Позванательно - исследовательская деятельность в дошкольном возрасте.
методическая разработка

Екатерина Юдкина

Описание использования технологии познавательно - ислледовательской деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_poznavatelno_-_isledovatelskoy_deyatelnosti.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность в

дошкольном возрасте.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.

Главная особенность познавательно-исследовательской деятельности – активизировать познавательное поведение дошкольника, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует:

1. Формированию системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности.

2. Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление воображение).

3. Формированию познавательной активности и познавательно-исследовательской направленности личности.

4. Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.

5. Является основой интеллектуально-когнитивных аспектов готовности ребенка к обучению в школе.

Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире. Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Этапы познавательно – исследовательской деятельности:

1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: - внимательно всматриваться в изучаемый объект, - описывать его внешние признаки, - выделять главное, - сравнивать с другими объектами, - анализировать, делать выводы и обобщения.

2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера: - на выявление главных признаков объекта, - его функций, - на формирование умения давать полную характеристику предмету, - определять его место и значение в окружающем мире.

3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: - уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования, - анализируют условия, - свободно экспериментируют, - находят самостоятельное оригинальное решение, - создают модель на основе умозаключений и логических выводов, - испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.

Примерный алгоритм построения занятий.

Алгоритм построения занятия по познавательно - исследовательской деятельности включает:

  1. Предварительная работа (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучаемой теме.
  2. Определение типа, вида и тематики занятия.
  3. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) по работе с детьми.
  4. Подбор игровых способов тренировки внимания, восприятия, памяти, мышления и методов снятия физического и эмоционального напряжения.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования группы, комнаты экспериментирования, учебных пособий, природных и других материалов.
  6. Выбор и подготовка оборудования и пособий с учетом возрастных особенностей детей и изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники, проекты, фотографии, рисунки, поделки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам познавательно - исследовательской деятельности.

В процессе занятий с детьми познавательно - исследовательской деятельностью, я всегда ставлю перед собой следующие задачи:

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях ДОУ я использовала только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

2) в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

3) они практически безопасны;

4) в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Содержание опытно - экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей был разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Дети делали зарисовки результатов природоведческого эксперимента, для этого нужно глубже изучить объект, в процессе ознакомления с природой, и точнее передать его детали во время изобразительной деятельности.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Структура детского экспериментирования:

- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- Выдвижение гипотезы;

- Поиск и предложение возможных вариантов решения;

- Сбор материала;

- Экспериментирование (фронтальное или демонстрационное);

- Анализ и обобщение полученных данных.

Комплексно-тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема занятия

Программное содержание

1.

Наоборот.

Большой и маленький.

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений, развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Веракса с. 9-14.

2.

«Превращение».

Схема превращения.

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был - будет», «был- стал(станет)». Формирование представлений о понятии «действия превращения» на основе практических действий с пластилином, резиной. Веракса с. 14-17.

Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения. Веракса с. 17-18, Воронкевич О.А. «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет» с. 3,4,5

3.

Свойства воздуха.

Воздух вокруг нас.

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию. Веракса с. 61-63.

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Веракса с. 63- 64.

4.

Лед - вода.

Морозко.

Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам)

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете. Формирование действия превращения. Веракса с. 18- 20

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Веракса с. 20- 22

Тема занятия.

Программное содержание.

5.

Испарение.

Опыты:

«Что растает первым?» (снег или лед);

«Опыты с солью».

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода –пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.31- 33

Испарение воды, кристаллизация соли. Воронкевич с. 8.

6.

Опыты: «Свойства воды».

Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Воронкевич с. 11,12.

Кристаллизация, кипение, испарение (повторение). Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара . Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 41- 43.

7.

Лед - вода – пар.

Игра в школу

(работа со схемами)

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45- 47.

Формированиие представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Веракса с. 48 – 51.

8.

Змей Горыныч о трех головах.

Игра «Царство льда, воды и пара»

Закрепление и развитие представлений о единстве агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 43 – 45.

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений об условных знаках и символах. Работа со схемами. Веракса с. 51 -52.

Тема занятия

Программное содержание

9.

Неживая природа. Камни и минералы. (Занятие с презентацией)

Познакомить детей с различными видами камней и минералов. Формировать начальное представление о полезных ископаемых.

10.

Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками)

Дать начальное представление о магнетизме, свойствах магнита, использовании магнита. См. приложение: конспект занятия «Магнит».

11.

Великие изобретения.

Сила трения. Колесо.

Познакомить с понятием «сила трения». Дать представление о том, как человек использует силу трения, как научился ее преодолевать. Познакомить с изобретением колеса. Опытным путем выяснить, почему изобретение колеса облегчило труд людей.

12.

Великие изобретения. Мыло. (Занятие с презентацией).

Познакомить с историей создания и свойствами мыла. Приготовление раствора для мыльных пузырей. Антисептические свойства мыла (мытье рук, стирка кукольной одежды и посуды).

