Тематический план по формированию основ безопасности у детей 3-4 лет
материал

Важно научить детей видеть, чувствовать и предотвращать опасные ситуации. Жизнь БЕЗ опасности!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план

по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 3-4 лет

Воспитатель:

Вахтыкова Е.А.

Цель: создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности детей у детей 3-4 лет.

Задачи:

  • Создавать условия и знакомить воспитанников с правилами безопасности.
  • Создавать условия для формирования и развития  у воспитанников целостного восприятия окружающего мира.
  • Создавать условия для формирования у воспитанников навыков и умений наблюдать  за  обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  • Создавать условия для воспитания дисциплины  и сознательного выполнения  правил безопасности жизнедеятельности.
  • Создавать условия для активизации  работы  по пропаганде правил безопасного образа жизни среди родителей (законных представителей).

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Содержание деятельности

Сентябрь

1 неделя

 «Здравствуй, детский сад!»

- Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с

- играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль;

- уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя;

- не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.

«Знакомство с группой»: познакомить детей с группой, учить ориентироваться в группе),

Инструктаж №2, №10, №20;

Целевая прогулка по участку д/с: (знать расположение своего участка; уметь ориентироваться на участке);

Инструктаж №3, №21.

Игровые ситуации: «Покажем кукле», «Правильно ли поступает мишка». Наблюдение за играми старших детей на прогулке.

Беседа: «Вместе весело играть». Совместные игры, коллективная продуктивная деятельность, рисование ладошками «Солнышко дружбы».

Чтение С. Михалков «Песенка друзей».

2 неделя

«Ребенок и улица»

- Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход»;

- закреплять знания о работе светофора.

Ситуативная беседа: «Правила для пешеходов».

Д/игра: «Пешеход переходит улицу», «Кто быстрее».

 Сюж. рол. игра: «Водители и пешеходы», «Семья».

3 неделя

«Неделя безопасности»

- Познакомить детей с правилами безопасного поведения дома и на улице.

 

- Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, об обращении со спичками, ножом, горячими предметами.

- Побуждать делать выводы по предложенным проблемным ситуациям.

Беседы: «Предметы, требующие осторожного обращения»; «Опасные ситуации». 

Инструктаж №5, №22, №24, №38

Чтение х/л: К. Чуковский «Путаница»», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», С.Михалков «Шла по улице машина». 

Инструктаж № 7, №23

Сож. рол. игры: «Мы-пожарные», «Семья. Одни дома», «Семья. На улице», «Спасатели».

Инструктаж №13, №17

Худож.-эстет. деятельность: рисование «Светофор»; лепка «Безопасная игрушка-веселая погремушка».

4 неделя

«Ребенок в природе»

- Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека.

- Оценивать  ситуацию правильного - неправильного поведения на улице в природе.

Беседа: «Не собирай незнакомые грибы»; «Безопасное поведение в природе».

Рассматривание плаката: «Грибы», муляжей и предметных картинок «Грибы съедобные и несъедобные».

Настольно печатная ига: «Полное лукошко».

Ситуация – игра: «Как Мишутка играл».

Инструктаж «Как вести себя, если потерялся в лесу»

Октябрь

1 неделя

«Ребенок и улица»

- Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

 

- Напомнить о светофором, его назначение, его цветах.

Ситуативные беседы: «Контакты с незнакомыми людьми»; «Осторожно улица».

 Инструктаж № 11, №12, №17.

Занятие по ПДД: «Светофор».

Дидактические игры: «Собери картинку» (грибы съедобные и несъедобные); «Помоги зверям перейти дорогу»; «Безопасность на улице».

Сюж-рол. игра «Если рядом никого…»; «Красный, желтый, зеленый». Подвижные игры: «Светофор», «Грибники».

2 неделя

«Ребёнок в природе»

- Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые;

- учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

 

- Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Театрализованная деятельность: «Осторожно, ядовито!».  

