулировка для речи педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

 

Поскольку дети дошкольного возраста находятся в сенситивном периоде развития речи, одним  из основных направлений деятельности воспитателя детского сада является формирование навыков устно-речевого общения,

Одним из основных механизмов овладения ребенком родным языком является подражание.

Качество развития речи ребенка дошкольного возраста зависит от качества речи педагога и той речевой среды, которую он создает в дошкольном учреждении.

 

К речи педагогов дошкольных учреждений предъявляются следующие требования

Правильность-соответствие  языковым нормам. Педагогам необходимо знать и соблюдать в общении с детьми основные нормы русского языка: орфографические нормы (правилабуквенногопроизношения,нормысловообразованияисловоизменения).

Точность-соответствиемеждусмысловымсодержаниемвысказыванияиопорнойинформацией.Педагогамнеобходимоуделятьособоевниманиесемантическим(смысловым)аспектамвысказываний,которыеспособствуютформированию у детей навыков прагматической точности.

Логика- смысловые связи между компонентами высказывания и их выражение в частях мысли и в отношениях между компонентами. Педагогам необходимо учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связных предложений и формируются навыки использования различных способов связи в разных текстах.

Чистота- в разговоре не должно быть элементов языка, отличающихся от литературного. Исключение нелитературной лексики- одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.Длярешенияэтойзадачи,учитываяосновноймеханизмразвитияречидошкольников (подражание),педагогам необходимо обращать внимание на чистоту их речи.

Выразительность –это такое  свойство речи, которое привлекает внимание и создает атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога –мощный инструмент воздействия на детей. Владение педагогом различными средствами выразительности(интонация, темп речи, интенсивность, высота голоса ит. д.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи детей, но иихспособностиполноценнопониматьсодержаниеречивзрослогоивыражать свое отношение к предмету разговора.

Обогащение-умение использовать все языковые единицы для оптимального выражения информации. Педагогам необходимо учитывать, чтоосновасловарногозапасаребенкаформируетсявдошкольномвозрасте.Поэтомубогатыйсловарныйзапассамого педагога не только способствует расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать точный, выразительный и речевой образ использования языка.

Уместность – использование единиц речи, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагогаозначает,во-первых,чтоонобладаетздравымсмыслом.Учитываядошкольныйвозраст,педагогистремятсясформироватьу детей культуру речевого поведения (коммуникативныенавыки,умениеиспользоватьразличныеформулыречевого этикета, коммуникативные ситуации, собеседников ит.д.).

Что такое культура речи?

Прежде всего, это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, прагматики и грамматики)и умение использовать все средства выразительности языка в различных коммуникативных(общительных)ситуациях и в соответствии с целями, поставленными перед содержанием речи.

Культурная речь является неотъемлемой частью общей культуры человека. К сожалению, на практике в речи учителей встречаются следующие недостатки

-нечеткоепроизношение(например,"что"вместо"что","его"вместо"его");и

-написание слов("что"вместо"што","его" вместо "его");

-Произношение слов с ударением и слов, характерных для местного языка;

-Неправильное ударение в словах;

-Монотонная речь. При такой речи интерес ребенка к содержанию речи быстро снижается;

-Темпречиувеличивается,чтозначительнозатрудняетпониманиеребенкомсказанного;

-Избыточность, ненужные фразы и нагромождение деталей;

-перенасыщенность сложными грамматическими конструкциями и фразами;

-просторечныеидиалектныевыражения;использованиеустаревшейлексики;

-Использованиеслов-паразитов(ну,вот,таксказатьит.д.)дляподавленияречи;

-Подражание речи маленьких детей;

-использование непонятных детям слов без уточнения их значения, например.

Правила речевой культуры педагога.

1. говорить спокойно, но так, чтобы все слышали, чтобы ученики не нервничали

2.говорить четко.

3.педагогдолжен говорить со скоростью около 120 слов в минуту

4.для достижения выразительности речи важно использовать как логические, таки психологические паузы. Речь без логических пауз неграмотна, а речь без психологических пауз бесцветна.

5.иными словами, она позволяет сделать логическое ударение, выделяя отдельные слова, важные для содержания речи.

6.мелодичностьпридаетголосуучителяхарактернуюокраскуиоказываетзначительноеэмоциональноевоздействиенаучеников.Мелодиисоздаютсявзависимостиот гласных.

При общении необходимо придерживаться нескольких принципов:

-Принимайте ребенка таким, какой он есть;

-Помните, что каждый человек уникален;

-Верить в способности ученика.