13.

Водолаз Декарта.

Дидактическая игра «Тонет – не тонет». Плавание тел. Изготовление Корабля.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Веракса с 64 – 66.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.66 – 68.

14.

Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница. (Занятие с презентацией).

Познакомить детей с одним из великих изобретений человечества: ветряным колесом. Познакомить с устройством данного изобретения (рассматривание иллюстраций к книге Р. Скарри «Город мастеров»). Показать на примере ветра и воды как человек научился облегчать свой труд, используя силу природы. Изготовление ветряка из картона (дуем, льем на него воду). Где еще можно встретить ветряк? Просмотр мультфильма из сериала «Фиксики» «Вентилятор».

Тема занятия.

Программное содержание.

15.

Живая природа. Растения: рост и развитие. Опыты по Воронкевич.

Познакомить детей со свойствами живой природы. На практическом опыте показать, что необходимо растениям для полноценного роста и развития. Воронкевич с. 13 -18, с. 20 – 23.

16.

Живая природа. Растения. Подготовка и высадка семян (бархатцы, фасоль, лук, петрушка, укроп)

Уточнить знания о строении растений, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. (Рассматривание гербария, наглядных пособий, презентация «Весенние цветы»)

17.

Живая природа. Наблюдение за пересадкой (пикированием) рассады бархатцев

Презентация «Насекомые – друзья растений».

Наблюдение за ростом растений, Пересаживание (пикирование) рассады. Предложить детям понаблюдать за ходом работы по пересадке растений. Предложить рассмотреть строение растения (корень, стебель, листья, почка разрастания). Познакомить с процессом опыления растений. Рассмотреть строение цветка шиповника.

Рассказать о пользе насекомых в жизни растений.

18.

Великие изобретения. Простые механизмы (Занятие с презентацией).

Познакомить детей с великими изобретениями человечества рычагом и наклонная плоскость. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью (в конце занятия рисуем простые механизмы)

19.

Занятие – викторина (итоговое)

Обобщить и актуализировать знания детей по познавательно - исследовательской деятельности за год по познавательно- исследовательской деятельности. Продолжать учить детей думать самостоятельно, логически рассуждать. Учить работать в команде, слушать собеседника, не перебивая.

20.

Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей.

Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в старшей группе «Сказка».

Комплексно-тематическое планирование по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема занятия

Программное содержание

1.

Воздух вокруг нас.

Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью экспериментальной деятельности.

2.

Свойства веществ.

Строение веществ.

Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ, в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса с. 53-58

3.

Лед – вода - пар

  1. Игра в школу (работа со схемами).
  2. Игра «Царство льда, воды и пара» (развитие представлений о знаках и символах)

Формировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45-47,

с. 48-51,

с. 51- 53.

4.

Испарение и конденсация. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной.

Закреплять представление об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 58- 61

5.

Изготовление «Водолаза Декарта».

Плавание тел.

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 64- 68.

6.

Термометр.

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 68- 70. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр».

Познакомить с понятием «температура» (мера нагретости тел или вещества) и «градус» (единица измерения температуры). Познакомить с понятием «ноль градусов», «температура тела», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды». Продолжать обучать проводить исследования: измерять температуру. «Наураша» Шутяева с. 19-24.

7.

Теплопередача.

  1. Нагревание проволоки.
  2. Письмо к Дракону.

  1. Незнайка и мороженое.

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Веракса с. 70- 72

Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.74- 75.

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Веракса с. 75- 77.

8.

Микроскоп.

Формировать представление детей о микромире. Проведение опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа со встроенной фотокамерой. Просмотр презентации по результатам исследования. В качестве образцов для исследования используются различные предметы, образцы тканей, камни, ракушки, листья растений, кусочки резины, металла, пластмассы, бумажные деньги, а также готовые стекла с фрагментом крыла бабочки…

9.

Магнитное поле.

Познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы», «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы». Показать взаимодействие магнитов. Познакомить с использованием магнитов человеком. Способствовать интереса детей к экспериментам. Шутяева Е.А. «Наураша»с.41-46

10.

Электричество.

Познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды», познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять с напряжение в простейших цепях электрического тока. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Шутяева с. 31-35

11.

Свет.

Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность». Учить сравнивать освещенность различных объектов. Объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов. Способствовать развитию познавательного интереса. Шутяева с. 25-30

12.

Кислотность.

Познакомить с понятием «кислотность» (содержание кислоты в растворах). Предложить измерить кислотность разных продуктов. Познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты. Повышать познавательный интерес детей. Шутяева с. 36-40.

13.

Пульс.

Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Дать представление об органах кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Шутяева с. 47-50

14.

Сила.

Познакомить с понятием силы как физической величины. Познакомить с понятием «вес предмета». Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса к практическим исследованиям. Шутяева с. 51-54.

