Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Черданцева Татьяна  Владимировна

В дошкольном возрасте ребенок учиться самостоятельно анализировать, рассуждать, видеть закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Развитие интеллектуальных способностей

                            у детей дошкольного возраста

                             

     Для развития и успешности у детей в любом виде деятельности большую роль играют способности, которые основываются на задатках.  Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенные в своих возможностях, быстро адаптируются к новой среде, лучше готовятся к школе. Учитывая возрастные особенности дошкольников, педагоги должны помнить, что основным методом развития является проблемно – поисковый и основной формой организации - игра.

     Что такое задатки?  Это природные предпосылки способностей. Уровень способностей зависит от наличия задатков. Чтобы задатки преобразовывались в способности нужны определенные условия.

                                              Основные условия

  1. Использование чувствительных периодов развития:

 - развитие музыкальных способностей (от 2 до 5 лет);

 - развитие речи (от рождения до 7 лет).

2. Высокая познавательная активность:

 - необходимо наличие у ребенка стремление заниматься, узнавать новое.

3. Демократическая система обучения.

4. необходима деятельность:

 - художественные способности;

 - деятельность должна быть эмоциональной.

5. Пример родителей:

 - семейное чтение книг – забота об интеллектуальном росте.

6. Высокая самооценка:

 - позволяет ребенку шагать к новым, более сложным играм, заданиям и упражнениям.

7. Ситуация успеха – которая ведет к росту самооценке.

     Это факторы ведущие к формированию способностей у детей, для которых надо обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребенка. Все способности можно разделить на две группы.

                                  Общие и специальные способности

     Общие способности есть у каждого ребенка, но развиты они по-разному у всех детей. Эти способности полностью складываются только к 13-летнему возрасту. Следовательно условия для развития способностей надо прилагать в дошкольном возрасте и во время обучения в начальной школе.

     Специальные способности есть не у каждого ребенка. К ним относятся: художественные, музыкальные, литературные, математические, конструктивно-технические. Если создавать ребенку условия для развития специальных способностей, то можно получить положительный результат.

      Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.     

     Важно учитывать фактические возможности ребенка, его способности, не требуя от него невозможного. Только такой индивидуальный подход оказывается эффективным, делая ребенка более развитым – как в физическом, так и в интеллектуальном плане. Самое главное, чтобы дети имели высокий уровень общих способностей, тогда они будут хорошо учиться в школе и будут интересоваться другими интересными занятиями.

                                           Используемая литература:

  1. Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. -- Москва - Белгород, 1995.
  2. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Л.Ф. Тихомирова.  Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
  3. Личность надо выделяться // с чего начинается личность. В.В. Давыдов - М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект СОД по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"

данное мерприятие поможет развить логическое мышление, сормирует интерес к познавательноисследовательской деятельности...

Конспект СОД по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста "В гостях у сказки""

Викторина поможет выявить и развить литературные способности воспитанников...

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через систему развивающих игр"

Данная презентация помогает педагогам развить интеллектуальные способности детей через систему развивающих игр....

Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, св...

Презентация проекта:« Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в различные виды математической деятельности.»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

В презентации предлагаются игры и упражнения, которые влияют на развитие интеллектуальных способности детей....