ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА
рабочая программа

Бирюкова Наталья Анатольевна

Программа дополнительного образования по ритмике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tantsevalnaya_palitra.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА №460)

___________________________________________________________________

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru  http://sch460uv.mskobr.ru 

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

 

Принята на заседании

Педагогического Совета

Протокол №4

от «18» июня 2021 года

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №460

Д.А. Шестаков

Приказ №01-ОД-ШП2-20

от «31» августа 2021 года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»

Направленность: «Художественная»

Уровень программы: «Ознакомительный»

Возраст учащихся: 3-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор составитель:

 Бирюкова Наталья Анатольевна

                                           



Москва, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время преобразования в духовной сфере жизни общества придается особенно большое внимание. Возрастает необходимость повышения роли искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Современные научные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Н.Г. Александровой, А.И. Бурениной свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры и как составляющую ее часть музыкально-ритмические способности, нужно начинать в дошкольном возрасте.

     Музыкально-ритмические движения имеют целью активизировать музыкальное восприятие детей, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь проявить их музыкальные и творческие способности.

     Занятия музыкально-ритмическими движениям, в отличие от физических нагрузок, мягко, щадящее, ненавязчиво, в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепоститься.  

     Новизна программы предусматривает обобщение и расширение педагогического опыта по созданию педагогических условий, способствующих развитию художественно-эстетического вкуса детей дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства в системе дополнительного образования.

     Актуальность заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и современной музыке, раскрытии в детях музыкальных способностей.

     Цель программы. Формирование средствами музыки у детей навыков ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи программы:

  • развивать умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
  • формировать танцевальные умения и навыки;
  • познакомить с основами классического, народного и современного танцев;
  • развивать творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности;
  • развивать темпо-ритмическую память;
  • развивать эстетический вкус, культуру поведения, общения, художественно-творческие и танцевальные способности;
  • развивать правильное дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
  • развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • прививать доброжелательное отношение друг к другу;
  • формировать волевые качества личности.

     Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

     Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

     Принимаются все желающие.

     Срок реализации 2 года.

     Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

Младший, средний возраст – 2 раза в неделю по 15-20 минут.

Старший возраст – 2 раза в неделю по 25-30 минут.

     Форма организации занятий – групповая.

Ожидаемые результаты:

  • развитие музыкальности;
  • становление музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении;
  • привитие музыкального вкуса, способствующего развитию художественно-творческим способностям.

Программа «Танцевальная палитра» модифицированная на основе программ:

Т.Ф. Кореневой «Музыка, движение, здоровье»;

Н.А.Щербаковой «От музыки к движению и речи»;

А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»;

Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»;

С.Железнова и Е.Железновой «Методика раннего развития»

Количество занятий  

2 занятия в неделю

Возрастные группы  

от 3 до 4 лет и от 5 до 7 лет

Целеполагание  

Нетрадиционные методы формирования активного восприятия музыки у детей дошкольного возраста

Ожидаемые результаты

Воспитание волевых и нравственных черт характера.

Воспитание коллективизма.

Развитие координации движений, ловкость и быстроту реакции.

Развитие творческих способностей.

Развитие художественно-эстетического вкуса.

Улучшение общего состояния здоровья.

Материально-техническое обеспечение

Музыкальный зал, фортепиано, музыкальный центр, аудионосители, ноты, музыкальные инструменты, атрибуты

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

  1. Музыкально-ритмический движения.
  2. Азбука движений.
  3. Этюды, танцы.
  4. Весёлый тренинг.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Творческие задания и игры.

Раздел 1

Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности:

  • формируют музыкальное восприятие;
  • дают представления о выразительных средствах музыки;
  • обогащают запас музыкальных впечатлений;
  • развивают чувство ритма;
  • формируют умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке;
  • формируют умение определять характер музыки, метроритм, строение;
  • формируют умение согласовывать музыку с движением.

Раздел 2

Азбука движений содержит элементы экзерсиса, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют:

  • развитию и укреплению мышц;
  • исправлению осанки;
  • умению владеть своим телом;
  • совершенствуют двигательные навыки;
  • благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

     Задачей на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.

     В процессе обучения учитывается физическая нагрузка, не допускается перенапряжение, обращается внимание на правильное дыхание.

Раздел 3

   Музыкальные этюды и танцы:

  • Формируют активность детей в пляске.
  • Учат воспроизводить движения, показываемые взрослым.
  • Развивают динамический слух, чувство ритма.
  • Формируют плясовые навыки.
  • Развивают координацию движений, слуховое внимание.

Раздел 4

     Веселый тренинг:

  • Увеличивает подвижность в плечевых суставах и подвижность в суставах нижних конечностей.
  • Формирует навыки правильной осанки.
  • Развивает координацию движений.
  • Развивает мышцы рук, ног, брюшного пресса.
  • Способствует развитию гибкости в мышцах.

Раздел 5

  • Развивают восприятие.
  • Способствуют развитию творческой деятельности.
  • Активизируют моторику рук.
  • Учат детей концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  • Развивают память и интеллект.

Первый год обучения (от 3 до 4 лет)

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов (ч/м)

Всего

Теория

Практика

1.

Восприятие музыки

6

-

6

2.

Основные виды движений

8

2

6

3.

Общеразвивающие упражнения

10

2

8

4.

Имитационные движения

5

30

4.30

5.

Плясовые движения

8

1

7

6.

