Виды интерактивных игр и особенности их использования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Лынникова Светлана Петровна

В статье рассмотрены понятие «интерактивные игры», его значение в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста. «Интерактивная игра» представлена, как одна из особо продуктивных интерактивных технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: «интерактивность», интерактивные игры, интерактивная доска, старший дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лынникова Светлана Петровна

Воспитатель МАДОУ №7 «Семицветик», г. Бердск Новосибирской области

E-mail: solod898@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены понятие «интерактивные игры», его значение в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста. «Интерактивная игра» представлена, как одна из особо продуктивных интерактивных технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: «интерактивность», интерактивные игры, интерактивная доска, старший дошкольный возраст.

Эффективным средством речевого развития является игра. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Непрерывный поиск эффективных методов обучения приводит к широкому использованию интерактивных технологий. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога, с чем-либо или кем-либо. Следовательно, как отмечает Е. В. Иванова интерактивное обучение – это, прежде всего, «диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника» [4].

Можно выделить два подхода к понятию «интерактивность», это:

1. Диалог, обсуждение, взаимодействие.

2. Опрос с использованием интерактивных игр.

В нашем исследовании мы будем пользоваться определением «интерактивности» как опрос.

По мнению М. И. Ставицкой, интерактивная игра – одна из особо продуктивных интерактивных технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников учебно-воспитательного процесса [8].

Интерактивные игры:

  • мотивируют познавательный интерес;
  • способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;
  • могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
  • развивают мелкую моторику, координацию;
  • развивают двигательную память;
  • повышают работоспособность головного мозга;
  • готовят руку к письму.

Интерактивные игры погружают в волшебный мир игры, позволяя не прятать свои эмоции, общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, принимать самостоятельные решения.

Интерактивные игры способствуют ускорению темпа реакции и одновременно дают возможность выражать свои негативные и положительные эмоции.

Интерактивные игры могут касаться самых разнообразных тем. При реализации игровых приёмов, развивающие, обучающие и воспитательные задачи ставятся перед дошкольниками в игровой форме. Так в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, когда успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации интерактивных игр [3].

Используя простые программы (Microsoft Office Power Point, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.

Большинству интерактивных игр присуще как свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка, так и творческий, импровизационный, активный характер этой деятельности, предполагающая эмоциональную приподнятость деятельности и соперничество, а также наличие прямых и косвенных правил [1].

Главное преимущество интерактивных игр – наглядность. Помимо наглядности, дети так же имеют возможность воспринимать новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО [5].

Т. С. Комарова отмечает, что работа с интерактивными играми может быть организована в разных формах:

  • индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач;
  • для решения заданий в паре используется парная форма;
  • при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы;
  • если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная [6].

Так же широкое применение находит планетарная форма, которая является наиболее сложной формой интерактивного обучения, при которой происходит деление детей на подгруппы, организуется работа над проектами, а затем озвучивание детьми результатов своих исследований.

Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:

− Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения.

В них нет четко выделенной дидактической задачи – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.

− Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на обучение родному языку, с эстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.

− Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка-дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.

− Игры-забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма [3].

Процесс обучения с применением интерактивных игр состоит из следующих этапов:

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Педагог объясняет режим работы, определяет вместе с детьми цели и задачи игры и занятия, формулирует учебную проблему. Далее дает характеристику игровым правилам, проводит обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. На данном этапе происходит изучение инструкций, установок и других материалов. Педагогом излагается сценарий, игровые задачи, правила, роли, игровые процедуры, правила подсчета очков.

3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только педагог может корректировать действия детей в том случае, если они отклонились от главной цели игры.

4. Обсуждение игры. На данном этапе проводится анализ, обсуждение и оценка результатов игры. Проводится обмен мнениями участников игры, защита детьми своих позиций и решений, делаются выводы.

При этом внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников:

  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Алгоритм работы посредством интерактивной игры:

1) Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;

2) Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;

3) Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;

4) Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов [7].

Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях путем интеграции.

Интерактивные игры находят широкое применение в развитии всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Использование интерактивных приемов развития лексико-грамматической базы речи способствует:

  • развитию словаря (активизации и обогащению словаря;
  • формированию навыков описания предметов и особенностей их строения, называния действий, называния признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки);
  • формированию грамматических представлений, формированию навыков словоизменения (освоение категорий числа, рода, падежа) и навыков словообразования (употребление уменьшительного суффикс, глагольных приставок, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • употребление предлогов;
  • составления предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Демонстрация объемных изображений в движении и других двигающихся картинок удобный и эффективный способ предоставить информацию об окружающем пространстве, пространственных отношениях, что гораздо труднее сделать на картинном материале, так как плоское, статическое изображение на картинке не дает возможности ребенку точно соотнести выделенные признаки с его смысловым содержанием. Сочетание динамики, звука, красочного изображения, способствует значительному улучшению восприятия информации детьми дошкольного возраста.

По мнению А.К. Бондаренко, интерактивные игры способствуют визуализации акустических компонентов речи, обеспечивающей незаметное для ребёнка преобразование игровой деятельности в образовательную. Правильный ответ на вопрос в интерактивных играх вознаграждается веселой музыкой и сюрпризными моментами, что формирует положительное отношение, как к занятиям, так и речевой деятельности в целом. Также за счёт повышенного интереса к занятиям обеспечивается более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память, развитие познавательной активности, внимания, зрительно-моторной координации [2].

Широкое использование в процессе интерактивного обучения находит интерактивная доска. Преимущества работы с интерактивной доской:

1. Усиливается подача материала;

2. Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми;

3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные;

4. Расширяется восприятие материала за счет увеличения объема иллюстративного материала;

5. Развивается мотивация, занятия становятся более интересными для детей;

6. Дети начинают понимать более сложные моменты благодаря ясной и динамичной подаче материала.

Следовательно, интерактивная среда ДОУ, как развивающая среда, позволяет формировать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Развиваются умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.

Интерактивные игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению (что особо важно в подготовительной к школе группе), дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Список использованных источников:

1. Богданов И. В., Лазарев С. В. Психология и педагогика: Учебное пособие./ И. В. Богданов, С. В. Лазарев. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 283 с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду./ А. К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.

3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании: Учеб.-метод. пособие./ Ю. М. Горвиц. – М.: Просвещение, 2008. – 12 с.

4. Иванова Е.В. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста / Е. В. Иванова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 116-119.

5. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: Учеб.-метод. пособие./ Т. С. Комарова. – М., 2015. – 44 с.

6. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 160 с.

7. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Учеб.-метод. пособие/ Л. С. Киселева. – М., 2010. – 242 с.

8. Ставицкая М. И. Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. / М. И. Ставицкая – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.

TYPES OF INTERACTIVE GAMES AND FEATURES OF THEIR USE IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

S.P. Lynnikova

Annotation

The article deals with the concept of "interactive games", its significance in the development of speech in older preschool children. "Interactive game" is presented as one of the most productive interactive technologies that create optimal conditions for the development and self-realization of participants in the educational process.

Keywords: "interactivity", interactive games, interactive whiteboard, senior preschool age.