Презентация по теме сказкотерапия.
презентация

Стрельникова Елена Александровна

Сказкотерапия как одна из технологий здоровьесбережения  в ДОУ
«Лечение сказкой»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon strelnikova_1.pdf2.86 МБ
Файл ozvuchka.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

 «Лечение сказкой». Мой выбор данной темы обусловлен с одной стороны тем, что я сама была воспитана на сказках и до сих пор благодарна родителям за это. А с другой – моим тесным знакомством со сказкотерапией во время, когда я получала второе образование психолога.

     Синтез полученных знаний, жизненного опыта, воспитание моих двух детей и личных взглядов позволили мне успешно применять потенциал сказок с первого дня моей педагогической работы в детском саду, а значит более 5 лет.

Слайд 2

Одна из главных проблем современной педагогики – необходимость взращивания всесторонне развитой личности ребенка, что обусловлено ежегодно повышающимися требованиями социума к знаниям, умениям, навыкам и личностным характеристикам человека как субъекта общества.

     Это привело к тому, что малыша буквально с рождения начинают всячески развивать и обучать. С одной стороны ничего плохого в этом нет, но с другой – нервная система ребенка часто не справляется с предоставляемым ей объемом информации. В итоге процесс обучения становится малоэффективным, и при этом провоцирует ряд психологических и функциональных проблем в психике ребенка.  

        К сожалению, я часто наблюдаю это в своей педагогической практике.

Слайд 3

Чтобы избежать подобных негативных тенденций в развитии ребенка я опираюсь на естественные для него виды деятельности – это, прежде всего, игра, общение, изобразительная деятельность и театрализация.

        Базисом, скрепляющим все эти виды деятельности, на мой взгляд, является сказка.

Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с дошкольниками позволяет решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи и дает возможность интегрировать образовательные области.

Слайд 4

 Раскрывая мою тему, могу сказать, что сказкотерапия способствуют:

- сохранению и укреплению психического здоровья,

- профилактике тревожности, агрессивности,

- развитию положительных эмоций, добрых чувств.

- формированию жизненной компетентности,

- реализации собственного личностного потенциала.

  Актуальность метода следует из моих наблюдений за детьми. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, около 40% детей - отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

В этой связи возникла потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом мне помогает сказкотерапия.

Почему я выбрала именно сказку?

Слайд 5

       Сказки обладают рядом достоинств, благодаря которым так легко воспринимаются психикой детей. 

   Воспитание детей через сказку используется очень давно, но сам термин  «лечение сказкой»  появился сравнительно недавно в книге  «Практикум по сказкотерапии»,  автора Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой. Она Президент Международного союза сказкотерапевтов.      Рекомендую, книг этого автора более ста  и они очень интересны и полезны.

Коллеги, опираясь на эти достоинства и используя материал замечательных книг, можно получить максимум воспитательно-образовательного результата при минимальных ресурсных затратах со стороны педагога, при этом решить и дополнительные задачи.

Слайд 6

Моя практика использования сказкотерапии.

Чтение – основа использования дидактического потенциала сказок. Как правило, я читаю детям несколько раз в день: утром, перед обедом или сном и вечером. Обязательно использую чтение длинного произведения в течение нескольких недель, чтобы развивать у детей память и внимание. Мы прочитали «Волшебник изумрудного города», «Незнайка в Солнечном городе», «Необыкновенное путешествие Нильса с дикими гусями».

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, использую ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценирования, движения пальцами, руками.

Слайд 7

Сказки мы не только слушаем, но и анализируем. Не просто отвечаем на вопросы, но отыскиваем и разрешаем проблемные ситуации. Чаще всего дети затрудняются сами выделить проблему, но с моей минимальной помощью легко справляются с этой задачей. Так мы развиваем аналитические способности моих воспитанников.  

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры -  «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др..У меня собрана большая картотека таких игр.

