Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников»
статья (старшая группа)

Клачкова Екатерина Геннадьевна

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_rmo_11.2023.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

автор Клачкова Е.Г.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Работа по профориентации детей на различные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Конечно, реализовывать эту работу можно через НОД, дидактические игры, индивидуальную деятельность. Но так как сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, то естественным будет формировать представления о профессиях через сюжетно-ролевые игры.

В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.

Была продумана и разработана система работы, которая включает в себя:

¬ изучение научной и методической литературы по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста;

¬ изучение методической литературы по вопросам методики организации, руководства и проведения сюжетно-ролевых игр;

¬ разработка перспективно-тематического плана проведения сюжетно-ролевых игр на год;  

¬ разработку конспектов сюжетно-ролевых игр, для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; ¬ систематизация сюжетно-ролевых игр;

¬ изготовление игрового материала для сюжетно-ролевых игр;

 ¬ разработала диагностику уровней сформированности представлений детей о профессиях взрослых.

Моя работа началась с диагностики уровня имеющихся представлений о профессиях взрослых у детей среднего возраста (4-5 лет). По итогам диагностики были получены следующие результаты: Представления сформированы: 3% на стадии формирования: 64% не сформированы: 33%. По результатам диагностики я разработала план работы по формированию представлений о профессиях взрослых через сюжетно - ролевые игры у младших дошкольников. Моя работа опиралась на перспективное планирование по ознакомлению детей с профессиями взрослых.

Для проведения сюжетно-ролевых игр данного возраста в группе была создана предметно-развивающая среда, которая была наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Почта», «Инструменты», «Вокзал», «Путешествие в лес», «Магазин», «Магазин игрушек», «Аптека», «Строим дом», «Парикмахерская», «Детский сад», Скорая помощь», «Пожарные», «Автобус», «Почта». Оформила альбомы и презентации «Поезда», «Кто нам билеты продает». Изготовила дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Кто что делает?», «Загадки», «Что напутал художник?», «Собери картинку», «Назови профессию», «Оденем куклу на работу», «Едем на работу», «Что хочет делать Маша?», «Кому это нужно?», «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?», «Угадайте, что я делаю?», «Кому без них не обойтись?», «Угадай профессию», «Что делают этим предметом?», «Для человека какой профессии, это нужно?».

 Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали:

 тематические беседы,

 рассказы о профессиях взрослых,

 рассматривание иллюстраций в книгах-энциклопедиях,

 просмотр презентаций, обучающих мультфильмов,

 чтение художественной литературы,

 беседы с родителями.

Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета, на привлечение внимания к профессиям взрослых, вызвать желание воплощать в роли, полученные в ходе предварительной работы знания. Главная задача на тот период было – вызвать у детей чувство уважения к людям своей профессии. Дети среднего дошкольного возраста овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.

В старшей группе я продолжаю знакомить детей с новыми профессиями и закрепляю знания об уже знакомых профессиях, играя в игры: «Кем я хочу стать? Как буду работать?», Поймай – скажи», «Про Олю и Колю», «Помощники», «Отгадай профессию», «Назови одним словом», «Кто кем хочет стать?», «Назови слова – действия», «Кому нужны эти предметы», «Кому нужен этот предмет?», «Для чего нужны предметы?», «Сварим вкусный суп из овощей», «Кто что делает?», «Кому что надо?», «Петрушка идет трудиться», «Профессии», «Магазин посуды», «Магазин ткани», «Магазин», «Где это можно купить?», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Экскурсия», «Самый главный».

Совместно с родителями были изготовлены атрибуты для дидактических и сюжетно-ролевых игр: «Кто чем занимается», «Кто больше знает профессий», «Профессии» «Подскажи словечко», «Кому без них не обойтись», «Что сначала, что потом?», «Что хочет делать Маша?» «Кому это нужно», «Угадай, что я делаю?», «Кому, что надо для работы?», «Назови предмет, которого не хватает», «Кто что делает?», «Угадай профессию по описанию», «Кто какой, какая?», «Исправь ошибки в предложениях», «Я начну, а ты продолжи», «Маленький - большой», «Что из чего получается», «Назови, что лишние», «Кем я хочу стать? Как буду работать?», «Помощники», «Отгадай профессию», «Назови одним словом», «Кто кем хочет стать?», «Кому нужны эти предметы», «Сварим вкусный суп из овощей», «Петрушка идет трудиться», «Магазин посуды», «Где это можно купить?», «Кто больше расскажет о профессии», «Экскурсия», «Самый главный», «Определи по предмету профессию», «Доскажи словечко».

Атрибутами были дополнены и уже изготовленные игры. Оформила альбомы и презентации по тематике сюжетно-ролевых игр. Предварительная работа включала в себя:

 Экскурсии;

 Приглашение родителей для проведения экскурсии;

 Беседы о профессиях

  • Просмотр презентаций, альбомов, видео презентаций;

 Составление рассказов детей о труде своих родителей;

 Дидактические игры;

  Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах – энциклопедиях.

В конце каждого года осуществляется итоговая оценка уровня развития игровой деятельности и уровня представлений о профессиях взрослых. Для оценки уровня знаний я использовала разработанные диагностические карты.

Работа с родителями:

- изготовление игровых материалов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр

- оформление стенда совместно с родителями «Семейные династии»

- круглый стол «Наша профессия-будущая профессия наших детей»

- оформление папки-передвижки «Особенности сюжетно- ролевых по ранней профориентации игр у детей 6-8 лет».

- родительское собрание на тему «Готовим достойную смену».

мною были разработаны опросники детей дошкольного возраста по теме ««Профессии взрослых» (на основе опросника Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»). В итоге, в конце каждого годы были получены результаты, которые наглядно показывают картину усвоения детьми знаний о профессиях взрослых и воспитания чувство уважения к трудящимся людям.

В результате проведенной работы у детей значительно повысились знания и представления о профессиях взрослых. 78% детей показали высокий уровень представлений о труде взрослых и 86% детей показали высокий уровень знаний о профессиях взрослых. Кроме того, дети овладели умениями коллективно планировать совместную игру, договариваться с играющими об общем игровом замысле, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений в общей деятельности, строить разнообразные сюжеты, согласовывая творческие индивидуальные замыслы с партнерами сверстниками. Они умеют замечать и реагировать на эмоциональное состояние партнера, вести ролевой диалоги выстраивать ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировались представления о разнообразии профессий взрослых, сформировалось ценностное отношение к труду родителей, бережное отношение к результатам труда взрослых. Данные работы подтверждают предположение о том, что организация сюжетно-ролевых игр является эффективным средством при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Итоговый этап:

 1.Оценка эффективности работы - итоговая диагностика (май 2024г.)

 2.Обобщение опыта - определение перспективы в дальнейшей работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...

Презентация к докладу "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Презентация к докладу "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...