Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Ознакомление с символикой России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Щербинина Роза Васильевна

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_rossiikonspekt.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида»

Конспект занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе на тему:

«Ознакомление с символикой России»

                                                                            Подготовила:

                                                                                    Воспитатель ВВК

 Щербинина Р.В.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать знания о государственной символике (флаг, герб, гимн);
  • Формировать представления о национальных символах (берёза, ромашка, матрёшка и т.д.);
  • Формировать уважительное отношение к символике России;
  • Развивать познавательный интерес к истории государства;
  • Развивать память, творческие способности, навыки речевого общения;
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Интеграция образовательной деятельности:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально –коммунистическое развитие.

Материалы:

Букет ромашек, бумажные ромашки с буквами, картинки – флаг, герб, портрет президента, изображение березы, аудиозапись «Гимн России», аудиозапись «С чего начинается Родина»,  матрешка – игрушка, аппликация «Крона для березки»(шаблоны березки, клей, кисточки, шерсть зеленого цвета, салфетки);  

Аппликация «Укрась матрешку»( шаблоны матрешек, заранее раскрашенные, клей, кисточки, «Украшения для матрешки»);

Материалы для поделки «Ромашка» - шпажки, пластилин, заранее приготовленные семена ясеня, салфетки,

 Д/И «Собери флаг».

Ход занятия

В.: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте мы их поприветствуем, как приветствовали гостей в те давние времена на Руси (дети приветствуют гостей низким поклоном)

В.: Ребята, сегодня принесла букет цветов. Как называются эти цветы?

Д.: Ромашки.

В.: Правильно, а что вы знаете об этих цветах?

Д.: Ромашки – это полевой цветок

- Есть ромашки и садовые

- Ромашки – это лекарственное растение

- Из ромашек плетут венки.

В.: На столе лежат ромашки. На каждой ромашке есть своя буква. Надо будет составить слова из ромашек с буквами. Д/и «Составь слова»

На каждой ромашке есть подсказка (цифра на лепестке). Нам нужно разложить ромашки по порядку с помощью этих цифр, чтобы получилось слово. Для этого мы разделимся на группы. Одна группа раскладывает ромашки с синими цифрами, другая с красными.

(Дети собирают слова из букв).

В.: Ребята, у вас получилось два слова: Россия и Символ и пустой цветок ромашки без буквы.

Какое предложение можно составить из слов: Россия, ромашка, символ.

Ответы детей: Ромашка-символ России.

В.: Ромашка – это символ России, и мы будем говорить о символах.

Символы – это знаки, по которым различают разные страны друг от друга.

В.: Ребята, а как называется наша страна?

- Как называют людей, живущих в России?

- Какой город является сердцем России?

- Кто управляет страной?

Президента зовут…?

В.: Россия самая большая, могучая и великая страна в мире. По всей территории России простираются леса, поля, горы, равнины; протекает много рек, которые впадают в моря. Наше государство настолько огромно, что в одной его части наступает ночь, а в другой начинается день, в одной части идет снег, а в другой светит солнце. У такой большой страны есть государственные символы.

И сейчас мы с вами поиграем и соберем первый государственный символ. Д/И «Собери флаг».

В.: Давайте рассмотрим флаг. Флаг – это отличительный знак, символ государства. Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов.

Флаг символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. Наш флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных полос: верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного. Каждая полоска имеет определенный смысл:

красная – это сила, мощь и победа нашей страны

синяя – это синева неба, верность Родине

белая – это мир, честность, свобода.

Поэтому его называют триколор. Три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить.

В.: А сейчас я хочу вам предложить сказку о том, как природа выбрала цвет флага для нашей страны.

Вы согласны? Готовы выслушать?

Рассаживайтесь поудобнее и слушайте:

Встретились как – то раз снег, вода и солнце

Снег говорит:

- Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет:

И на флаге появилась белая полоска

Вода собрала своих друзей – моря, большие и маленькие реки, океаны, озера и все они решили дать флагу свой синий цвет.

Утром солнце встало, посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый яркий красный цвет, и появилась третья полоска. Так российский флаг стал трехцветным.

Ребята, а где можно увидеть флаг России?

Д.: - на нашем садике

- на здании администрации

- на параде

-на соревнованиях

Кто знает стихотворение о флаге?

Флаг у нас прекрасный – белый, синий, красный!

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса

Красный – мужество, отвага…

Вот цвета родного флага!

В.: Какие ещё вы знаете символы России? Дети рассматривают герб.

Ребенок рассказывает стихотворение о гербе России

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный мудрый ион и гордый

Он России дух свободный.

В.: Давайте теперь поговорим о гербе. Герб России представляет собой красный цит. Что вы видите на щите? (Орел).

Орел двуглавый. Над головами мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. Поэтому его сравнивают с солнцем.

В его левой лапе держава (государство). Держава  представляет собой шар с крестом наверху. В правой лапе скипетр – это жезл. В давние времена короны, скипетр и держава были символами царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей Родины.