-Стимулировать творческую активность детей;

-Уважать индивидуальность ребенка; создавать ситуации, в которых каждый человек может добиться успеха;

-Не ущемлять достоинство ребенка;

-Не сравнивайте детей друг с другом, только с последствиями их поведения;

-Помните, что каждый способен совершать ошибки;

-Помните, что каждый волен иметь собственное мнение; никто не имеет права смеяться над суждениями других.

А теперь давайте поиграем в игру.

Конкурс:"Такое старое слово".

Условия конкурса: команды по очереди выбирают карточку со словом зачитывают его, и команда выбирает один из вариантов.

Отопки-остатки дров или упрямый башмак.

Букмен- любитель книг, библиотекарь.

Вертун- суетливый человек(суетливый человек),или ветряная мельница.

Катанки-сани, или валенки.

Каракуль- драгоценный мех, или  непонятная запись.

Сир- волк  или сирота.

Хмары- темнота, туманная пелена ,преступник.

Тараторка- хорошо говорящий или сорока.

Кара-ворона или маленький человек.

Шамкат- медлительный едок или молчаливый болтун. Конкурс "Скрипки".
 


 

Культурнаяречь-важнейшийкомпонентработыпедагога.Как,по-вашему,должнавыглядетьречьпедагога?

Дети-этоцветыжизни,амы-садовники,которыеухаживаютзаэтимипрекраснымисозданиями.Каждый день мы поливаем их улыбкой, удобряем интеллектом и красивой, чистой речью и следим за тем, чтобы они потом не пожалели об этом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_2.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая культура преподавателей

Успех человека зависит от того, насколько хорошо он выражает свои мысли не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуальна эта формулировка для речи педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Поскольку дети дошкольного возраста находятся в сенситивном периоде развития речи, одним  из основных направлений деятельности воспитателя детского сада является формирование навыков устно-речевого общения,

Одним из основных механизмов овладения ребенком родным языком является подражание.

Качество развития речи ребенка дошкольного возраста зависит от качества речи педагога и той речевой среды, которую он создает в дошкольном учреждении.

К речи педагогов дошкольных учреждений предъявляются следующие требования

Правильность-соответствие  языковым нормам. Педагогам необходимо знать и соблюдать в общении с детьми основные нормы русского языка: орфографические нормы (правилабуквенногопроизношения,нормысловообразованияисловоизменения).

Точность-соответствиемеждусмысловымсодержаниемвысказыванияиопорнойинформацией.Педагогамнеобходимоуделятьособоевниманиесемантическим(смысловым)аспектамвысказываний,которыеспособствуютформированию у детей навыков прагматической точности.

Логика- смысловые связи между компонентами высказывания и их выражение в частях мысли и в отношениях между компонентами. Педагогам необходимо учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связных предложений и формируются навыки использования различных способов связи в разных текстах.

Чистота- в разговоре не должно быть элементов языка, отличающихся от литературного. Исключение нелитературной лексики- одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.Длярешенияэтойзадачи,учитываяосновноймеханизмразвитияречидошкольников (подражание),педагогам необходимо обращать внимание на чистоту их речи.

Выразительность –это такое  свойство речи, которое привлекает внимание и создает атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога –мощный инструмент воздействия на детей. Владение педагогом различными средствами выразительности(интонация, темп речи, интенсивность, высота голоса ит. д.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи детей, но иихспособностиполноценнопониматьсодержаниеречивзрослогоивыражать свое отношение к предмету разговора.

Обогащение-умение использовать все языковые единицы для оптимального выражения информации. Педагогам необходимо учитывать, чтоосновасловарногозапасаребенкаформируетсявдошкольномвозрасте.Поэтомубогатыйсловарныйзапассамого педагога не только способствует расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать точный, выразительный и речевой образ использования языка.

Уместность – использование единиц речи, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагогаозначает,во-первых,чтоонобладаетздравымсмыслом.Учитываядошкольныйвозраст,педагогистремятсясформироватьу детей культуру речевого поведения (коммуникативныенавыки,умениеиспользоватьразличныеформулыречевого этикета, коммуникативные ситуации, собеседников ит.д.).

Что такое культура речи?

Прежде всего, это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, прагматики и грамматики)и умение использовать все средства выразительности языка в различных коммуникативных(общительных)ситуациях и в соответствии с целями, поставленными перед содержанием речи.