Слайд 8

 Для закрепления знаний использую дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины, игры –головоломки,

угадай из какой сказки предмет,  один начинает – другой продолжает, кто я? ( описание героев сказки), отгадай мою сказку и другие                            

Слайд 9

Сказку легко связать с любым видом изобразительной деятельности, но я предпочитаю рисование. Использую рисование по мотивам сказки, часто создаем с детьми  к ней иллюстрации. Дети любят рисовать то, что остается в сказке «за кадром» или же изображать ее продолжение.

Рисование, лепка это способы:

- постижения своих возможностей и окружающей действительности;

- моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных

Слайд 10

Сами создаем куклы, маски, атрибуты и декорации ,  тем самым раскрываем творческий потенциал, личностные возможности,

улучшаем настроение, повышаем  жизненный тонус,  

вдохновляем и  приводим к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Слайд 11

Используем разные техники изготовления:  оригами, бросовый материал, вырезание шаблонов для теневого театра, аппликация

Используем предметы- заместители. На фото пример изготовления кукол  из деревянных ложек. Нам помогают родители, изготавливают атрибуты персонажей по русским народным сказкам .

Слайд 12

Как может проходить терапия сказкой ?

Я подбираю сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки просто рассказываю и обсуждаю с детьми, придумываю свои.

Особое внимание уделяю самостоятельному сочинению детьми сказочных сюжетов. Я обратила внимание на то, что большинство детей после 5 лет, не в состоянии самостоятельно придумать сюжетную историю. Основная причина заключается в том, что дети уже в состоянии оценить собственные силы и посмотреть на продукт своей деятельности со стороны. Чтобы снять страх неудачи и подарить детям удовольствие от процесса сочинения я плавно включаю их в работу, обучая при этом и направляя, подключаю к этому родителей.

Сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации.

Слайд 13

             Разумеется, сказки мы и пересказываем, и рассказываем, привнося в них творческий элемент.  Любим ставить рассказчику дополнительное условие, например, рассказать сказку от лица одного из героев.

              Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей . Практически ни одна прочитанная нами сказка не обходится без театрализации различными видами театра. Но я предпочитаю спонтанные театрализации, поскольку они в большей мере способны развивать воображение и стимулировать творческие порывы детей. Чаще всего мои дети с помощью мимики и пантомимы обыгрывают сюжет. А игра в «превращалки» вообще одна из наших любимых.

Слайд 14

 В своей работе системно  использую : 

  • Интэрактивную доску
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Музыкальный центр
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

Фотографии, DVD – диски,  Презентации, Слайды

Активный пользователь образовательных порталов, платформ, групп в мессенджерах сети Интернет

Слайд 15

Анализируя результативность моей работы с использованием данной технологии, могу утверждать, что, сказкотерапия – дает положительный результат, пусть даже за такой короткий срок. Это один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, и его необходимо включать в работу с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии решаю и другие образовательные задачи.

          На будущее планирую продолжать изучать научную литературу, знакомится с опытом и трудами других авторов по использованию  сказкотерапии .

          Использовать сказкотерапию при решении всех задач образовательной программы детского сада.

  А так же активнее подключать родителей, убедить их в значимости элементов сказкотерапии , показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в развитии ребёнка..

Создать библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных  сказок , которые помогали бы детям избавляться от агрессивности, драчливости, от страхов, от боязни темноты, от жадности.

Именно «Лечение сказкой» останется актуальной технологией здоровьесбережения и  получит свое развитие.

СПАСИБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему" Сказкотерапия в развитии речи младших дошкольников"

презентация на тему "сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

Презентация на тему:"Сказкотерапия"

Сказкотерапия-эффективное средство для развиии речи детей среднего возраста....

Презентация на тему:"Сказкотерапия - как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ"

Сказкотерапия -это процесс образования связи между сказочными событиями  и поведением в реальной жизни....

Презентация на тему "Сказкотерапия один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОО"

Сказкотерапия один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОО...

Презентация на тему "«Сказкотерапия,как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

laquo;Сказкотерапия,как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ»...

Презентация на тему "Сказкотерапия как средство формирование речи у дошкольников"

В данной презентации изложена краткая ознакомительная информация на тему "Сказкотерапия как средсво формирование речи у дошкольников" ориентированная на младший возраст дошкольного образоват...