Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)

Долгачева Лариса Васильевна

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с малой Родиной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patrioticheskih_chuvstv_u_detey_.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с малой Родиной

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В. А. Сухомлинский.)

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Во время работы с детьми, столкнулась с тем, что ребята не знают природу родного края, достопримечательности нашего региона, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут. На этой основе выбрала тему «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с малой родиной»

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю было продумано, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Весь познавательный материал был распределён равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно в определённой системе:

Для более глубокого анализа проблемы было проведено анкетирование: «Какие мы родители». Которое показало, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т. к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Так как эффективность нравственно-патриотического воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи, свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями.

Для решения данной проблемы используются разные формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, консультации: «Нравственное воспитание дошкольника в семье»; «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Дошкольное детство – важный период формирования нравственных качеств»; «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»; «Чтобы полюбить – надо узнать…» (о родном крае) и др., выставки семейного творчества на темы «Я и моя станица!», «Осенний вернисаж», «Зимушка-Зима», «Земля – наш общий дом» и др.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

1. Я и моя станица.

2. Природа родного края.

3. История станицы в памятниках и архитектуре.

Знакомим детей с ближайшим окружением детского сада, его территорией, улицами, прилегающими к нему. Разработали проекты «Моя семья», «Мой микрорайон», «Город в котором я живу».

Рассматривали репродукции картин, смотрели мультфильмы, заучивали

стихи, песни, пословицы и поговорки о семье, дружбе, пальчиковые игры.

Читали художественную литературу, рассматривали семейные

фотографии.  

Изготавливали подарки к праздникам.

Оформляли выставки рисунков «Портрет любимой мамы», «Мой папа», «Моя семья», «Улица, на которой я живу». Организовывали концерты для родителей.

Провели серию бесед и занятий - «Моя мама», «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Улица на которой я живу», «Мой микрорайон» и др.

Играли в различные игры: сюжетно-ролевые, строительные, игры-драматизации по сказкам, дидактические и словесные игры.

Используются дидактические игры: разрезная картинка — «Собери флаг, герб», «Шкатулка загадок», «Сложи узор», «Узнай по описанию», «Знатоки Брянска».

В тематическом блоке «Природа родного края».

Знакомя детей с природой Кубани, учим их наблюдать, видеть красоту родного края, трудиться на участке детского сада и сохранять чистоту.

В тематическом блоке «История станицы в памятниках и архитектуре».

Были проведены занятия и беседы на такие темы: «Памятники нашей станицы», «Путешествие по родному краю», «Их именами названы улицы», «День победы».

Используются дидактические игры: разрезные картинки — «Узнай по описанию», «Где находится памятник?», «Знатоки», «Расскажи про свою станицу» и др.; сюжетно-ролевые игры: «Мы солдаты», «Наша Армия родная», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала и др.

Проводятся праздники патриотической направленности.

В ходе совместных с родителями праздников узнаем, как отмечают масленицу (проводы зимы, когда пекутся блины, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В работе с детьми используются игры народного характера: «Ворон», хороводная игра «Встали, встали в хоровод!», «Золотые ворота», «Ручеек»; инсценируем русские народные сказки, потешки.

Окружающая ребенка среда является средством нравственно-патриотического воспитания. Чтобы она была интересной, разнообразной и развивающей для детей, была создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме и др. Были подобраны специальные художественно – дидактические пособия:

Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток.

«Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме», «Стихи о Кубани», «Пословицы, поговорки о труде», «Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Подготовила Долгачева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"

Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Путешествие в историю. Поддерживать интерес к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях....