Семинар – практикум для педагогов ДОУ
учебно-методический материал

Ханнанова Ирина Биктимеровна

Конспект семинара для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

План семинара - практикума

Цель:

Выявить и обобщить знания педагогов по созданию и совершенствованию качественной, доступной, творческой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФОП.

  1. Приветствие участников семинара-практикума заведующий, старший воспитатель.

Задачи:

1. Создание позитивного отношения к применению и  обновлению содержания развивающей предметно-пространственной среды.

2. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.

3. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.

Ход

1. Уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы по организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения.

Тема педагогического совета «Качественная, доступная, творческая развивающая предметно-пространственная среда  в ДОУ ».

 Педсовет будет проходить в форме мастер класса.

 Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей, делают акцент на их развитии.

 Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. 

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя  создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

  Требования :

 В ФОП РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.

 РППС включает организованное пространство (территория ДОО, групповые комнаты, специализированные, технологические, административные и иные помещения), материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.

Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации образовательной программы.

 РППС ДОО создается как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

 При проектировании РППС ДОО нужно учитывать:

местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОО;

возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования;

задачи образовательной программы для разных возрастных групп;

возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и других участников образовательной деятельности).

 С учетом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:

требованиям ФГОС ДО;

образовательной программе ДОО;

материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

возрастным особенностям детей;

воспитывающему характеру обучения детей в ДОО;

требованиям безопасности и надежности.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности образовательного процесса и включать необходимое для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей согласно ФГОС ДО.

РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной.

РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно вспомогательных сотрудников.

 В ДОО должны быть созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях ДОО имелось оборудование для использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе. При наличии условий может быть обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений ДОО к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.

 В оснащении РППС могут быть использованы элементы цифровой образовательной среды, интерактивные площадки как пространство сотрудничества и творческой самореализации ребенка и взрослого (кванториумы, мультстудии, роботизированные и технические игрушки и другие).

Для детей с ОВЗ в ДОО должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях ДОО должно быть достаточно места для специального оборудования.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, Группы а также территории, прилегающей к ДОУ или находящей на небольшом удалении,

2. Доступность среды, что предполагает:

     2.1.  Доступность для воспитанников всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс.

     2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.             

 3.  Должны учитываться национально – культурные условия.

              Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей,  обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.

Авторы программы «От рождения до школы»,  выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды. ( 3.3.4 с.19.)

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

  В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

  Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности  ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:  По материалам ФГАУ "ФИРО"

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

• провоцируют ребенка на агрессивные действия;

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

 

  1. Задание. Педагогический сундучок: особенности развивающей предметно-пространственной среды.

В сундучке находятся особенности предметно-пространственной среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.

Вопросы:

1.- От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

2. - Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

3. - Перечислите,  основные принципы развивающей предметно-пространственной среды. (Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).

4. - Перечислите, основные центры развития в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

1 команда. Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

А  об организации ППС и деятельности по ее освоению в каждой возрастной группе расскажут педагоги (на какие групповые помещения условно подразделяются зоны и на какие Центры ((1 мл.гр. Зоны:

 1.Спокойная: «Центр познания, уголок уединения, центр книги, центр природы»

2.Зона средней интенсивности: «Центр конструирования, Центр воды и песка, лаборатория, центр социально-эмоционального развития, центр ИЗО-деятельности»

3. Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности, центр ряжения, центр музыки, центр театра, центр игры»))

Состояние  РППС в ДОУ

Таким образом, анализ показал, что организация предметно-развивающей среды в ДОУ - важный момент, на который  педагогический коллектив должен обращать особое внимание.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также

ВЫВОД.

1. Не все педагоги уделяют много внимания созданию развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с программой Вераксы «От рождения до школы». В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, костюмы и атрибуты для инсценировки любимой сказки.

2. Не во всех группах в достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери»,  «Магазин», «Больница». Отсутствует разнообразие Сюжетно – ролевых игр для мальчиков как правило это игра «Шофёры».

3. По Развитие сенсомоторного навыка представлены материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления, в старших группах не представлены игры на совершенствования навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. В младших группах есть – это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозаика, пирамиды разных размеров. В некоторых группах строительный материал состоит в основном из деревянных и пластмассовых настольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины).

4. Оборудованы в соответствии с возрастными особенностями познавательные центы в группах. Имеются столы для организации образовательной деятельности, доски висят на уровне глаз детей. В соответствии с программой тетради для индивидуальной работы, счётные палочки и др.

5. Продумать размещение центра уединения в некоторых возрастных группах. Не в полной мере продумано размещение центра творчества и расположение игровой зоны.

6. не во всех группах отведено место для игр с песком, водой, глиной, красками; экспериментирования.

7. В центре творчества размещены наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, кисти, банки для промывания кисточек, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, пластилин, краски, простые карандаши, доски, клеёнки, салфетки.

8. Центры музыкально-театрализованной деятельности оснащены не во всех группах различными видами театров. В недостаточной мере детскими музыкальными инструментами: дудочки, свистульки, барабаны, деревянные ложки, металлофоны. Нет в наличии маракасов, трещёток, губных гармошек, детского пианино.

9. Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей – она из главных задач ДОУ, однако Спортивные уголки в некоторых группах отсутствуют. Спортивные уголки представлены в основном обручами, мячами разной величины, скакалками, кеглями, массажными ковриками, мешочками с песком, гимнастическими палками.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам построения. Не хватает, игрушек, игровых модулей, материала для экспериментирования и т. д. Необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...