Патриотическое воспитание
методическая разработка (средняя группа)

Манвелян Ануш Рафиковна

Роль  музыки  в патриотическом  воспитании  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад  «Колобок» х. Денисов ( МБДОУ д/с «Колобок» х.Денисов)

Выступление  музыкального  руководителя  Манвелян  А. Р. на  родительском  собрании  в  группе  «Вишенка». Тема  выступления:

«Роль  музыки в патриотическом воспитании дошкольников».01.03.2024г.

                                      


 

 

 

 

 

 

 

 

       

                                                                                        

                                                                                          

 

                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

 

 

В  своем  выступлении , я хочу рассказать о «Роли  музыки в патриотическом воспитании дошкольников», какие задачи я ставлю на музыкальных занятиях по патриотическому  воспитанию. Мы знаем, что дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, к людям, к себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.  Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально   Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Цели и задачи Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. нравственно патриотическое воспитание Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. . Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики. Торжественные мероприятия, посвященные  государственным праздникам. Мероприятия  по патриотическому воспитанию в ДОУ  приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Посещение памятника , возложение цветов к памятнику павшим героям. На примере подготовки к празднику « дня Победы» мы видим постепенную, поэтапную подготовку к празднику.  И я думаю, что очень хорошо просматривается вся работа.  При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. С детьми я разучиваю песни:  это  « Наша Родина сильна» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной,  «Защитники Отечества» музыка Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности. Народные праздники.  Для  того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ  праздника  – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку, работа по патриотическому воспитанию продолжается и в Пасху, свои символы есть и у этого праздника. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности. Спортивные игры Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.  Перетягивание  каната. «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах. «Самый  сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата. «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу. план по патриотическому воспитанию Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта. Занятия по изучению государственной символики Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. мероприятия по патриотическому воспитанию.  Занятия можно проводить с помощью  информационно - комуникационных  технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна. Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг». Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи». Прослушивание государственного гимна. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал. Раскрытие темы малой родины.  Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в детском саду  краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей. Также проводятся познавательные занятия. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор. Систематическая работа, проводимая в детском саду, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее  актуальных.
Патриотическое воспитание  дошкольников -  это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества,  государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
         .
  Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 
Известны педагогические принципы:  любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. 
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 
 1. « Роль  музыки в патриотическом воспитании дошкольников» и         основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.                                           Система работы по патриотическому воспитанию детей:
          Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

          - Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми  прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
        
 Ознакомление с явлениями общественной жизни. 
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране,    городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
               Ознакомление с природой. 
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. 
2. « Роль  музыки в патриотическом воспитании дошкольников» и  формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..
 
3. « Роль  музыки в патриотическом воспитании дошкольников»   и  модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте. 
Семья. Детский сад. Родной край. Родная страна. Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическоевоспитание

нравственно - патриотическое воспитание...