Наст.д/ игра: «Каждый грибок в свой кузовок».

Чтение сказки: В. Даля «Война грибов с ягодами».  

 

Худ.эстет. деятельность: рисование «Мухомор».

3 неделя

«Ребёнок и быт»

- Формирование у детей элементарных знаний об опасности шалостей с огнем.

- Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали;

- развивать восприятие и память, речь; воспитывать желание прийти на помощь, попавшему в беду.

Беседа по произведению: «Кошкин дом».

Чтение х/л: произведения С. Маршака «Кошкин дом»; отгадывание загадок.

Инструктаж № 9, №13, №23.

Рассм. иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом».

Инструктаж №30.

Просмотр м/ф «Кошкин дом».

4 неделя

«Ребенок и улица»

- Знакомство детей специализированными видами машин (скорая, пожарная, снегоуборочная и т.д.).

- Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте.

-  Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность.

«Как транспорт людям помогает».

Инструктаж №6.

Ситуативная беседа: «В городском транспорте»; «Дорожные знаки».

Инструктаж №17.

Сюж. рол. игра: «Автобус», «Водитель автомобиля».

Д/игра: «Найди такой же знак», «Дорожные знаки».

Под игра: «Разноцветные автомобили»,  «Кто дальше».

Ноябрь

1 неделя

«Ребёнок дома»

- Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.

 

- Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.

 

- Развивать способность сравнивать предметы.

Ситуативная беседа: «Опасные предметы»; «Незнакомец звонит в дверь».

Чтение сказок: Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок-золотой гребешок»; стихотворения Находчивый Дима» Е. Тамбовцева-Широкова.

Рассматривание сюжетных картинок: «Опасные ситуации. Дома.». Д/игра: «Парные картинки. Опасные предметы».

 

Работа с родителями (сентябрь): 

 

Консультация: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»; «Что читать детям о безопасности».

Памятка: «Не нарушайте ПДД», «Жить без опасности!».

 Инструктаж №13

2 неделя

«Ребёнок и быт»

 

- Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

 

- Уточнить, как героям удалось потушить пожар.

Ситуативная беседа: «Огонь – это опасно!».

Инструктаж № 9, №13, №23.

Д/игра: «Доскажи словечко» .Подвижная игра «Огонь» .

Ирга-эстафета: «Тушим пожар»

Чтение х/л: «Путаница» К.Чуковский  Чтение потешки «Тили- бом, тили-бом...».

 

Работа с родителями (ноябрь): 

 

Консультация: «Домашние животные польза или вред?».

Ширма: «Правила дорожного движения» Памятка: «Спички детям не игрушка»; «Кресло – детям».

3 неделя

«Ребёнок и домашние животные»

- Формировать представление о правилах поведения с домашними животными.

- Способствовать правильному поведению детей в различных ситуациях.

Д \ игра « Если я сделаю так»

Фотогазета « Мой любимый питомец».

Рассказы детей «Как я ухаживаю за своим питомцем».

Конструирование « Больница для зверюшек».

Инструктаж №14

Информация для родителей – фотовыставка « Домашние животные».

4 неделя

«Ребёнок и друзья»

- Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам;

- учить взаимодействовать с коллективом, дружить, играть и не ссориться.

Моделирование проблемных ситуаций «Мы играем».

Составление алгоритма взаимодействия со сверстниками.

Д /игра «Как мишка играл с белочкой», Нельзя драться».

Фотогазета «Мы дружные ребята».

Инструктаж № 2, 10, 20

Декабрь

1 неделя

«Ребёнок и гололёд»

- Формировать представления о правилах поведения при сезонных изменениях ( гололед).

- Формировать навыки безопасного поведения на льду ( во время гололеда).

Просмотр мультфильма «Опасные сосульки».

Рассматривание сюжетных картинок «Осторожно, скользко!», «Обходи стороной скользкие места».