- Что на груди у орла (щит)

- Кто изображен на щите (всадник на коне)

- Как зовут всадника? (Георгий Победоносец)

- Какого цвета конь? (белый)

- Какого цвета плащ? У всадника (синий)

-Какого цвета щит? (красный)

- Что напоминают эти три цвета: белый, синий, красный? (флаг)

- Издавна, Георгий Победоносец почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!

- Что в руках у Георгия Победоносца? (Копье)

- Знаете зачем оно ему?

- Черный змей символизирует зло, а отважный Георгий Победоносец побеждает этого змея.

- Как говорится в сказках: добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

В.: Два отличительных знака России – флаг и герб теперь нам известны, пришло время поговорить о третьем символе – гимне. У каждой страны есть особенная песня. Это гимн.

Гимн страны – это тоже государственный символ. Гимн России очень красивый и величественный. Он посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поется о прошлом и будущем нашей страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Когда гимн звучит, все обязательно должны встать и петь.

Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?

(уважение к своей Родине, к главной песне страны)

Давайте и мы встанем красиво и послушаем гимн нашей страны.

В.: Ребята, а где можно услышать гимн страны?

- на параде

- на олимпиаде

- в спортивных играх

Физкультминутка

«Будем мир мы защищать»

(выполняется в парах)

Раз, два три, четыре пять

(поочередно соединяют пальчики обеих рук)

Будем мир мы защищать

(жмут руки друг другу)

На границе встанем

(прямые руки вытягивают вперед)

Всех врагов достанем

(шаг вперед, выпад)

Будем чаще улыбаться

(повороты в сторону, улыбаются друг другу)

А не ссориться, не драться!

(обнимают друг друга)

Ребята, кроме государственных существуют еще так называемые традиционные или национальные символы.

Послушайте загадку:

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой

На косыночках горошки

Что за куколки?

Д.: Матрешки.

В.: Правильно, это матрешка

Родилась матрешка более ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Почему такое дали название никто точно не знает. Но есть предположение, что в те времена, когда начали делать матрешек, очень многим девочкам давали имена Матрешка, Матрёнушка, Матреша. Поэтому и эту игрушку решили назвать матрешка. Игрушка состояла из 8 фигур от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Давайте украсим платье матрешки.

- Аппликация «Украсим матрешку».

Следующий символ нашей Великой России - дерево. Отгадайте загадку:

Она весну встречает

Сережки надевает

Накинула на спинку

Зеленая посылка

А платьице в полоску

Зовут ее… (березка).

В.: Правильно, березка – символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Нашу Родину так и называют «страной берез». Наш народ слагал песни, сказки, пословицы, водил хороводы вокруг нее. Береза испокон веков дарит полезный вкусный сок. Кора березы – береста. В древности люди плясали на коре, она заменяла бумагу. Из березовой коры плели лапти, лукошки, шкатулки. Давайте украсим наши березки зелеными нитками.

Д/и «Укрась берёзку»

Есть еще один символ. Мы с ним уже познакомились. Это ромашка.

Ромашка тоже символ русской природы. По народному преданию – ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Ромашки всегда олицетворяли чистоту, доброту, любовь. Этот цветок любят и ценят не только у нас, во многих странах ромашка считается цветком счастья. И я предлагаю изготовить ромашку. Дети делают ромашку. Давайте эти символы мы подарим нашим гостям и подведем итог.

РЕФЛЕКСИЯ

В.: О каких государственных символах нашей страны мы с вами говорили?

Ответы детей

В.: Какие государственные символы есть у нашей страны?

Д.: флаг, герб, гимн

В.: Какого цвета полосы на флаге?

Д.: белый, синий, красный

В.: Где и когда можно увидеть наш флаг?

Д.: на государственных учреждениях, на самолетах, космических кораблях и т.д.

В.: Что такое герб России?

Д.: символ России

В.: Что изображено на гербе России?

Д.: Орел

В.: Почему орел золотого цвета?

Д.: сравнивают с солнцем

В.: Что такое гимн России?

Д.: песня страны

В.: Как его надо слушать?

Д.: стоя

В.: Молодцы! Наше занятие хотелось бы закончить такими словами:

Р.:

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело, живем

Россия милая родная

Цвети и крепни с каждым днем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по военно - патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, на тему «Есть такая профессия Родину защищать »

Цель: Сформировать у детей представление понятий о Родине, о Российской армии.Программные задачи:Обучение детей понимать и объяснять стихотворения о Родине, о военной профессии, воспитывать чувс...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....

Конспект занятия по эколого-трудовому воспитанию в старшей группе *Обитатели нашего уголка природы*

Цель:Уточнить виды растений,которые имеются в уголке природы,формировать представление о растениях-живые существа,систематизировать знания детей об уходе за ними и их последовательности.Приспособленно...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе: Чудо рождества

Данная разработка направлена на формирование представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа....

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Учимся доброжелательности»

Тема: «Учимся доброжелательности».Программное содержание:1. Учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении, связывать значения пословиц о дружбе с жизненной ситуацией, активизироват...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы на тему «Ознакомление со свойствами и качествами меха»

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группына тему «Ознакомление со свойствами и качествами меха»Задачи.1. Закреплять представление о свойствах и качествах меха.2. Развивать ...