Родительское собрание в ДОУ "Родители и педагоги - два берега одной реки"
методическая разработка (средняя группа)

Клюева Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

Родительское собрание в ДОУ

«Родители и педагоги - два берега одной реки»

Клюева Ирина Александровна,

воспитатель

р.п. Ардатов, 2024г.

За всю историю человечества сложились две ветви воспитания детей: общественное и семейное. Каждая ветвь представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими возможностями в формировании личности ребенка. Детский сад и семья – два общественных института, которые стоят у истоков будущего.

Однако,  педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.  В Законе “Об образовании РФ” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Одной из важнейших проблем в дошкольном возрасте является то, что родители стараются переложить всю ответственность в этих направлениях на воспитателей. Поэтому  важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения (детского сада, а в последующем - школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Успешность решения задач воспитания и обучения ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия воспитателя и родителя.

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагоги и родители должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Ведь педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителям по их воспитанию.  Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для формирования базовых семейных ценностей, так как ребенок доверяет родителям, он эмоционально отзывчив, и искренен в своих чувствах. Для поддержки семейного воспитания и повышения уровня общей психолого-педагогической компетентности родителей мною было организовано родительское собрание с элементами  деловой игры  на тему «Родители и педагоги - два берега одной реки». Ценность мероприятия состоит в наличии практического и теоретического материала направленного на установление доверительных отношений между детским садом и семьей.

Родительское собрание

«Родители и педагоги - два берега одной реки»

Цель: поддержка семейного воспитания, содействие  формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей  дошкольного возраста.

Задачи:

- содействовать повышению роли семьи и ее значения в жизни ребенка, возможности переоценки значимости родителей в воспитании и развитии детей;

- вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности дошкольников;

- способствовать установлению тесного взаимодействия и сотрудничества воспитателя с семьями воспитанников.

Форма проведения: встреча с элементами деловой игры.

Участники родительского собрания: родители, воспитатели.

Предварительная работа:

- Оформление приглашений для родителей, с обратной стороны которых нарисован  один из смайликов  https://www.downloadclipart.net/large/sunglasses-emoji-png-transparent-photo.png https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-10/1696438345_gas-kvas-com-p-kartinki-smailik-radostnii-1.jpg.  Данные приглашения педагог просит принести на мероприятие и в дальнейшей они  используются для разделения участников игры на команды (социо-игровая технология).

  - Подготовка  мультимедийной презентации к мероприятию (Приложение №2).

 Материал: бланки для ответов с изображением солнышка, цветочка и тучки; фишки красного, желтого и зеленого цвета; клубок ниток; таблички со смайликами  https://www.downloadclipart.net/large/sunglasses-emoji-png-transparent-photo.png https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-10/1696438345_gas-kvas-com-p-kartinki-smailik-radostnii-1.jpg; бланки с  заданиями для «Копилки обязанностей»; солнышко, лучики на каждого родителя.

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и детский сад (слайд №1). Тема нашей сегодняшней встречи «Родители и педагоги - два берега одной реки».

Давайте посмотрим на экран (слайд №2). Что изображено на картинке?
         Родители: Губка.
       
Воспитатель: Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
          Родители:  Она хорошо впитывает жидкость.
         
Воспитатель:  Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

Родители:  Губка станет синего цвета.

 Воспитатель:  А если мы вольем в губку красную жидкость?

Родители:  Губка станет красной.

 Воспитатель: А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

 Родители:   Губка станет непонятного, неопределенного цвета.

           Воспитатель: В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию, так и наши дети, подобно губке, впитывают в себя все то, что «вливают»  в него взрослые. Мы как большая семья, должны действовать вместе (слайд №3). Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям. 

Я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Знаете ли вы ваших деток» (слайд №4). На бланках я предлагаю вам ответить на вопросы, касающиеся возрастных особенностей  детей 4- 5 лет. Если ребёнок самостоятельно выполняет данное действие, то ставите «галочку» напротив солнышка; если не всегда выполняет или не совсем правильно – цветочка; а если не выполняет совсем - тучки.

- Ребёнок самостоятельно моет руки, без напоминания перед едой, после посещения туалета.

- У него всегда при себе носовой платок.

- Не вмешивается в разговор взрослых, не перебивая, требуя к себе внимания.

- При встрече здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

- Не требует срочной покупки понравившейся вещи, громко крича и топая ногами.

-Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу?

 - На ваш взгляд  ваш ребенок ориентируется в частях суток?            

-  Знает ли ваш ребенок адрес проживания?                                            

- Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?

- Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал?          

 - Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук?                                          

   Вы смогли со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать в чем нужно помочь вашему ребенку. И так, нам есть над чем работать? Есть.

Воспитатель: Уважаемые родители, послушайте  стихотворение В. Шапова «Почему».

Сын пришел к отцу с вопросом: - Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом называется зерно?

Почему сосед-новатор? Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше? Почему бывает дым?

-Да отстань же ты, отстань же с почемучканьем своим!

Почему? Когда же? Где же?.. Всякий раз ответ один…

Постепенно стал всё реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний у почтенного отца

От волненья, огорченья изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына: Вызов в школу? Почему?

Что такое? В чём причина? Совершенно не пойму?

У других посмотришь, детки только радуют сердца,

Почему твои отметки - огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы причиняешь мне теперь?

 Почему других ты хуже? В толк никак я не возьму!

Отчего же, почему же? …В самом деле, почему?

В самом деле, почему так произошло с героями этого стихотворения? Мы, конечно же, не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам провести самоанализ ваших отношений с детьми с помощью фишек. Для этого вспомните ваши семейные вечера и дайте им оценку (слайд №5). Если вы поступаете так, как сказано в правилах, то выставляете на стол фишку зеленого цвета, если не всегда так - желтого, никогда так не поступаете - красного.