Чтение Г.Косова «Опасно кататься на замерзших лужах».

Барельеф «Сосульки».

Информация для родителей – памятка «Осторожно! Гололед».

Инструктаж №8

2 неделя

«Ребёнок и лекарства»

- Дать представление о том, что лекарственные средства могут приносить не только пользу, но и вред.

- Воспитывать чувство опасности и самосохранения.

Словесная игра « Да – нет. Почему?».

Коллективная работа «Опасные предметы».

Изготовление игры – бродилки «В мире опасных предметов».

С /р игра «Аптека», «Больница».

Лепка «Витамины для зайчат».

Информационный буклет «Храните лекарства в недоступном для детей месте».

Инструктаж №16

3 неделя

«Ребёнок и металлические предметы зимой»

- Расширять представления детей о правилах поведения при сезонных изменениях.

- Обучать необходимости соблюдения правильного поведения во время прогулок.

Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь».

Моделирование проблемной ситуации «Почему нельзя облизывать металлические предметы».

Изготовление зимнего дерева безопасности.

Информация для родителей – буклет «Опасности зимы».

4 неделя

«Ребёнок и общественный транспорт»

- Формировать представления о правилах поведения в транспорте.

- Воспитывать культуру поведения.

Моделирование проблемных ситуаций «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте».

Д /игра «Разложи картинки по порядку».

Игра – инсценировка «Пассажиры в транспорте».

Игра – тренинг «В автобусе».

Раскраски на правила поведения в транспорте, автобус, троллейбус.

Словесная игра «Пары слов».

Информация для родителей – памятка «Поведение пассажира».

Инструктаж № 6.

Январь

1 неделя

«Ребёнок и электричество»

- Формировать представления об источниках потенциальной опасности дома (электроприборах).

- Подводить к пониманию своих поступков.

Просмотр мультфильма «Аркадий паровозов спешит на помощь. Обогреватель».

Рассказы детей о правилах обращения с электроприборами.

Изготовление книжки – малышки « Опасное электричество».

Д \ игры: « Найди и назови», «Можно – нельзя», «Что для чего».

Информационный буклет для родителей «Осторожно! Электрические приборы»

2 неделя

«Ребёнок и холод»

- Расширять представления о правилах поведения в зимний период.

- Формировать навыки безопасного поведения на улице

Просмотр мультфильма Рукавичка».

Ознакомление детей с правилами безопасности на улице зимой.

Д /игра «Разрешается – запрещается», «Можно – нельзя». «Четвертый лишний», «Пары слов»

Информация для родителей – памятка «Осторожно, обморожение», «Первая помощь при обморожении».

3 неделя

«Ребёнок и ПДД »

Формировать представления детей о светофоре и его предназначении

Рассматривание тематического альбома «На улице города» с обсуждением.

Рассказы детей из личного опыта «Наш друг – светофор».

Коллективная работа – макет светофора.

Чтние произведений: Г. Георгиев «Светофор», О. Тарутин «Переход».

С /р игры: «Разные машины едут по городу, пешеходы идут по дорожке», «Автобус».

Д /игры «Найди ошибки», «Светофорчик

П/ игра «Светофор».

Информация для родителей – консультация «Познакомьте ребенка со светофором».

4 неделя

«Ребёнку о пожарах»

- Познакомить детей с профессией пожарного.

 - Знакомить с правилами пожарной безопасности.

Игра  рассуждение «Если возник пожар».

Просмотр презентации «Причины пожара».

Игра – драматизация по произведению С. Маршака «Кошкин Дом».

Д /игра «Что нужно пожарному?».

Пазлы «Профессии».

Игра – эстафета «Тушим пожар».

Изготовлени пожарной машины.

П /игра «Огонь и вода».

Инструктаж №23

Февраль

1 неделя

«Ребёнок и опасные предметы вокруг»

- Расширять представления об опасных предметах.

