Проект "Народные будни и праздники"
проект (подготовительная группа)

Горностаева Ирина Владимировна

Проект "Народные будни и праздники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_budnt_i_prazdniki.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народные будни и праздники»

Обоснование актуальности темы.

На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, при привлечении этнокультурного, краеведческого материала. Как показывает педагогическая практика, обращение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Значимость воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения подчеркивалась в трудах К. Ушинского, В. Сухомлинского, А Запорожца. Очень ёмко идею патриотизма обозначил Д. Лихачёв , подчеркнувший, что «любовь к родному краю …начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь,  эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране- к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всей человеческой культуре.

Закономерно, что в документах, связанных с образовательной политикой, также прописаны соответствующие установки. Так, в федеральном законе «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.122012 № 273 -ФЗ к важнейшим принципам отнесено «Воспитание гражданственности и патриотизма» А  ФГОС ДО  в приоритетных задачах основной образовательной программы  выделяет следующее:  «Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

2022 год объявлен президентом  годом  культурного наследия  народов России .

С октября 2019 г. МКДОУ детский сад №2 является    стажировочной площадкой  ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области»по направлению «Духовно-нравственное и гражданско –патриотическое воспитание»

Тема «Музейная педагогика как эффективное средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 Для реализации одного из направлений стажировочной  площадки в ДОУ был разработан педагогический монопроект  «Народные будни и праздники»

Информационная карта проекта.

Авторы проекта: Горностаева И.В воспитатель,  Зюзина Лариса Владимировна, музыкальный руководитель.

 Участники проекта: дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ

   

         Вид проекта:  творческий, групповой, долгосрочный

  Цель, направление деятельности проекта:

Цель: Создание условий для развития  у детей эмоционально-ценностного отношения к родной стране через знакомство с народными традициями.

 Задачи: 

 Стимулировать интерес к народному быту, знакомить с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарём. 

Развивать  исследовательской, познавательной и созидательной деятельности средствами музейной педагогики.

Воспитывать  духовно-нравственные чувства у дошкольников. интерес к народной культуре, бережное отношение к культурному наследию своей страны,  интерес к особенностям русского характера, традициям Руси

( гостеприимство, трудолюбие, почитание старших)

Сущность проектавсе мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии ,  встречи с  интересными  людьми,  сюжетно-ролевые, театрализованные игры);  
  • Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование  сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);  
  • Познавательное развитие (образовательная деятельность с использованием музейных экспонатов, самостоятельная исследовательская деятельность, детское проектирование, экскурсии в музеи района , виртуальные экскурсии, клубная и кружковая работа, целевые  прогулки, наблюдения);  
  • Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, развлечения, ярмарки, праздники, хороводов и музыкальных игр); Выставки( познавательные, музейно-исторические, эколого-краеведческие, художественные  и детского творчества,)Ярмарки, музейная гостиная , творческие мастерские.
  • Физическое развитие (подвижные народные  игры, соревнования

Метод проектов углубляет интерес ребенка к народной культуре , мотивирует к самостоятельному поиску информации.

Работа кружков «Во горнице», «Живём по народному календарю « носит так же интегрированный характер.

В основе проекта  лежат следующие принципы:

  • Непрерывности- работа  по проекту является частью образовательного процесса детского сада , связана с системой НОД , отражая их  тематику .
  • Принцип партнёрства-  сотрудничество взрослых и детей.

Музей русского быта как средство приобщения детей к истокам народной культуры.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? На эти и подобные вопросы могут получить ответы воспитанники нашего детского сада при посещении музея русского быта в ДОУ

Тематические блоки музея.

Тема  экскурсии

Экспонаты

Знакомство с избой, Мебель

Лавка, сундук, люлька

«Как Марьюшка семью кормила

Миски, крынки, чаши, ложки деревянные, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, кочерга, сковородник, сито, решето, совок, скалака, мутовка

Хозяйкины помощники

Кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка, рукомойник, ведро

«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»

Рубель, корыто, доска, паровой жаровой утюг, коромысло

Одежда и обувь

Русские народные костюмы, лапти, поршни

Освещение жилища

Лучина, свеча, лампа

Мастера и мастерицы

Прялка, веретено, , плетёгые, вязанные, тканные изделия, вышитые полотенца, строчённые занавески и подзоры, скатерти

Изделия плетённые из  бересты и лыка

Короб, лукошко, корзины

«Как Марьюшка и Иванушка детей растили»

Люлька, зыбка, народные игрушки

«Как хлеб растили»

коса, вилы, грабли, серпы, подкова, дуга

Народные праздники  способствуют воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляют опыт познания ребенком причин различия и сходства этнических культур, обеспечивают возможность отражения полученных знаний в разных видах художественно-творческой деятельности.

Продукт проекта:   воспитанник, с сформированным  устойчивым  

интересом к культуре и традициям русского народа, способный организовать свою деятельность,  умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий  исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы,   любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям  своей страны.

 2 блок. проекта «Взаимодействие с семьей»

 Цель: создать условия для активного участия родителей в воспитании и развитии ребенка.  на основе народных традиций.

•Задачи: внедрить в образовательно-воспитательное пространство современные инновации, формы и методы интерактивной совместной деятельности с родителями;

2.повысить уровень их педагогической компетентности; использовать педагогические технологии и методики, способствующие улучшению детско-родительских взаимоотношений

Формы взаимодействия с  семьёй.

  • участие в работе  клубов, коллективно-творческих   делах: совместные с родителями экскурсий по городу, в музеи,  к историческим памятникам и памятникам архитектуры.

Участие в выставках,  фестивалях мини-музеев,  помощь в пополнении экспонатов музея, коллекционирование, участие в проектной деятельности

  • повышение педагогической компетентности родителей в области музейной педагогики-

семинары, практикумы, мастер-классы

Взаимодействие с социумом

  • с  Заволжским  городским  художественно-краеведческим музеем,
  • детской школы искусств имени Воскресенских.
  • Городской библиотекой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ СОШ № 657 Дошкольное отделение № 2 Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе № 4 На тему: « Будни и праздники »

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.Задачи: -  показать отличие праздничных дней от будней; закрепить знания о традиционных праздниках.- воспитывать уважительное, заботли...

Наши будни и праздники

Презентация группы "Звездочка" как мы проводим будни и праздники в детском саду....

"Наши будни и праздники"

Как весело и дружно мы в садике живём: веелимся и играем, и танцуем и поём...

"Наши будни и праздники"

Видеоролик группы "Радуга" МКДОУ "Подгоренского детского сада №2" создан на основе фотографий детей в будние дни и праздничные. Представлены моменты жизни детей в образовательном процессе....

Презентация "Будни и праздники нашей группы"

Уважаемые родители!Предлагаю Вашему вниманию небольшую презентацию о нашей группе.Ознакомившись с презентацией Вы расширите свои представления о том.какие интересные события происходят в нашей группе....

Наши будни и праздники

Из жизни нашей группы...

"Будни и праздники музыкального руководителя" (презентация)

Сколько всего происходит в будни и праздники музыкального руководителя. Многое остаётся за кадром. В этой презентации я собрала интересные, на мой взгляд, фотографии и придумала к ним не большие стихо...