Презентация "Блокада Ленинграда"
презентация к уроку (старшая группа)

Эта презентация посвящена Великой отечественной войне, а именно блокаде Ленинграда. С помощью этойпрезентации дети знакомятся с историей России во время ВОВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Конспект презентации

«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

Подготовила: Кунина

Екатерина Константиновна

с. Самбург

2024г.

27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Цель: Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда

Задачи: Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне.

- Познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы войны;

- Познакомить детей с понятием блокада;

- Пробудить в детях чувство сострадания;

- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;

2. Заучивание стихов о Блокаде;

3. Беседы с детьми;

4. Рассматривание военных наград.

5. Слушание военных песен.

Активизация словаря: блокада, город-герой Ленинград, «Цветок жизни», буржуйка.

Материалы и оборудование: песня «Дети Ленинграда» муз. Д. Булавцев, сл. Д. Булавцев, исполнитель: Валентина Толкунова. Презентации «Блокадный Ленинград», иллюстрации по теме; песня «Вставай страна огромная», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, слушание радиосигналов о воздушной тревоги и об ее отмене. Запись метронома (звук биение сердца).

Ход занятия.

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для Ленинградцев. 8 сентября В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город тогда назывался Ленинградом, а его жители- ленинградцами.

2 слайд В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины! (Включить песню) Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград.

3 слайд. Полыхали пожары, 4 слайд падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Он оказался в блокадном кольце.

5 слайд. Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было #1076;ней это почти 2,5 года.

6 слайд. Город регулярно обстреливали с воздуха несколько раз в сутки. Звучала воздушная тревога. ( запись воздушной сирен, включить. )

7 слайд. Люди, услышав сигнал, прятались в бомбоубежище. Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки. ( включить запись отбой воздушной тревоги.) (Включить запись метронома). Это музыка означала что жизнь продолжается.

8 слайд. На некоторых улицах были надписи на стенах «Граждане! При артобстреле это сторона улицы наиболее опасна».

9 слайд. Люди укрывали памятники от бомб и обстрелов чтобы их сохранить. 10слайд. Расчищали улицы после бомбежек. Костромичи строили под Ленинградом оборонительные сооружения. За город сражались 118-я и 285-я стрелковые дивизии, сформированные в Костроме. В 1942 году из осаждённого Ленинграда в Кострому было эвакуировано более 10 тысяч детей и подростков. Жизнь в городе становилась всё труднее.

11 слайд. Дома были разрушены, жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой был – 41 градус, не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла.

12 слайд. Жители, истощённые голодом спускались, за водой на реку Неву. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой потому, что люди были слабыми, голодными, замерзшими.

13 слайд. В разное время блокадный хлеб на 20-50% состоял из целлюлозы. С начала введения в городе карточной системы нормы выдачи хлеба, населению города снижались много раз. Уже в октябре 1941 г. жители Ленинграда почувствовали явную нехватку продовольствия, а в декабре в городе начался настоящий голод.

14 слайд. Это для тебя, мой дорогой, испекли его по жёстким рецептам того времени (целлюлоза, хлопковый жмых, вытряска из мешков, кукурузная и ржаная мука), испекли в единственной работавшей на заводе в ту зиму печи № 6. И отмерили 125 г»

15 слайд. Вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм, на весь день. И всё, больше ничего - только вода. Чтобы получить вот такой кусочек хлеба, надо было стоять в очереди и получить его по карточке, а если ты карточку потерял, то хлеб тебе не дадут.

16 слайд. Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

17 слайд. Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. Сидели в пальто и шапках в не отопленном классе, голодные. Электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Ленинград продолжал жить и работать.

18 слайд. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

19 слайд. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Взрослым помогали дети. Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов, пожары.

20 слайд. Носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал, стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, помогали раненым в госпиталях, расчищали улицы после бомбежек, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали. Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города: работало радио и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

21 слайд. Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе филармонии. Зима, голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных и детей, привести муку и крупу.

22 слайд. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни». Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года, Шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов.

23 слайд. Расчищали дорогу от снега, по которым вывозили раненых и приводили хлеб. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика.

24 слайд.12 января 1943 наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага.

25 слайд. И через 6 дней ожесточенных боев кольцо блокады было прорвано.

И вот пришел этот час. Через год 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с ленинградской земли.

26 слайд. В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

Сражение длилось с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.900 дней и ночей боролся город Ленинград, и выстоял, и победил. ... За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч снарядов, сбросили 5 тысяч бомб. Было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тысяч человек.

27 слайд. Многие из них похоронены на Пискарёвском – мемориальном кладбище.

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил бессмертный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

28 слайд. Детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни»,

29 слайд. Установлен памятник героическим защитникам Ленинграда

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

30 слайд. За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой! Символ блокадного Ленинграда – ленточка. Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. Зажжённая свеча – память о тех, кто не вернулся…

31 слайд. В нашей стране принято память погибших героев чтить минутой молчания. Попрошу всех встать. я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда. В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны я раздам вам по кусочку хлеба. Маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя выбрасывать, нельзя оставлять недоеденным. Цените хлеб, берегите каждую его крошку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...