Театральная деятельность в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа)

театральный кружок в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr._deyatelnost_v_det.sadu_.docx626.33 КБ

Предварительный просмотр:

                        ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В  ДЕТСКОМ  САДУ

Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определенных условиях. Когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля, а именно в воспитании детей, развитии  нравственных, волевых, творческих качеств личности. Работа с детьми в этой области направлена на эти важные и сложные задачи, которые достигаются далеко не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы педагогов. Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения, тренинги, игровой материал, способствующий развитию у детей сенсорной сферы, базовых психических процессов речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей.  Данный  материал можно с успехом использовать  при различных формах работы: в непосредственной деятельности,  в досугах, индивидуальной работеи театрализованных представлениях.

         УПРАЖНЕНИЯ С АТРИБУТАМИ  НА  РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ,

                         ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ  И ФАНТАЗИИ

1. «Буратинки»-разноцветные колпачки, которые надеваются на всю кисть руки. Все пальцы сжаты в кулак, а указательный вытягивается вперед, упираясь в уголок колпачка. На  уголке колпачка пришита кисточка. Дети стоят на расстоянии друг от друга, под музыку крутят кисточкой колпачка то в одну, то в другую сторону так, чтобы кисточка описывала круг. Последовательность выполнения упражнения:

а) крутят всей рукой;

б) крутят от пальцев до локтя;

в) крутят только кистью;

г) крутят только указательным пальцем.

Затем колпачок надевается на другую руку, и упражнение повторяется.

С подобными колпачками можно инсценировать  рассказ, стихотворение, если  колпачкам «сделать» лицо. Пример: « Кто кого обидел первый!»

2. «Музыкальная капель»-бусинки разного размера на нитках или лесках.

Пример: «Балерина». Дети сидят как зрители, перед ними стол («сцена»),на котором лежат несколько разноцветных капелей. Приглашается один ребенок, который встает около стола лицом к зрителям. Под музыку ребенок выбирает любую «капель»,которая, по его мнению, соответствует по внешнему виду характеру музыкального произведения, в руках ребенка капель танцует как балерина на сцене, ребенок импровизирует движения. Музыка затихает, капель кладется на стол, исполнитель кланяется и садится на место, зрители аплодируют.

«Дуэт»- в исполнении участвуют два ребенка, подбирается соответствующая музыка, имеющая разный характер.

                                                                                                                                           

«Оркестр»- дети оркестранты, у каждого по «капели», звучит уже знакомое произведение, дети самостоятельно раскладывают «капели» по голосам и назначают дирижёра, под музыку он показывает каким «капелям» надо танцевать.

3. «Игры с бусами»- бусы разной расцветки, желательно длинные.

а) «Бусы и шкатулочка». Жили-были бусы в шкатулочке ( ладошки сложить, а в нихпоместить бусы) шкатулочка была крепко закрыта, ее можно было потрясти и услышать как бусы звенят…(потрясти сжатыми ладошками,поднести к уху и послушать как звучат бусы).Шкатулка открывается, бусы появляются…(одна ладошка убирается, как будто открывается крышка у шкатулки.)

Бусы, бусы, покажитесь,

Красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

б) « Рисуем бусами» - предложить детям выложить из них свой узор, дети выполняют задание под спокойную музыку. (Дорожка, улитка, тучка, бантик, птичка, волна, круг, цветок ит.д.)

                УПРАЖНЕНИЯ  НА  РАЗВИТИЕ  ГОЛОСА  И  РЕЧИ

Голос – природный инструмент каждого человека. Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса( основой которого является правильное дыхание).

Упражнения на дыхание.

  1. Самовар: глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…»
  2. Чайник: глубоко вдохнуть, выдыхая произносить «пых-пых-пых-пых…»
  3. Большой филин: вдох, выдыхая, резко произнести «ух!»
  4. Маленький филин: вдох, на выдохе прерываясь «ух-ух-ух…»
  5. Волки: вдох, на выдохе произносить звук «у-у-у»,при этом как бы поднимая звук снизу вверх.
  6. Пчела: вдох, на выдохе звук «ж-ж-ж-ж…»,губы то складываются в трубочку, то растягиваются в улыбку.
  7. Комар: вдохнуть, на выдохе, на высокой ноте, произносить звук «з-з-з-з-з», то усиливая звук, то ослабляя.
  8. Эхо: глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести « ты кто-кто-кто-кто-кто», с каждым произношением слово «кто» произносится все тише.
  9. Качаем малыша: вдохнуть, на выдохе произносить звук «а-а-а-а…». Звук должен быть как при укачивании малыша.
  10. Пьем чай: втягивать воздух в себя и произносить «Фуп!»