Культурная речь является неотъемлемой частью общей культуры человека. К сожалению, на практике в речи учителей встречаются следующие недостатки

-нечеткоепроизношение(например,"что"вместо"что","его"вместо"его");и

-написание слов("что"вместо"што","его" вместо "его");

-Произношение слов с ударением и слов, характерных для местного языка;

-Неправильное ударение в словах;

-Монотонная речь. При такой речи интерес ребенка к содержанию речи быстро снижается;

-Темпречиувеличивается,чтозначительнозатрудняетпониманиеребенкомсказанного;

-Избыточность, ненужные фразы и нагромождение деталей;

-перенасыщенность сложными грамматическими конструкциями и фразами;

-просторечныеидиалектныевыражения;использованиеустаревшейлексики;

-Использованиеслов-паразитов(ну,вот,таксказатьит.д.)дляподавленияречи;

-Подражание речи маленьких детей;

-использование непонятных детям слов без уточнения их значения, например.

Правила речевой культуры педагога.

1. говорить спокойно, но так, чтобы все слышали, чтобы ученики не нервничали

2.говорить четко.

3.педагогдолжен говорить со скоростью около 120 слов в минуту

4.для достижения выразительности речи важно использовать как логические, таки психологические паузы. Речь без логических пауз неграмотна, а речь без психологических пауз бесцветна.

5.иными словами, она позволяет сделать логическое ударение, выделяя отдельные слова, важные для содержания речи.

6.мелодичностьпридаетголосуучителяхарактернуюокраскуиоказываетзначительноеэмоциональноевоздействиенаучеников.Мелодиисоздаютсявзависимостиот гласных.

При общении необходимо придерживаться нескольких принципов:

-Принимайте ребенка таким, какой он есть;

-Помните, что каждый человек уникален;

-Верить в способности ученика.

-Стимулировать творческую активность детей;

-Уважать индивидуальность ребенка; создавать ситуации, в которых каждый человек может добиться успеха;

-Не ущемлять достоинство ребенка;

-Не сравнивайте детей друг с другом, только с последствиями их поведения;

-Помните, что каждый способен совершать ошибки;

-Помните, что каждый волен иметь собственное мнение; никто не имеет права смеяться над суждениями других.

А теперь давайте поиграем в игру.

Конкурс:"Такое старое слово".

Условия конкурса: команды по очереди выбирают карточку со словом зачитывают его, и команда выбирает один из вариантов.

Отопки-остатки дров или упрямый башмак.

Букмен- любитель книг, библиотекарь.

Вертун- суетливый человек(суетливый человек),или ветряная мельница.

Катанки-сани, или валенки.

Каракуль- драгоценный мех, или  непонятная запись.

Сир- волк  или сирота.

Хмары- темнота, туманная пелена ,преступник.

Тараторка- хорошо говорящий или сорока.

Кара-ворона или маленький человек.

Шамкат- медлительный едок или молчаливый болтун. Конкурс "Скрипки".


Культурнаяречь-важнейшийкомпонентработыпедагога.Как,по-вашему,должнавыглядетьречьпедагога?

Дети-этоцветыжизни,амы-садовники,которыеухаживаютзаэтимипрекраснымисозданиями.Каждый день мы поливаем их улыбкой, удобряем интеллектом и красивой, чистой речью и следим за тем, чтобы они потом не пожалели об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов на тему "Культура общения - культура поведения"

Данный тренинг нацелен на формирование навыков педагогической этики через совместные угры, упражнения , обсуждение проблемных ситуаций....

Деловая игра "Культура общения педагога с родителями"

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.План:1. Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников.2.Итоги анкетирования пе...

Презентация "Культура общения педагога с родителями воспитанников"

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. О том как давать советы, как сообщить не только хорошую, но и негативную информацию о детях и установить контакт с родителями вам помож...

Имидж и культура общения педагога ДОУ

Внешний имидж и культура общения педагога ДОУ - это восприятие учреждения обществом ( детьми, родителями, и др.). Это все то, что можно увидеть, услышать: название, оформлении е помещений и терри...

Формирование культуры общения педагога с родителями

Формирование культуры общения педагога с родителямиВ педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Известна фраза: «Не так сложно работать с детьми...

Презентация "Культура общения педагога с родителями"

Методическая разработка. Презентация "Культура общения педагога с родителями"Цель педагога и родителя:- Воспитание и обучение ребёнка. - Объединив усилия, можно достичь общий положитель...