Дидактическое пособие «Сказочное царство»
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Мария Борисовна Петрова

                                                       

 

      Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок

сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В

процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение,

фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для

хорошей игры на сцене.

    

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пособие " Сказочное царство"34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Сказочное царство»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

В. А. Сухомлинский

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок

сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В

процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение,

фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для

хорошей игры на сцене.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в

содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного

учреждения. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Работая в младше-средней группе над темой самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника», поставила перед собой цель: познакомить детей дошкольного возраста с понятием «театр» и приобщить детей к миру театрального искусства посредством театрализованных и режиссерских игр. Разработала данное пособие. Именно театр, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в дошкольном возрасте.

Реализация поставленной цели помогает решить следующие задачи:

• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества согласно возрасту.

• Активизировать и обогащать словарный запас.

• Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

• Развить воображение, мышление, речь, память и эмоциональную отзывчивость, чувство видения пространства сцены, а также поддерживать интерес детей к театральной деятельности (в соответствии с их возрастными особенностями).

• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Пособие «Сказочное царство» развивающие, многофункциональное, экологическое и безопасное, предназначено для детей с 3-х лет. Детали изготовлены из картона и фетра для игр и показа театра на липучках, собраны в коробку, которая легко переносится. Пособие включает в себя:

1) Различные виды театра:

- театр на липучках по сказкам: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»

- пальчиковый театр по сказке: «Теремок»

- театр на палочках (штоковый) по сказкам: «Кот и лиса», «Теремок», «Колобок»

- театр на ложках по сказкам: «Колобок», «Теремок», «Лиса, заяц и петух»

- теневой театр по сказкам: «Маша и медведь», «Колобок», «Репка», «Теремок», « Три поросёнка»

- театр перчаточных кукол по сказкам: «Три поросёнка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь», Лиса и волк»

- театральные маски

2) Различные дидактические игры:

- «Сказочные прищепки»;

- «Кто лишний?»;

- «Сказочные заплатки»;

- «Какая сказка спряталась»;

- «Сказки на липучках» (на игровых полях и на самом пособии «Сказочное царство»);

- «Угадай эмоцию»;

- «Теремок»,

3) Дополнительные материалы:

- мнемотаблицы

- фоны для проигрывания театра;

- сценарии спектаклей: «Колобок», «Теремок», « Кот и лиса», « Репка»,

« Маша и медведь», « Три поросёнка».

В пособии имеется ширма, где крепятся декорации для показа театра по сказкам.

Играть с пособием можно, как в индивидуальной работе, так и с небольшими группами детей. Это именно то средство, которое подразумевает собой применение индивидуального подхода, и в то же время привлекающее внимание почти всех детей, так как детям очень нравится инсценировать уже известные произведения, а также фантазировать, придумывать различные сюжеты для обыгрывания при помощи самодельных фигурок-персонажей. Ребята учатся коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Пособие соответствует возрастным и индивидуальным особенностям его можно использовать во всех образовательных областях, на различных занятиях и в самостоятельной игре.

Данное пособие является актуальным, так как театрализованная деятельность является мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры.

В результате использования данного пособия «Сказочное царство» у детей формируются следующие умения и способности:

- выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступать перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- уважать труд взрослых и детей, бережно относиться к театральным игрушкам, дидактическим играм, декорациям.

- умение взаимодействовать с партнером по сцене.

Описание игр

Дидактическая игра «Сказочные прищепки»

Цель игры: вспомнить знакомые сказки, развивать

внимание, мышление и речь, развивать любовь

к художественной литературе; развивать

мелкую моторику рук.

Задачи:

  • улучшение мелкой моторики, усиление мускулатуры кистей и пальцев;
  • совершенствование восприятия форм, цветов, размеров;
  • развитие пространственного восприятия;
  • стимуляция речевых способностей;
  • расширение знаний об окружающим мире;
  • изучение счета, формирование математических представлений;
  • стимуляция творческой активности, развитие воображения;
  • развитие восприятия органами слуха и зрения;
  • улучшение памяти, концентрации внимания;
  • формирование позитивного эмоционального состояния.

Ход игры: Вариант № 1: (индивидуальная работа) Ребенку выдаются

картонные круги с изображенными на них сказками.

«Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба»

Затем отдельно в мешочке прищепки с изображенными на них героями

сказок. Они перемешаны между собой. Педагог

предлагает ребёнку помочь героям найти свою

сказку.