Упражнения на ориентировку в пространстве

5

1

4

7.

Творчество

7

30

6.30

8.

Игры с пением

2

30

1.30

9.

Подвижные игры, хороводы

5

30

4.30

10.

Коммуникативные игры

5

30

4.30

11.

Развитие и тренировка психических процессов

3

-

3

12.

Итого

64

8.30

55.30

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

1. Развитие музыкальности

  1. Воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями.
  2. Обогащение слушательского опыта – эмоционально откликаться на знакомые плясовые, маршевые мелодии, народные и детские песни.
  3. Развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.).
  4. Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко – тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-х частные формы произведения (с контрастными по характеру частями).

2. Развитие двигательных и умений

2.1. Умение передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

Основные:

  • ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), бег легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
  • прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», поскоки (4-й год жизни).

Общеразвивающие упражнения:

  • на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа.

Имитационные движения:

  • разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса).

Плясовые движения:

  • простейшие элементы народных плясок.

 

3.  Развитие умений ориентироваться в пространстве

3.1.     Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

4.  Развитие творческих способностей

  1. Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.
  2. Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку.
  3. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

5.  Развитие и тренировка психических процессов

5.1.  Развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, координировать слуховые представления и двигательную реакцию.

5.2.   Развитие умения выражать эмоции радости, грусти, страха, например, «зайчик испугался», «мишка радуется меду» и др.

5.3.    Развитие умения изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом.

5.4.   Развитие умения выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь.

6.    Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

6.1.   Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике.

6.2.   Воспитание умения вести себя в коллективе, формировать чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

Показатели развития

     Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто), выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность. Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.

Второй год обучения (от 5 до 7 лет)

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов  (ч/м)

Всего

Теория

Практика

1.

Восприятие музыки

6

-

6

2.

Основные виды движений

8

2

6

3.

Общеразвивающие упражнения

10

2

8

4.

Имитационные движения

5

30

4.30

5.

Плясовые движения

8

1

7

6.

Упражнения на ориентировку в пространстве

5

1

4

7.

Творчество

7

30

6.30

8.

Игры с пением

2

30

1.30

9.

Подвижные игры, хороводы

5

30

4.30

10.

Коммуникативные игры

5

30

4.30

11.

Развитие и тренировка психических процессов

3

-

3

12.

Итого

64

8.30

55.30

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ПЯТИ ДО СЕМИ ЛЕТ

1. Развитие музыкальности

  1. Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, какие это музыкальные произведения, и кто композитор.
  2. Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру                      музыкальными сочинениями.
  3. Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании.
  4. Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3х-частные формы произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо.
  5. Развитие способности определять жанр музыкального произведения – танец (пляска, вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по характеру), уметь выражать соответствующими движениями.

2. Развитие двигательных качеств и умений

Основные:

  • ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
  • бег легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  • прыжки на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой, боковой), поскоки разной амплитуды.

Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения на различные группы мышц, различный характер и способ движения (упражнения на плавность движений, махи);
  •  упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Имитационные движения:

  • различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.).

Плясовые движения:

  • элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации;
  • танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве

  1. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, несколько кругов, становиться в пары, друг за другом, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

4.  Развитие творческих способностей

  1. Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации.
  2. Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.
  3. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям

5.  Развитие и тренировка психических процессов

  1.  Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения по фразам.
  2.  Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений).
  3.  Развитие умения выражать различные эмоции: радость, грусть, страх, тревогу, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например, «рыбки легко и свободно резвятся в воде», «кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

  1.  Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам, например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения.
  2.  Воспитание культурных привычек в процессе группового общения: выполнять все правила без подсказки взрослых (пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее, на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.).

Показатели уровня развития детей

      Выразительно исполнять движения под музыку, уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений. Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений. Точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях.

ЛИТЕРАТУРА

  • Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., Музыка, 1987;
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., Просвещение, 1967;
  • Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. - М., Айрис-пресс, 2006;
  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие. - M., Владос, 2001;
  • Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. - М., Просвещение Владос, 1994;
  • Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально– ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб, 2001;
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – СПб, Музыкальная палитра, 2006;
  • Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., Музыка, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальные материалы. Архив танцевальных постановок на различные праздники в детском саду

http://youtu.be/Pcoh5q38dRkhttp://www.youtube.com/watch?v=_2n9Utl55bIhttp://youtu.be/VAT4qkXGOhwhttp://youtu.be/zN9cUNSI4aghttp://youtu.be/_cCr-wAwDeohttp://youtu.be/v7Qv3fh-vgQhttp://youtu.be/fo12TSj...

Сценарий танцевального вечера "Путешествие на планету "Танцевальная"

Праздник танца воспитанников танцевального кружка "Ручеёк" д\с "Золотая рыбка"....

Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика"

Музыкально-дидактическая игра поможет в создании условий для творческих проявлений детей в танце, послужит для развития интереса к данному виду музыкальной деятельности, предназначена для детей 6-7 ле...

Сценарий танцевального досуга для родителей и детей подготовительной группы «Танцевальная массовка»

Сценарий разработан с целью активно  и с интересом провести совместную деятельность между родителями и их детьми с помощью педагогов ДОУ....

«Танцевальная палитра»

Цель: закрепление пройденного материала.Задачи: - Продолжать учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену  частей музыки. Запоминать и соблюдать последовательность плясовых дви...

Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"

Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...