                     УПРАЖНЕНИЯ   НА  СИЛУ  ГОЛОСА

Звонок. Мы пришли домой, нас там ждала мама. Подошли мы к двери и как нажмем на звонок…(« ма-ма!»- произнести четко, громко, как бы выдавливая из себя голос.)

Муха. Предложить детям  пожужжать, как будто рядом летает муха. Хватательным движением как бы поймать муху и жужжание прекратить.        

Затем  «выпустить муху» и вновь начать жужжать, меняя силу голоса, то громче, то тише.

 Многоэтажный дом. Рассказать детям предварительную историю. В подвале одного дома жила-была мышка. Целыми дням она занималась хозяйством. Иногда к ней залетала муха и весело жужжала над головой. Муха то проносилась прямо над головой мышки-«Ж-Ж-Ж-Ж-Ж»(громко), то улетала далеко, далеко-«ж-ж-ж-ж»(тихо).

Иногда мышка слышала звонки -это звонили люди. Однажды мимо пролетала птичка, она увидела мышку, которая выглядывала в окошко, и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?» мышка тоже удивилась и ответила: «Разве он большой? А сколько в моем доме этажей?» Птичка, сделай одолжение, посчитай! « Хорошо!»-согласилась птичка.  Я полечу вверх и буду считать! «А вдруг я тебя не услышу?- забеспокоилась мышка. «Не беспокойся, мышка, чем выше я буду лететь, тем громче называть тебе номер этажа»,- ответила птичка и начала считать.

« Подвал»- дети произносят шепотом

«Первый»-тихим голосом

«Второй»-чуть громче

«Третий» -еще громче

«Четвертый» -              еще громче

« Пятый»-и так далее, до десятого этажа

«Чердак» -                    произнести четко,  громко выкрикивая

И полетела птичка обратно к мышке (дети считают в обратном порядке, меняя силу голоса).

Прилетела птичка к мышке и говорит: « Теперь ты знаешь сколько этажей в доме, в котором ты живешь?» Мышка ответила ей: «Спасибо тебе, птичка, теперь я знаю, сколько этажей в моем доме, прилетай еще ко мне в гости, мы с тобой еще посчитаем!»

          ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ  НА  РАСШИРЕНИЕ  СЛОВАРЯ

Игра «Найди слово»

Варианты этой игры способствуют развитию не только речи, но и  развитию  быстрой реакции, сообразительности,памяти,внимания.

Первый вариант: Дети стоят в кругу, у педагога в руках легкий мяч, педагог кидает мяч любому ребенку и одновременно называет слово, ребенок ловит мяч и возвращает обратно педагогу, предлагая при этом, свой вариант ответа.

Дерево - Птички

Небо -  Облака

Шкаф -  Вещи

Потолок -  Люстра

Голова -  Волосы

И т.д.

Второй вариант такой же, только дети используют определения:

Дерево - Большое

Небо- Голубое

Шкаф- Высокий                                                                                                                

Куклы- Красивые

И т.д.

Третий вариант: отвечать словом,обозначающее действие:

Дерево –Растет

Комар- Летит

Ухо- Слышит

 ИГРЫ  И  ЭТЮДЫ  НА РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОЙ  ПАНТОМИМИКИ

Этюд  « Изобрази животное». Дети по  очереди задумывают образ животного и изображают его. Вариантов этой игры может быть несколько(карточки, шапочки, музыкальное сопровождение и т.д.)

Этюд  « Что я делаю?» Детей делят на две подгруппы, одна показывает какие-либо действия, вторая отгадывает (развитие мимики и пантомимики, фантазии, творческого  воображения, внимания)

Упражнение « Мое настроение» Дети выполняют этюд « Что я делаю»,при этом задумывают настроение, с которым выполняется данное действие, и пытаются это выразить мимикой. Например: «Я мою руки, и …

.мне грустно;…мне скучно;…я злюсь;…я думаю;…я удивлен; …я радуюсь…

Игра «Радионяня». Рассказы детей записываются на магнитофон, затем дети их прослушивают.

Дети выбирают карточки с изображением животных с разным настроением и раскладывают их на полу друг за другом. Затем последовательно друг за другом сочиняют рассказ по карточкам(каждый ребенок использует свою карточку)

        СОЗДАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОГО  ОБРАЗА, РАБОТА  НАД

                                   ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ  ИНТОНАЦИЕЙ

« Прилетел ветерок».

«Разноцветные облака». В игре используются газовые платки разного цвета, с которыми ассоциируются облака. Платки легкие, они могут свободно взлетать и легко опускаться. Платок – это облако, под музыку разного характера ребенок учится танцевать со своим облаком.

«Дети, у вас хорошее настроение? У вас было прекрасное утро? Вы хорошо выспались?»

«А что хорошего вы можете вспомнить?»(рассказы детей) «Ваше хорошее настроение превратилось вот в эти разноцветные облака, они хотят научиться ходить, танцевать, летать. Давайте их оживим!»

Дети импровизируют, исполняя «Танец облаков»

«Барыня». Дети делятся на три команды. У каждой команды своя партия. Один человек –дирижер. Дети внимательно смотрят на дирижера,который по очереди показывает какой группе сейчас вступать и выполнять соответствующие движения.

1.«в ступе пряники толчены» -кулачком стучать о кулачок.

2.«в бане веники мочены»- руками изображать как парятся веником в бане.

3.«Барыня, сударыня-барыня!» - пританцовывать, сложив руки  полочкой.            

                                                  ЧТО  СЛУЧИЛОСЬ?

 (Чтение стихов коллективно с разными интонациями.)

Что такое?                 Вопросительно, с постепенно нарастающей динамикой.

Что случилось?

Где-то что-то провалилось?

Где- то что то взорвалось?

Расплескалось?

Растряслось?

Зашипело,                  С утвердительной интонацией.

Зашумело,

Забурлило,

Заскулило,

Загудело,

Зарычало,

А потом опять сначала.

Дети озвучивают текст с помощью музыкальных инструментов.

Месяц вздрогнул от испуга,       колокольчик.

Горы стукнули друг друга,         барабан

Звезды ясные мигнули,               треугольник

Реки в стороны свернули,           глиссандо на металлофоне

На полу подпрыгнул стол,          ложки

Старый веник в пляс пошел,       маракасы

Ржавый флюгер с крыши прыгнул,     трещотка

Стул дубовый ножкой дрыгнул,     кастаньеты

Пес залаял                                        звукоподражание

Конь заржал,                                    звукоподражание

Кот к соседям убежал,                  бубенцы

Груша с дерева свалилась,             тарелочки

Загородка покосилась                     трещотка

Со стола упал бидон                     хрустальный колокольчик

И устроил страшный звон…игра на всех инструментах

Что  такое?                    Один  ребенок  читает очень таинственно, тихо.

Что  случилось?

Где-то  что-то провалилось?

Где-то  что-то взорвалось?

Расплескалось?

Растряслось?

Зашумело, забурлило,

Зашипело, заскулило!

Это  там, на  чердаке,

В самом дальнем  уголке

Мышку  серую  продуло,

И она – апчхи! – чихнула!       Другой  ребёнок тихо и тоненько чихает.                                

                                                                                        (Г.Витез. перевод И.Токмаковой)

                                        ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

Раз, два, три - перейди! Дети стоят в двух концентрических кругах, поворачиваются лицом  друг к  другу и берутся за руки, говорят друг другу комплименты: «Мне в тебе нравится прическа…», «А у тебя красивые глаза…», затем меняются партнерами, внешний круг на  одного человека вправо, внутренний стоит на месте,

Переглядки - игра на развитие зрительного внимания. Игра проходит в полной тишине. Дети стоят  в кругу, переглядываются  друг с другом, чьи глаза встретятся, с тем меняются местами.

Глаза в глаза- педагог, глядя ребенку в глаза просит взглядом занять определенное место.

Посмеемся! Дети показывают друг другу смешные рожицы, по очереди.

                             РЕЛАКСАЦИОННЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Тренинг  развития  воображения, произвольности движений.

Педагог, как правило, планирует подобные упражнения заранее, однако,их можно проводить и  спонтанно, в зависимости от настроения и состояния детей.

Тихий сон- дети лежат на ковре и отдыхают, слушая музыку, представляя себе какую-то картину, обстановку дома вместе с мамой, и др.

Добрый сон- к детям приходит добрая фея, которая обходит всех и шепчет каждому добрые слова.

Крепкий сон- педагог подходит к каждому ребенку и поднимает его руку или ногу, проверяя насколько тот расслаблен ( крепко спит), тренинг на умение владеть своим телом.

Чуткий сон- дети лежат на полу на спине, «руки по швам»,глаза закрыты. Педагог называет движения, дети их выполняют.

Сон- фантазия- под музыку дети сочиняют сон, после окончания музыки рассказывают, что они видели (нафантазировали) во сне.

          ИГРЫ, ТАНЦЫ  НА  РАЗВИТИЕ  КООРДИНАЦИИ  ДВИЖЕНИЙ

«Колпачок  и  палочки».

Дети  стоят  по  кругу. В середине  стоит ребенок с колпачком, который прикрывает  ему глаза, и с палочками  в  обеих руках.

