Проект "Народные будни и праздники"
проект (подготовительная группа)
Проект "Народные будни и праздники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_budnt_i_prazdniki.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные будни и праздники»
Обоснование актуальности темы.
На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, при привлечении этнокультурного, краеведческого материала. Как показывает педагогическая практика, обращение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Значимость воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения подчеркивалась в трудах К. Ушинского, В. Сухомлинского, А Запорожца. Очень ёмко идею патриотизма обозначил Д. Лихачёв , подчеркнувший, что «любовь к родному краю …начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране- к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всей человеческой культуре.
Закономерно, что в документах, связанных с образовательной политикой, также прописаны соответствующие установки. Так, в федеральном законе «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.122012 № 273 -ФЗ к важнейшим принципам отнесено «Воспитание гражданственности и патриотизма» А ФГОС ДО в приоритетных задачах основной образовательной программы выделяет следующее: «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
2022 год объявлен президентом годом культурного наследия народов России .
С октября 2019 г. МКДОУ детский сад №2 является стажировочной площадкой ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области»по направлению «Духовно-нравственное и гражданско –патриотическое воспитание»
Тема «Музейная педагогика как эффективное средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Для реализации одного из направлений стажировочной площадки в ДОУ был разработан педагогический монопроект «Народные будни и праздники»
Информационная карта проекта.
Авторы проекта: Горностаева И.В воспитатель, Зюзина Лариса Владимировна, музыкальный руководитель.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ
Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный
Цель, направление деятельности проекта:
Цель: Создание условий для развития у детей эмоционально-ценностного отношения к родной стране через знакомство с народными традициями.
Задачи:
Стимулировать интерес к народному быту, знакомить с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарём.
Развивать исследовательской, познавательной и созидательной деятельности средствами музейной педагогики.
Воспитывать духовно-нравственные чувства у дошкольников. интерес к народной культуре, бережное отношение к культурному наследию своей страны, интерес к особенностям русского характера, традициям Руси
( гостеприимство, трудолюбие, почитание старших)
Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии , встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые, театрализованные игры);
- Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
- Познавательное развитие (образовательная деятельность с использованием музейных экспонатов, самостоятельная исследовательская деятельность, детское проектирование, экскурсии в музеи района , виртуальные экскурсии, клубная и кружковая работа, целевые прогулки, наблюдения);
- Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, развлечения, ярмарки, праздники, хороводов и музыкальных игр); Выставки( познавательные, музейно-исторические, эколого-краеведческие, художественные и детского творчества,)Ярмарки, музейная гостиная , творческие мастерские.
- Физическое развитие (подвижные народные игры, соревнования
Метод проектов углубляет интерес ребенка к народной культуре , мотивирует к самостоятельному поиску информации.
Работа кружков «Во горнице», «Живём по народному календарю « носит так же интегрированный характер.
В основе проекта лежат следующие принципы:
- Непрерывности- работа по проекту является частью образовательного процесса детского сада , связана с системой НОД , отражая их тематику .
- Принцип партнёрства- сотрудничество взрослых и детей.
Музей русского быта как средство приобщения детей к истокам народной культуры.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? На эти и подобные вопросы могут получить ответы воспитанники нашего детского сада при посещении музея русского быта в ДОУ
Тематические блоки музея.
Тема экскурсии | Экспонаты |
Знакомство с избой, Мебель | Лавка, сундук, люлька |
«Как Марьюшка семью кормила | Миски, крынки, чаши, ложки деревянные, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, кочерга, сковородник, сито, решето, совок, скалака, мутовка |
Хозяйкины помощники | Кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка, рукомойник, ведро |
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила» | Рубель, корыто, доска, паровой жаровой утюг, коромысло |
Одежда и обувь | Русские народные костюмы, лапти, поршни |
Освещение жилища | Лучина, свеча, лампа |
Мастера и мастерицы | Прялка, веретено, , плетёгые, вязанные, тканные изделия, вышитые полотенца, строчённые занавески и подзоры, скатерти |
Изделия плетённые из бересты и лыка | Короб, лукошко, корзины |
«Как Марьюшка и Иванушка детей растили» | Люлька, зыбка, народные игрушки |
«Как хлеб растили» | коса, вилы, грабли, серпы, подкова, дуга |
Народные праздники способствуют воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляют опыт познания ребенком причин различия и сходства этнических культур, обеспечивают возможность отражения полученных знаний в разных видах художественно-творческой деятельности.
Продукт проекта: воспитанник, с сформированным устойчивым
интересом к культуре и традициям русского народа, способный организовать свою деятельность, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям своей страны.
2 блок. проекта «Взаимодействие с семьей»
Цель: создать условия для активного участия родителей в воспитании и развитии ребенка. на основе народных традиций.
•Задачи: внедрить в образовательно-воспитательное пространство современные инновации, формы и методы интерактивной совместной деятельности с родителями;
2.повысить уровень их педагогической компетентности; использовать педагогические технологии и методики, способствующие улучшению детско-родительских взаимоотношений
Формы взаимодействия с семьёй.
- участие в работе клубов, коллективно-творческих делах: совместные с родителями экскурсий по городу, в музеи, к историческим памятникам и памятникам архитектуры.
Участие в выставках, фестивалях мини-музеев, помощь в пополнении экспонатов музея, коллекционирование, участие в проектной деятельности
- повышение педагогической компетентности родителей в области музейной педагогики-
семинары, практикумы, мастер-классы
Взаимодействие с социумом
- с Заволжским городским художественно-краеведческим музеем,
- детской школы искусств имени Воскресенских.
- Городской библиотекой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГБОУ СОШ № 657 Дошкольное отделение № 2 Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе № 4 На тему: « Будни и праздники »
Цель: продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.Задачи: - показать отличие праздничных дней от будней; закрепить знания о традиционных праздниках.- воспитывать уважительное, заботли...
Наши будни и праздники
Презентация группы "Звездочка" как мы проводим будни и праздники в детском саду....
"Наши будни и праздники"
Как весело и дружно мы в садике живём: веелимся и играем, и танцуем и поём...
"Наши будни и праздники"
Видеоролик группы "Радуга" МКДОУ "Подгоренского детского сада №2" создан на основе фотографий детей в будние дни и праздничные. Представлены моменты жизни детей в образовательном процессе....
Презентация "Будни и праздники нашей группы"
Уважаемые родители!Предлагаю Вашему вниманию небольшую презентацию о нашей группе.Ознакомившись с презентацией Вы расширите свои представления о том.какие интересные события происходят в нашей группе....
Наши будни и праздники
Из жизни нашей группы...
"Будни и праздники музыкального руководителя" (презентация)
Сколько всего происходит в будни и праздники музыкального руководителя. Многое остаётся за кадром. В этой презентации я собрала интересные, на мой взгляд, фотографии и придумала к ним не большие стихо...