- Приучать выполнять правила поведения, безопасные для жизни и здоровья.

Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Опасные предметы.

Раскрашивание картинок к д /игре «Часы безопасности»: кипящий чайник, Спички, иголка, фен, булавка и т. п., беседа по ним.

Д /игра «Отбери предметы, которые трогать нельзя.

Взаимодействие с родителями – изготовление памяток для детей «Опасные предметы».

Инструктаж №38.

2 неделя

«Ребёнок и сильный ветер»

- Формировать представление о правилах поведения при сезонных изменениях (сильный ветер).

Ознакомить детей с правилами поведения при сильном ветре.

Рассматривание альбома «Природные явления».

Решение проблемных ситуаций «Поднялся сильный ветер, что делать?».

Информационный стенд «Правила поведения при сильном ветре».

3 неделя

«Ребёнок в быту»

- Формировать представления детей о потенциально опасных ситуациях в быту и правилах личной безопасности.

Разыгрывание ситуаций о правилах поведения в группе д \сада.

Д / игра: « Так и не так»,  «Убери на место».

Изготовление д \игры «Часы безопасности».

Консультация для родителей «Опасные предметы в доме».

Инструктаж № 37, №19, №10.

4 неделя

«Ребёнок и пожарные предметы»

- Формировать представления  об источниках потенциальной опасности дома, правилах осторожного обращения с ними.

- Учить предупреждать возможные опасные ситуации и находить способы их избежание.

Ознакомление детей с газовой плитой.

Изготовление Дидактического кубика.

Д / игра «Раз, два, три, что может быть опасно, найди», Сто Бед».

С/ р игра « Мы – спасатели».

Чтение «Правила безопасности в стихах».

Консультация для родителей «Опасности на кухне».

Инструктаж №9, №7.

Март

1 неделя

«Если ты потерялся на улице»

- Формировать представления о правилах поведения на улице

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улице.

Проигрывание ситуации «Если ты потерялся».

Игра – тренинг «Незнакомец».

Чтение сказки « Пропал Петя – петушок».

Консультация для родителей « Ребенок один на улице».

Инструктаж №17, №11.

2 неделя

«Ребёнок и виды транспорта»

- Формировать первичные представления о видах транспорта.

Ознакомление детей с видами транспорта.

Рассматривание альбома «Машины на нашей улице».

Рассказы из личного опыта детей « На чем я люблю путешествовать

Д / игры: « Найди и назови», «Найди такой же».

С / р игра  «Поездка в зоопарк».

Прдуктивная деятельность « Построим автобус (автомобиль).

Коллективная работа «Машины нашего города».

Информация для родителей – инструктаж «Правила перевоза детей».

Инструктаж №6.

3 неделя

«Гололёд, сход снега с крыш, сосульки»

- Формировать представления о правилах поведения при сезонных изменениях (гололед).

- Формировать навыки безопасного поведения на льду (во время гололеда).

- Формировать навыки безопасного поведения на улице во время схода снега с крыш, падения сосулек.

Рассматривание сюжетных картинок «Осторожно, скользко!», «Обходи стороной скользкие места»., «Обходи стороной заснеженные крыши», «Осторожно, сосульки!»

Инструктаж №8

4 неделя

«Ребёнок и розетки»

- Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности.

- Способствовать правильному поведению детей в различных ситуациях.

Просмотр мультфильма «Смешарики. Игры с огнем».

Моделирование проблемной ситуации «Розетки не игрушки».

П /игра «Костер», «Огненный дракон».

Информация для родителей – консультация «Опасности дома».

Апрель

1 неделя

«Почему опасен дым!»

Формировать представления о дыме и его опасности.

С /р игра «Мы – пожарные».

Карточная викторина.

Д /игры: «Опасные предметы – источники пожара», «Сложи картинку».

Коллективная работа «Огонь – враг».

Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

Информация для родителей – буклет «Осторожно – дым!».