На музыку А  дети  бегут, взявшись за  руки по кругу. С окончанием 8 такта останавливаются. На музыку Б водящий  ребенок выстукивает палочками ритм и приплясывает. На музыку В (17 такт) дети  хлопают  в  ладоши. На 18 такт дети говорят: «Повернись!» - и водящий  ребенок  поворачивается  прыжками. Это повторяется 3 раза. На четвертый раз дети говорят: «Покажи!». Водящий  ребенок  протягивает  палочки вперед, перед собой. Тот, на  кого он покажет, подходит, берется за палочки  и  говорит, изменив  голос: «Угадай, кто я!» Или  называет  водящего  по  имени.

Затем  колпачок и палочка переходят к  другому  ребенку.

                               (М.А.Михайлова. Развитие музыкальных  способностей   детей.  

                                                       Ярославль,  «Академия развития», 1997 г.,  с.147)

«Снеговик».

Дети  образуют  круг. Внутри  круга  стоит один ребенок – снеговик. Он во время  игры не  стоит просто  так, а изображает  снеговика ( ходит, переваливаясь, метет метлой, показывает свой  нос и т.д)

C:\Users\ЖЕНЯ\Desktop\IMG_0005.jpg

На дворе  зима,                    Дети идут по кругу и поют.

Белый снег лежит.

Наш веселый Снеговик

За окном  стоит.

У кого  морковкой  нос?    Дети останавливаются  и спрашивают Снеговика.

                                               Делают «нос».

 - У  Снеговика!Снеговик отвечает, показывая на  себя.

У  кого  метелка  есть?     Изображают, что подметают.

- У Снеговика!

У кого  одежды  нет:         Показывают на себя сверху донизу.

 - У Снеговика!

Он мороза не  боится,       Поют, немного замедляют.

Очень этим он гордится.

Дети разбегаются, а снеговик ловит их  и замораживает (ребенок замирает на  месте.) Можно  на смену  Снеговика  выбрать  того, у кого самая красивая

«ледяная  фигура».

                                                                         (И.Ю.Артемьева, муз.руководитель

                                                                          МДОУ детский сад №255, г.Пермь.)

                                                                                                                                           

                           

                            Танец на все случаи  жизни (флэш-моб )                                                                                        

    C:\Users\ЖЕНЯ\Desktop\IMG_0003.jpg

                                                                                                                                         

                                          ИГРЫ – ИНСЦЕНИРОВКИ

«Магазин  игрушек».

Дети  стоят  по  кругу. Выбирают  несколько  ребят, которые  будут  исполнять роль игрушек. Назначается старший продавец, который, в течение игры  руководит процессом  торговли. Звучит музыка, дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

           «Динь-динь-динь, дин-дин-дин,

             Открываем  магазин.

             Заходите, заходите,

             Выбирайте  что  хотите».

Музыкальное  сопровождение меняется, выходит  ребенок - исполняющий роль игрушки, например кукла, исполняет  несколько образных  движений, характерных для персонажа и читает стихотворение:

          «На меня вы посмотрите

            И с собою заберите,

            Буду  вас  любить и слушать,

            А  зовут  меня  Катюша».

Старший  продавец  назначает покупателя, спрашивает:

            «Кто  игрушку  покупает

              И  с собою  забирает?»

Дети  поднимают  руки, продавец  назначает  покупателя. Назначенный  покупатель

входит  в  круг и отвечает:

            «Я  игрушку  покупаю

              И  с собою забираю!»

Ребенок – кукла  отвечает:

            «Прежде, чем  меня  забрать,

              Должен  ты  меня догнать!»

Продавец  пытается  догнать  игрушку. Остальные  дети  при  этом  держат  сцепленные  руки  наверху, образуя воротца. Игра  продолжается по аналогии.

Мяч: «Я  - весёлый, звонкий  мячик,

           Не  люблю  того, кто  плачет.

           Не  люблю того, кто  плачет,

           А  люблю  того, кто  скачет!»

Кот: «Я  - котик Котофей,

           Хорошо  ловлю  мышей.

           Деткам  песенки  пою,

           Баю-баюшки-баю!»

Конь: «Я  конек непростой,

             Я конек  заводной!

             Гоп-гоп, цок-цок,

             Покупай  меня, дружок!»

Дети, «купившие» игрушку, в заключение  игры  кружатся  парами  в  центре круга.

Остальные  закрывают  магазин  со  словами:

            «Дин-дин-дин, дин-дин-дин,

              Закрываем  магазин!»                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".

Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...

Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду

создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....

Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".

Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....

Театральная деятельность в детском саду

Консультация для родителей...

«Театральная деятельность в детском саду»

Работа с родителями.Консультация для родителей:«Театральная деятельность в детском саду»Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружаю...

«Театральная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....