Методическое пособие "Научите детей наблюдать"
методическая разработка (старшая группа)

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._13_metodicheskoe_posobie_nablyudenie.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ»

Составила по опытным материалам: Шкляр Н.И.

Всестороннее воспитание начинается с самых ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — в соответствии с ФГОС ДО первому звену в системе образования.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

«До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первые яркие впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие». Рерих писал о необходимости с самого раннего возраста привлекать внимание детей к особым приметам красоты, которые нас окружают. Дети часто без помощи взрослого не могут видеть эти приметы красоты, красоту природы, в чем мы взрослые должны им помочь, и в частности через один из методов воспитания детей - наблюдение.

Наблюдение - как основной метод познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (, )

Наблюдение — это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы, окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний: установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка. И так же в процессе наблюдения формируется основное содержание знаний дошкольников — представления о предметах и явлениях окружающего мира. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

По мнению наблюдение является результатом осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. В связи с этим немаловажно содержание наблюдения. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, а с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения. Таким образом, содержание наблюдений включает сенсорную информацию, которая исходит от самих объектов и которую дети могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений.

Рубинштейн подчеркивает, что наблюдение – это не только восприятие, но и «в высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем». Таким образом, наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают весёлые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, речевую и игровую активность [5]

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

Необходимо подчеркнуть значимость наблюдения как познавательного процесса. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить накопление и систематизацию знаний, а также все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.

Классификация видов наблюдения

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе и социальном окружении, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды). Или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"

. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, зате...

Консультация для родителей "Учим детей наблюдать",

Консультация для родителей "Учим детей наблюдать"....

Учите детей наблюдать, экспериментировать!

Эксперименты на прогулке для средней группы....

Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы.

Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы....

Рекомендации для родителей. «Учим детей наблюдать»

Лето, солнце,  легкий ветерок,  теплый дождик.В это время года нужно, как больше времени проводить с ребенком на улице....

Консультация для воспитателей Учите детей наблюдать

Тема: «ВОДА ВОКРУГ НАС»Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....

Методическая разработка на тему: «Учите детей наблюдать.»

Учитесь наблюдать, проверять свои наблюдения, делать из них выводы....