15.

Звук.

Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Познакомить детей с органом слуха. Дать первичные представления о звуке как о физическом явлении. Познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие, низкие, громкие и тихие звуки». Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека. Способствовать развитию познавательного интереса. Шутяева с. 55-62.

16.

Опыты. Свойства воздуха.

Свеча в банке. Имеет ли воздух вес? Может ли воздух двигаться? Может ли воздух сжиматься? Как воздух помогает плавать? Что такое конденсация? Воздух легче воды? Упругий ли воздух? Воронкевич О.А. «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет» с.2-9

17.

Опыты. Свойства воды.

Превращение воды. Как образуется иней? Сила воды. Фонтан. Как фильтровать воду? Воронкевич с. 10-14.

18.

Опыты. Свойства материалов.

Свойства металла. Компас. Свойства пластмассы. Как пластмасса проводит тепло. Превращения пластмассы. Свойства ткани. Свойства древесины. Воронкевич с. 15-21.

19.

Опыты. Свойства живой природы.

Как растения выделяют кислород? Как листья растений испаряют воду. Сколько живет цветок? Какая вода нужна растениям? Какая почва нужна растениям? Воронкевич с. 22-24, с.28-29.

20.

Опыты. Свойства живой природы.

Измерь свою тень. (Воронкевич с. 27) Зачем человеку органы чувств? (с. 25) Что находится в наших легких? (с. 26) Как муравьи находят пищу? Почему тело птицы покрыто перьями? (с. 30-31)

21.

Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей.

Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в подготовительной группе «Сказка».

Работа с родителями.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В исследовательскую деятельность я вовлекала, не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводила родительские собрания, консультации, на которых объясняла родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Результатом послужили интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,

Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополняли необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Дидактические игры по познавательному развитию:

«Что кому»

Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).

Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.

«Не ошибись»

Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым сложил картинку(из шести частей) об одном виде спорта.

Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.

По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям.

«Где это можно купить»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило: Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин).

«Так бывает или нет?»

Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того, как я закончу, скажет, почему так не может быть.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках».

Дети придумываю сами небылицы.

«Узнай по описанию»

Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры: Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Какое время года?»

Дидактическая задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

«Назови одним словом»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я назову слова, а вы назовите все одним словом:

• стол, стул, диван, кровать – мебель

• ложка, кастрюля, тарелка – посуда

• автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт

• малина, клубника, черника- ягоды

• роза, ромашка, василек – цветы

«Что было, если бы…?»

Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

Игровое правило: Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»

- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

(не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).

- А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?

- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)

Дети сами придумывают загадки.

«Так у нас. А как у вас?»

Дидактическая задача: Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи

Игровое правило: Рассказать, как проходит вечер в семье.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома.

Первым рассказывает воспитатель.

«Что умеет делать?»

Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Игровое правило: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).

Ход игры:

В: Что может мяч?

В: Что может светофор?

В: Что может растение?

В: Что может слон?

В: Что может дождь?

В: Что может дождь?

В: Что может краска?

«Раньше – позже»

Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях

Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

В: Какой сегодня день недели?

В: А какой день недели был вчера?

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

«Где живет?»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев

Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Где живет медведь?

В: Где живет собака?

В: Где живет ромашка?

В: Где живет гвоздь?

В: Где живут вежливые слова?

В: А что значит хороший человек?

Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.

В: Где живет радость?

В: Где живет зло?

В: В каких словах живет буква "А"?

В: Где живет слово?

«Хорошо-плохо»

Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игровое правило: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

В: Человек изобрел огонь. Огонь- это хорошо, почему?

В: Огонь - это плохо. Почему?

В: Листопад - это хорошо?

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

«Из чего сделано?»

Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

«Раз, два, три… ко мне беги!»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Ход игры:

В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!"

В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги!

В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!"

В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

«На что похоже»

Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Игровое правило: Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу).

Ход игры:

В: На что похож абажур?

В: На что похожа улыбка?

В: На что похож дождь?

В: На что похожа кисть?

В: На что похож светофор?

В: На что похожа иголка?

«Все в мире перепуталось»

Дидактическая задача: Расширять представлений детей об окружающем мире.

Игровое правило: Для игры используется "модель мира", которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира..

Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Ход игры:

В: Что изображено у тебя на картинке?

В: К какому миру относится яблоко?

В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?

В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит?

В: Почему вы так думаете?

В: Шубу поместим в сектор с посудой?

В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.

В: На картинке - утка. К какому миру она относится.

В: Где живет утка? Где обитает?

В: Было семечком, а стало?

В: Было головастиком, а стало?

В: Был дождь, а стал?

В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждениии: проблема, пути решения, результат.

I  Международная научно-практическая конференция  "Педагогика и психология детства" посвященный Международному дню детей (дню защиты детей) 1юня 2014 г.  г.Бирск 2014 г....

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...