Коллективное творческое дело как способ формирования воспитательного пространства группы детского сада.
статья

ивенина ирина николаевна

 

Опыт работы  использования технологии коллективного творческого дела как одного из методов создания воспитательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_konferentsiya_ivenina.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное творческое дело

как способ  формирования

воспитательного пространства группы детского сада.

Воспитательное пространство группы детского сада - это среда, в которой ребенок развивается, обучается и взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Оно включает в себя как материальные (помещения, оборудование, мебель), так и нематериальные (ценности, правила, традиции) элементы. Целью формирования воспитательного пространства  является  создание условий для закладывания основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к  гармоничному взаимодействию с другими людьми. Одним из эффективных способов создания такого  пространства в группе детского сада является коллективное творческое дело.

 Коллективное творческое дело (КТД) -  это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют  в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Воспитательные задачи ставятся и решаются педагогами   незаметно для воспитанников, в процессе решения определенной жизненно-практической «заботы», и открываются в той или иной степени при обсуждении итогов. Такой подход помогает создать комфортную и безопасную среду для развития дошкольников, укрепить их социальные навыки и коммуникативные способности, а также является важным средством при формировании нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения. При этом  педагогу необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, нужно создать дружелюбную атмосферу, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства. Во-вторых, необходимо организовать разнообразную деятельность, которая будет интересна и полезна для детей. В-третьих, важно поддерживать связь с родителями, чтобы они могли участвовать в жизни группы и помогать в создании воспитательного пространства.  

Технология КТД включает в себя различные виды деятельности и используется  мною в разных направлениях патриотического воспитания.  

С целью воспитания любви и привязанности к своей семье, детскому саду, родному городу были проведены следующие мероприятия:  совместное с детьми оформление группы и праздничных выставок, создание семейной стенгазеты и атрибутов для игр, проектная деятельность, участие в акциях.

В процессе совместного оформления праздничной выставки ко дню мамы, создания стенгазеты ко дню папы «Самый лучший папа» дети приносили фотографии пап и мам, рисовали рисунки, на которых изображали своих родителей, рассказывали о них, придумывали, как красиво их разместить.  Такое коллективное творческое дело помогает детям осознать значимость своих родителей, способствует воспитанию доброго и заботливого отношения к близким, а также развивает их творческие способности. Совместное с детьми украшение группы и  изготовление атрибутов для игр помогает детям почувствовать себя вовлеченными в процесс и ответственными за его результат. Это так же способствует развитию их творческих способностей и фантазии.

В коллективных творческих делах участвуют и родители. Например,  в создании генеалогического древа и изучении истории своей родной улицы. Для привлечения родителей к КТД проводятся беседы,  консультации и родительские  собрания, на которых они узнают о развивающем значении совместной деятельности родителя и ребенка и  предстоящих мероприятиях. Родители помогают детям в сборе информации по теме проекта и помогают оформить итог совместной работы. А также помогают детям участвовать в различных акциях, например «Дарите книги с любовью», приуроченной к международному дню дарения книг. Такие мероприятия помогают пополнить и обновить библиотеку детского сада, помогают прививать детям любовь к чтению, развивать их воображение и расширять кругозор, способствуют укреплению связей между поколениями, учат детей делиться своими игрушками, книгами и другими вещами с другими детьми, учат  помогать нуждающимся.

С целью формирования  толерантности, чувства уважения  к другим людям мы участвовали в акции, посвященной распространению информации для родителей и детей о детском аутизме «Зажги синим». Где дети сами сделали синие фонарики  и помогли в оформлении стенда, посвященного этой проблеме. Это наш маленький шаг на пути к созданию дружелюбной среды для людей с особенностями развития и формирования в обществе атмосферы добра, взаимопомощи и принятия людей, не похожих на нас.

В детском саду проходит знакомство детей  с наиболее значимыми историческими событиями своей страны. В процессе НОД, посвященной блокаде Ленинграда, дети создали коллективную аппликацию «Дорога жизни». Это позволило не только расширить знания детей об истории города-героя, закрепить навыки речевой  и продуктивной деятельности на патриотическом материале, но, самое главное, это позволило детям отобразить в творческой работе свое впечатление от занятия, а значит чувство сострадания, сопереживания к судьбам людей, переживших блокаду, останется с ними надолго.

С целью формирования бережного отношения к природе дети участвовали в различных проектах, направленных на сохранение и защиту природы. Таких как изготовление экокормушек, участие в акции «Покормим зимующих птиц», создание стенгазеты о редких и исчезающих животных России  «Их нужно беречь», оформление группы по итогам  проекта «Бережем свет и воду». Такие мероприятия  помогают детям понять, как важно заботиться о природе и сохранять ее. Кроме того, изготовление экокормушек может стать отличным способом научить детей бережному отношению к ресурсам и повторному использованию материалов.

Приобщение к труду является важной частью патриотического воспитания. Дошкольники  помогают взрослым в уборке территории, посадке растений и  уходе за ними. Участие детей в оформлении огорода на окне не только способствует их развитию, но и делает процесс более увлекательным и интересным. Дети предлагают свои идеи по оформлению грядки, выбирают растения для посадки, а также помогают в процессе ухода за огородом. Такая работа предполагает коллективный труд, где дошкольники учатся взаимодействовать, помогать друг другу, делиться своими знаниями и опытом. Это способствует их социализации, а так же  помогает детям понять, что труд является важным средством достижения целей, и что каждый человек должен вносить свой вклад в развитие своей страны.

Применение технологии КТД в детском саду помогает создать особую атмосферу, где каждый ребенок может пройти путь от случайного интереса и любопытства,  до  посильного участия в  какой- либо социально-значимой деятельности.

Результатом работы является проявление основ нравственно-патриотических качеств личности ребенка,  таких как: дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, а так же инициатива и желание участвовать в мероприятиях социального и патриотического характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на неделю в старшей группе детского сада на тему: «Книжная неделя»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга Структур...

Познавательно-творческий проект "Золотая осень"в старшей группе детского сада.

Тип проекта:долгосрочный, познавательно-творческийгрупповой, детско-родительский, педагогический.Способы разработки проекта:системная «Паутинка»Способы реализации:метод мыслительных карт Т...

Как организовать уголок книги в пространстве группы детского сада (советы начинающим воспитателям)

     «Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» -  А. Т. Твардовский      Существует...

Познавательно – творческий проект «Наш дом» в старшей группе детского сада.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, ипроисходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своейсоциокультурной среды. «Родной дом» - это сложно...

Обложки для оформления документации и пространства группы детского сада

Позволяют оформить пространство группы и документацию в едином стиле, что делает их интересными и уникальными!Представлены как готовые шаблоны, так и пустые, для дополнительного самостоятельного оформ...

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства  группы детского сада по физическому развитию дошкольников»....