Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
консультация (младшая группа)

Титова Александра Игоревна

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, то есть сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_2_1.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество, а также принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, то есть сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность.

Основная характеристика детей раннего возраста - ситуативность. Ребенок может думать, чувствовать, делать только то, что видит здесь и сейчас. В данном возрасте важен режим дня, ритм повседневной жизни. Основным условием успешного развития является обеспечение двигательной активности ребенка. Активность проявляется в контексте определенной предметной ситуации, где важен характер совместной деятельности со взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает логику и способы употребления предметов, окружающих его. Именно предметная деятельность определяет формирование навыков гигиены и самообслуживания.

Для развития детской инициативы и самостоятельности в младшем дошкольном возрасте основными методами и приемами являются:

  игра;

 улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

 создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

 предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

Для поддержки детской инициативы педагог должен:

  1. Уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы.
  2. Организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности.
  3. Расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно; уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов.
  4. Поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы.
  5. Создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата.
  6. Поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата.
  7. Внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

24.17. Для организации самостоятельной деятельности детей в группе создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребенком ее содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое).

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Нами были созданы несколько игр, направленных на развитее мелкой моторики и на сенсорное развитее детей младшего дошкольного возраста.

  Это игры:

 «Зонтик» - изучение   форм, геометрических фигур, цвета.

«Игра «Сенсорные мешочки», направленная на развитие сенсорных представлений.

«Игра цветные дорожки», «Игра посади «Овощи на грядку» -направленная на развитие цвета и сенсорных представлений.

Игра «Монетки», «Шнуровка»,

«Игра найти предмет такой же формы» и т д.

В своей работе мы стараемся постоянно трансформировать и наполнять предметно-пространственную среду.

Ведь именно предметно-пространственная среда – одно из условий поддержки детской самостоятельности и инициативности.

24.16. Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может включать:

чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, и так далее;

индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;

работу с родителями (законными представителями).

В свою очередь, нами была проведена работа с родителями, по оформлению шкафчиков детей в раздевалке. Эта работа была направлена на то, чтобы показать индивидуальность каждого ребенка, его увлечения и интересы. Ведь каждому малышу или малышке, будет приятно увидеть,  рассказать или показать   свои увлечения. Таким образом, мы постарались обратить внимание родителей, на индивидуальные особенности своих детей.

Что же происходит, когда педагог отказывает в самостоятельном действии?

Разрушаются мотивация, самостоятельные действия и мышление. Зачем ребенку в следующий раз что-то делать, если за него выполнит работу педагог или родитель. Возникает пассивность, пропадают любознательность и желание довести дело до конца, потому что становится неинтересно. И как следствие, страх потерпеть неудачу (разлить, уронить, не так сделать).

Процесс формирования самостоятельности можно разделить на несколько этапов:

 – инициативность;

 – целеустремленность;

– самоорганизация и самоконтроль.

Поначалу формирование самостоятельности действий ребенка примитивно мы просим ребенка положить мячик в корзинку, поднять игрушку, помыть куклу, принести сапожки. Ребенок будет выполнять эти действия бесцельно. Но когда появится цель и он сможет сказать, зачем это делает, вот тогда и появляются задатки самостоятельности. Как только ребенок поймет цель своих действий, появится инициативность, подразумевающая проявление самостоятельности. Когда взрослый замечает проявление инициативности, значит, у ребенка начинает формироваться самостоятельность. Проявление инициативы – показатель самостоятельности. В этот момент очень нужна помощь взрослого. Регулярная помощь со стороны взрослых ведет к целеустремленности ребенка. Это еще одна составляющая самостоятельности, направленная на получение результата. Развиваются усидчивость, настойчивость, организованность, стремление добиться цели, получить результат. Целеустремленность достигается личным примером педагога и родителя. Поддержка инициативы со стороны родителей и педагогов особенно значима, так как действия не всегда могут быть небезопасными (например, умение вырезать ножницами). Важно не отмахнуться, предостеречь, а помочь преодолеть и добиться цели.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

 1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

 3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Мотивировать ребенка путем создания ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».

Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце ОД или совместной деятельности предложить детям, что можно из того что узнали использовать потом. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую  эмоциональную  окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...

" Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду....

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...

Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного ра...

Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество, а также принци...