2 неделя

«Мы - пешеходы»

- Закрепить знания детей о правилах перехода.

- Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки.

Д / игра «Пары слов», «Разложи по порядку».

П /игра «Дорожное – не дорожное».

Игра – инсценировка  «Знающий пешеход».

Чтнеие произведений А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица».

Взаимодействие с родителями – изготовление атрибутов для с/ р игры «Мы пешеходы».

3 неделя

«Ребёнок и детский сад»

- Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с

- играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль;

- уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя;

- не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.

Инструктаж №2, №10, №20;

Инструктаж №3, №21.

Инструктаж №33, №34, №35, №36, №37.

4 неделя

«Ребёнок и безопасность во время плохой видимости»

- Формировать представление о правилах поведения при плохой видимости.

- Обучать необходимости соблюдения правильного поведения.

Просмотр мультфильма «Ежик в тумане».

Беседа «Вечер в городе», Прогулка под дождем».

Д /игра «Играть – не играть», «Опасно – не опасно».

П/игра «Солнышко и дождик».

Информация для родителей «Как правильно одеть ребенка на прогулку», «Светоотражающие элементы на одежде».

Май

1 неделя

«Пожарная машина»

- Познакомить с назначением пожарной машины, уметь различать ее среди других машин.

Рассматривание тематического альбома «Транспорт».

Лото «Пожарная безопасность».

Д /игра «Сложи картинку», «Если возникает пожар».

Аппликация «Пожарная машина».

Заучивание потешки «Тили – бом, тили – бом»

Взаимодействие с родителями – выставка работ «Пожарная машина».

2 неделя

«Ребёнок и песок»

- Формировать представления детей о правилах поведения на детской площадке.

- Приучать выполнять правила поведения, безопасные для жизни и здоровья.

Игра – беседа «Безопасные игры в песочнице», «Как песок может быть опасным?».

Ситуативный разговор «Покажи Мишутке и его друзьям, как играть с песком».

Д /игра «Можно и нельзя».

Коллективная работа с использованием цветного песка «Одуванчики».

Информация для родителей «Безопасные игры с песком».

Инструктаж № 16.

3 неделя

«Дети в дороге»

- Формировать представления детей о правилах поведения на дороге.

Моделирование проблемной ситуации о правилах поведения на дороге.

Игровая ситуация «В транспорте» - что правильно, а что неправильно.

Д/ игра «На чем люди ездят», «Найди и назови»,

П /игра «Автобусы».

С /р игра «Поедем на дачу», Едем в автобусе».

Изготовление игры – бродилки «Правила дорожного движения».

Взаимодействие с родителями – изготовление атрибутов к с /р игре.

4 неделя

«Ребёнок и солнце»

- Обучать детей необходимости соблюдения правильного поведения в природе.

Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов Спешит на помощь. Солнце».

Игра – беседа «Солнечный удар», «Чем опасно солнце».

Решение  проблемной  ситуации «Что делать, если забыли панамку дома?».

Рисование пальчиками «Солнышко».

П /игра «Солнечные Зайчики», Солнышко и дождик».

Инструктаж №18, №10, №12, №15, №16, №21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию основ безопасности у детей подготовительной группы

Перспективный  план по формированию основ безопасности у детей подготовительной группы...

Перспективный план по формированию основ безопасности у детей старшей группы

Учить детей заботиться о своём здоровье, знакомить с опасными предметами, используемыми в повседневной жизни...

Перспективный план по « Формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)

Формирование основ безопасности жизнедеятельености детей старшего дошкольного возраста. Материал удобен  для использования в организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраст...

План по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста 5-6 лет Один дома

План по формированию основ безопасности у детей  дошкольного возраста 5-6 лет "Один дома"...

Перспективный план по формированию основ безопасности для детей 2-3 лет

Перспективный план по формированию основ безопасности для детей 2-3 лет                        Проводится в совместной деятельности педагога...