Вариант № 2: (коллективная игра) когда детям раздаются круги

со сказками с уже прикрепленными на них прищепками,

но прикрепленными неправильно. При этом

предлагается исправить и поменяться героями из сказок, перепутанные сказки восстановить. Можно попросить детей прикрепить

прищепки не просто так, а в определенной

последовательности по кругу, в том порядке, в каком они

появлялись в сказке. Вариантов много, игру можно

усложнять, дополнять и разнообразить по усмотрению.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Цель игры: развитие логики и долговременной памяти.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены сказочные персонажи и просит детей назвать предмет или героев из сказок (имя, название сказки). После того как герои и предметы названы, воспитатель предлагает назвать «лишнее» и объяснить, почему.

Дидактическая игра «Сказочные заплатки»

Цель: Развитие зрительного восприятия и логического мышления.

Задачи:

- Научить детей подбирать соответствующие "заплатки" по форме и рисунку; формировать представление о геометрических фигурах

- Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать, развивать мелкую моторику рук.

- Воспитать усидчивость у детей, способность продуктивно участвовать в совместной деятельности, желание сохранять дружеские взаимоотношения с детьми, умение работать в коллективе, интерес к игре.

Ход игры: Вариант № 1: (индивидуальная работа) Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним выкладываются маленькие карточки – «заплатки». Ребенок должен подобрать нужную «заплатку» (по рисунку и форме).

Вариант № 2: (коллективная игра) Детям выдаются по карточке с отсутствующей частью. Ведущий держит карточки - «заплатки» в руках картинкой вниз. Ведущий показывает карточки – «заплатки» детям. Дети должны узнать свою «заплатку» и сказать об этом.

Дидактическая игра «Какая сказка спряталась»

Цель игры: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Ход игры: ребенок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает ее.

Преимущество мнемотаблицы:

- Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.

- У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Дидактическая игра «Сказки на липучках» (на игровых полях и на самом пособии «Сказочное царство»)

Цель игры: в игровой форме научить ребенка выполнять различные действия, развивать память, мышление, творческие способности.

Задачи:

- Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.

- Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.

- Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.

- Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Ход игры: сначала воспитатель показывает, как бы театрализуя представление, и при этом рассказывает сказку — потом предлагает это сделать ребенку. Повторяя за воспитателем, ребенок учиться пересказывать сказку сам, постепенно запоминая события и действия героев. Затем ребенок может придумать свою, авторскую историю.

Дидактическая игра «Угадай эмоцию»

Цель игры: учить детей узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Задачи:

- обучение способности узнавать определенные положительные и отрицательные эмоции;

- развитие способности по мимике, жестам, интонациям определять эмоциональное состояние человека;

- социализация, развитие коммуникабельности, отзывчивости, дружественности;

- улучшение концентрации внимания, пространственной ориентации;

- развитие логического и творческого мышления, речевых навыков, умения строить диалог и монолог;

Ход игры: Вариант № 1: На столе картинкой вниз выложить эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать картинку эмоционального состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант № 2: Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.

Дидактическая игра «Теремок»

Цель: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с использованием дидактической игры.

Варианты заданий.

Вариант № 1: «Вспомни сказку»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Ход игры: Педагог показывает героев сказки.
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывает сказку).

- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

Вариант № 2: «Угадай, чей голосок?»

Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Ход игры: Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

Вариант № 3: «Кто, где живёт?»

Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.
Ход игры: Педагог размещает зверей в кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между.

Вариант № 4: «Посели жильцов»

Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры: Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на четвёртом этаже.
Лиса – на втором посередине .
Медведь – на первом этаже справа.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на третьем этаже слева.
Волк – на первом этаже слева.

Вариант № 5: «Инсценировать сказку «Теремок»
Цель:
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.


Вариант № 6: «Отгадай, кого не хватает»

Цель: развивать познавательную активность и внимание дошкольников.

Вариант № 7: «Отгадай героя сказки».

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры: Педагог загадывает загадку, а дети изображают персонажей сказки в движении.

Вариант № 8: «Назови правильно детенышей (детёныша)!»

Цель: упражнять детей в употреблении единственного и множественного чисел.

У лисы – лисята, лисёнок
У волка – волчата, волчонок
У зайца – зайчата, зайчонок и т.д.

Преимущество использования данной многофункциональной дидактической игры:

1. Доступность для детей дошкольного возраста.

2. Простота и удобство использования.

3. Возможность использования нескольких вариантов игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие: "Сказочный фартук".

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия: "сказочный фартук"....

Презентация дидактического пособия "Два Царства цвета"

Презентация дидактического пособия "Два Царства цвета"...

Паспорт дидактического пособия "Два Царства цвета"

Паспорт дидактического пособия "Два Царства цвета"...

Дидактическое пособие "Сказочный театр на палочке"

Для реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Социально- коммуникативное развитие»...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР

АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...

Дидактическое пособие "Сказочная поляна"

дидактическое пособие своими руками...

дидактическое пособие "сказочная избушка"

-основные задачи:Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, прививать любовь к устному народному творчествуРазвивать память, мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук ребенкаВо...