Семинар – практикум на тему: «Технология «Синквейн» и ее использование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Гусак Светлана Михайловна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению «синквейнов» в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx489.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Ленинградская, здание №55

Тел. 8(83177)35698; e-mail:detskiysad-18@mail.ru

Семинар – практикум на тему:

«Технология «Синквейн» и ее использование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Разработала:

 воспитатель: Гусак С.М.

1 квалификационной категории

Городской округ город Выкса

2022г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению «синквейнов» в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.

Задачи: познакомить педагогов с технологией «синквейн»;

активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного; познакомить педагогов с рекомендациями по проведению технологии.

     Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми, можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

      Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольникам присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Одним из видов моделирования является «синквейн». Слово «синквейн»

(англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе «синквейн» характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения «синквейна» позволяет быстро получить результат.

Функции «синквейна»:

1) Способствует речевому развитию:

* уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи.

* учит краткому пересказу.

*учит подбирать синонимы.

2) Развивает психические процессы:

* внимание, мышление, память, воображение.

3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5) Содержит игровой момент.

6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент делаю на обучение детей составлению «синквейна».

Правила написания «синквейна»:

- «Синквейн» состоит из 5 строк;

- Его форма напоминает ёлочку.

http://ksadik.ru/wp-content/uploads/2018/01/20180108_211328.jpg

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему «синквейна». Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающая на вопрос:  какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос): что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов.

Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово (существительное),  для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в «синквейне» или повторение сути - синоним, обобщающее слово.

Работу по обучению детей составлению «синквейна» веду поэтапно:

Теоретический:

*Разработала и систематизировала мероприятия совместной деятельности педагогов и детей; педагогов и родителей.

*Осуществила подбор литературы по теме, оформила необходимый иллюстративный материал;

*Составила картотеки разнообразных игр по теме.

Подготовительный:

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «предложение».

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Вначале:

*Знакомила детей с понятиями: слово обозначающее предмет (живой и не живой).

*Формировала умения ставить вопрос к слову - предмету (Кто? Что?).

*Ввела графическое изображение. 

Далее:

*Знакомила детей с понятиями: слово, обозначающее действие предмета.

*Формировала умения ставить вопрос к слову-действию (Что делает? Что может делать?).

*Ввела графическое изображение.

Знакомя детей с понятием, «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовила платформу для последующей работы над предложением.

Затем:

* Знакомила детей с понятиями: слово, обозначающее признак предмета.

*Формировала умение ставить вопрос к слову-признаку (Какой? Какая? Какое? Какие?).

*Ввела графическое изображение.

Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливали материал для распространения предложения определениями.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление подводила к понятию о предложении, его структуре.

Учились строить нераспространенные и распространенные предложения, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д.

Знакомила детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление «синквейна» вызывает затруднение, то помогаю наводящими вопросами.

Обогащение и активизацию словаря провожу через такие формы образовательной деятельности:

*занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)

Для закрепления этих понятий использую в работе:

* Словесные игры и упражнения:

(«Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).

Эти игры и упражнения не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

* Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

*Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).

Основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления «синквейна», формирование первоначального умения составлять «синквейн» (с помощью педагога).

Алгоритм «синквейна» для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения слова-предметы (существительные),

 слова-признаки (прилагательные),

 слова-действия (глаголы),

 слова-предметы (существительные).

В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому использовала наглядно-графические схемы, которые помогли детям быстрее усвоить эти понятия.

1.Листок,

2. Разноцветный, кленовый

3. Желтеет, кружится, летит

4. Мне нравится запах листьев

5. Клён

Практический.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления «дидактического синквейна».

Виды работы над «синквейном».

1. Составление краткого рассказа по готовому «синквейну» (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление «синквейна» по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Например, дан «синквейн» без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать «синквейн»: на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5.Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;

6. При составлении «синквейнов» можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».

Задания на составление «синквейна» для детей даю различные:

- к одному слову-предмету по лексической теме;

- к разным словам-предметам, связанным между собой лексической темой;

Планирую в будущем задания на:

- составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

«Составь загадку», «Отгадай загадку».

О чём можно написать синквейн? Тема его может быть любой:

- о природе;

- о картине и литературном герое;

- о маме или папе;

- о настроении;

- об изученном на занятии;

Темы недели, которые усваивали дети, служили темами синквейнов. Они соответствовали перспективному плану проведения занятий и были посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Примеры «синквейна»:

Предлагаю, Вики покрутить кубик, что выпадет - про это придумать стихотворение.

1. Что это? (сапоги)

2. Сапоги  -  какие? (резиновые, красные)

3. Что можно делать с сапогами? (надевать, бегать по лужам, ухаживать)

4. Составь предложение со словом «сапоги» (Мама купила мне красивые сапоги)

5. Назови другим словом (обувь)

Артем К. –крутит кубик, ему выпадает книжный шкаф

К слову шкаф подбери два слова признака.

Шкаф  - какой? (книжный, деревянный)

Подбери три слова действия: что делает, что он может делать? (стоит, открывается, закрывается)

Со словом шкаф составь предложение. (В детской комнате стоит шкаф.)

Подумай и скажи, шкаф – что это? (мебель)

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями.

Для них были подготовлены консультации на тему «Применение «синквейна», как способа развития и актуализации словаря детей  старшего дошкольного возраста», «Синквейн» - технология в развитии речи детей дошкольного возраста".

Предложила составлять с детьми мини-сочинения на темы, которые более интересны именно их ребенку.

Рекомендую на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад.

Хотелось бы, чтобы родители сделали с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

В чём же его эффективность и значимость?

Синквейн является простым игровым приемом.

Синквейн могут составить все.

Выводы:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...

МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Виды интерактивных игр и особенности их использования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятие «интерактивные игры», его значение в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста. «Интерактивная игра» представлена, как одна из особо прод...