Игра - самоанализ.

1.Каждый вечер уделяю для ребёнка время на разговоры, игры, рассказы о своём детстве.

2.Рассказываю ребёнку сказки на ночь, о том, какой он добрый, умный, храбрый.

3.Вместе с ребёнком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их.

 4.Ребёнок не смотрит с взрослыми телепередачи для взрослых, не находится в той же комнате во время просмотра остросюжетных фильмов.

5.Перед сном совершаем прогулки с детьми.

6.Не рассказываем на ночь страшных историй.

7.Ребёнок никогда не ложится спать непрощённым.

8.Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.

9.Укладываем ребёнка в одно и то же время.

Если первые 3 пункта говорят о вашей любви, взаимоотношениях, контакте, то последующие - о вашей заботе, по созданию комфортных условий, необходимых для ещё неокрепшей нервной системы ребёнка. Посмотрите на фишки: если хотя бы один их пунктов не выполняется, это может привести к печальным результатам и отразиться на здоровье детей. А сигналом могут служить: агрессивность, упрямство, тревожный сон, страхи, капризы.

Воспитатель: А сейчас хочу предложить ещё одну игру «Хвастовство» (слайд №6), которая поможет нам узнать ваших детей поближе. Каждый из участников может похвастаться каким - либо качеством или умением своего ребенка. Берем клубочек, наматываем ниточку и передаем друг другу.  

Продолжим предложение «Что мне нравится в моем ребенке, так это..!».  

Уважаемые родители, посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединён ниточкой и не просто ниточкой, а нитью, которая нас связывает на протяжении нескольких лет и будет еще связывать - это воспитание наших малышей. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! 

Воспитатель:  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга (слайд №7). Необходимо помнить, «…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… »  (Из Концепции дошкольного воспитания).

Итак,  чтобы нам облегчить дальнейшее сотрудничество или взаимодействие педагогов детского сада и родителей, определить представления родителей об ответственности педагогов детского сада, закрепить представления родителей о собственных обязанностях, я вам предлагаю некоторую игру, не просто игру, а деловую игру, и назовем ее «Взаимопонимание».

А для этого нам нужно разделиться на 2 команды: педагоги и родители. Посмотрите, на обратной стороне ваших приглашений нарисован смайлик. Я прошу занять места за столом, где табличка соответствует вашему смайлику.

1 задание «Копилка обязанностей».

В «Копилке обязанностей» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Команде родителей я предлагаю  определить, что обязаны родители, а команде педагогов, что должны педагоги.

На столах  у каждой команды бланки с утверждениями:

  • Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»).
  • Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст.61).
  • Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст.65).
  • Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст.65).
  • Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей.
  • Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка.
  • Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка.
  • Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям.

Команды зачитывают результат. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что им было сложно соотнести некоторые понятия, так как они предполагают, тесное взаимодействие родителей и педагогов и могут решаться как теми, так и другими.

2 задание «Решение педагогических ситуаций»

В этом задании игры каждая команда должна решить по одной педагогической ситуации.

Команда родителей: 

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Команда педагогов:

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно. Что делать воспитателю?

3  упражнение «Портрет».

В завершении нашей сегодняшней игры, я вам предлагаю составить словесный портрет двух сторон, т.е. родителей и педагогов.

Задание команде родителей: создать словесный портрет того педагога, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Задание команде воспитателей: создать словесный портрет родителя, взаимодействие с которым успешно влияет на развитие личности ребенка.

Итак, вы составили портрет от каждой команды. Давайте зачитаем, какими бы хотели видеть воспитатели родителей, а родители воспитателей.

Надеюсь, данные портреты, созданные вами, помогут в дальнейшем вашем сотрудничестве, взаимодействии.

Уважаемые родители (слайд №9), нашу с вами деловую игру мне хочется закончить словами известного русского педагога Макаренко А.С.: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…».

Итак, сегодня мы с вами поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители «обязаны», а педагоги «должны».

И я надеюсь, что наш «мостик понимания» возведен и будет долго стоять, и соединять между собой две стороны – родители и педагоги.

Рефлексия «В лучах родительского солнца»

А сейчас возьмите по лучику, и как солнечные лучи согревают землю, напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка.

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребенком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу второпях.

Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю».

Вы все молодцы!!! Спасибо Вам большое за отзывчивость, внимание и активное участие.

Результативность мероприятия: Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия педагогов и родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» « Родители и педагоги – два берега одной реки»

Слайд 3

Воспитание детей в семье и детском саду должно преследовать единые цели и задачи, с которыми родители и педагоги должны быть ознакомлены вовремя и одновременно

Слайд 4

самостоятельно выполняет данное действие не всегда выполняет или не совсем правильно не выполняет совсем

Слайд 5

поступаю так не всегда так никогда «Игра-самоанализ »

Слайд 6

«Хвастовство» «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»

Слайд 7

«…дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…» (из Концепции дошкольного воспитания) Девиз нашей встречи: Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех.

Слайд 8

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги» А.С.Макаренко

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»

Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...

родительское собрание на тему "Родители и дети-два берега одной реки"

Повысить педагогические знания родителей по обучению и воспитанию  детей через совместную игровую деятельность....

Родительское собрание в средней группе «Родители и воспитатели - два берега одной реки»

Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей....

Родительское собрание «Родители и воспитатели - два берега одной реки»

Познакомить родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей 4-5 лет, с задачами образовательной работы на новый учебный год.Способствовать умению родителей наблюдать за ребенком, изучать...

"берега одной реки" - взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

В статье рассуждение о проблеме взаимодействия педагога с родителями воспитанников, о принципах взаимодействия, об ошибках со стороны педагога, а также родителей, как стать компетентным в сложном взаи...