Доклад с презентацией "Чтение через игру"
презентация к уроку (старшая группа)

Рожкова Анна Валерьевна

Слайд 1: Согласно ФГОС дошкольного образования "речевое развитие включает..развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование  звуковой аналитико - синтактической активности как предпосылки обучение грамоте".

          Не смотря на то, что во ФГОС дошкольного образования содержится данная формулировка, в реальности родительский запрос, а так же учителей начальных классов иные -"Научить дошкольников читать".

          Все мы знаем что игра - это основной вид деятельности дошкольника, и как не через игру мы можем обучить чтению ребёнка.

Слайд 2: В этом нам может помочь комплект развивающих  игр  В. Воскобовича.  Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. В ходе игр дети получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Дети в игровой форме осваивают азы чтения, а также учатся общению и взаимопониманию. Каждую развивающую игру В. Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее освоить то чему он учится через игру. В сюжете сказки дети помогают героям Царства "Попугавия", главным персонажем которого является "Король Попугай", выполняя различные задания и упражнения.

          В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, происходит развитие фонематического слуха, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.

 

Слайд 3: Первая игра по обучению чтению, которую я Вам хочу представить, это игра "Складушки". Она предназначенная для обучения детей чтению по складовой системе. Выучив все буквы, ребенку часто сложно их соединить в слово так чтобы оно звучало правильно. Занимаясь по предлагаемому пособию, можно избежать этих трудностей и ребенок, выучив буквы, сможет их легко и правильно соединять в слова и читать.
          Персонаж Лопушок помогает нам при изучении гласных и согласных звуков используемых в пособии «Складушки». При помощи песенного материала закрепляется акустическое звучание, повышается настроение. Слайд 4:  Первая карточка, самая главная, содержит только гласные звуки. В центре располагается рисунок, на котором изображены дети. Мальчик и девочка собирают гласные звуки в лукошко. Под рисунком располагается «главная песенка», где красным цветом выделены все ударные гласные. По бокам картинки четко написаны те же буквы, что и на рисунке, но в определенном порядке: слева – гласные, которые делают стоящие перед ним согласный твердым, а справа – мягким. Предлагаю вашему вниманию гласную песенку. ( включить песенку Гласные звуки).

 

Слайд 5: Остальные двадцать карточек построены по тому же принципу. Только по бокам картинки располагаются уже не только гласные, а слияние с согласными. Такие слияния и называются складами.

Вячеслав Вадимович, хорошо зная детей и то, что они любят, расположил на карточках и кошечку, и щенка, и лошадку, и многое другое. Все стихи – это слова песенок, которые записаны на диске, прилагаемом к книжке с карточками. Это хороший материал при отработке навыка слияния звуков в слоги так же для развития фонематического слуха.

            Игра Воскобовича "Складушки" хороша для детей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Таким детям обучение чтению по иллюстрированным карточкам будет в радость.

Все карточки игры могут быть преподнесены ребенку как домики одного городка под названием Складинск, а все герои песенок-стихов как его жители. По такому загадочному городу и предстоит путешествие. Целесообразно предлагать детям по одной карточке и начинать знакомство с ней с картинки.

          Можно поработать над развитием речи, задать вопросы что изображено на картинке. К этому комплекту идёт своя методика.

Слайд 6: Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, хорошо известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребёнка и его речевым развитием. Чем более ловкие и умелые пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться речь. Причём не только устная, но и письменная.

Серия игр "Ромашка", "Снеговик", "Яблонька","Парусник" способствуют развитию мелкой моторики, развивают навыки чтения и логического мышления у ребёнка, а также умение завязывать шнурки. Эти игры  помогут детям составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить новые слова. Для детей от 2 до 4 лет используется в качестве шнуровки для развития мелкой моторики кисти рук.

 

Слайд 7: Самой популярной игрой по обучению чтению детей является "Теремки Воскобовича". Выглядит она очень просто.

Слайд 8: Есть сундучок, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится),

Слайд 9: и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с сундучками соединяются вместе и таким образом составляются слова.

Слайд 10: Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых и 2 серых).

Слайд 11: а также 12 картонных сундучков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

 

Цвета теремков тоже не просто так разноцветные, каждый цвет имеет своё обозначение

 

 
 image

 

Белый теремок-                                     парные, звонкие, глухие согласные.

Голубые теремки-           

Желтые теремки -

 

 

Слайд 12: Лиловый теремок -   непарные звонкие согласные

                 Коричневые - непарные глухие согласные

                   Серебристый секретный теремок- непарный мягкий согласный Й, заменитель согласных.

 

Слайд 13: Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут в  позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин, и т.д.. это сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

 

Слайд 14: Так же есть знаковый "сундучок"  на котором изображены молоток, который обозначает ударение, красные точки имеют право заменить гласный звук, попугай и пустое окошко может заменять гласные и согласные буквы.

Сайд 15: На "крышке" сундучка изображены синяя и зелёная полоски, которые обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков.

 

Слайд 16: Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоить чтение.

Обучение чтению проходит в три этапа.

1 этап игры – знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Начинают знакомство с игр. Например: постройте сказочный город в котором живут буквы.   Можно предложить ребёнку придумать на заданный звук название животного который живёт в этом теремке. Точно так же обыгрываются другие теремки и выстраиваются в улицу.

2 этап «Знакомство со слогами. Слияние букв»

К этому этапу переходят после того, как ребенок хорошо запомнил все звуки и буквы. Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги.  Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги- выкладывает  сундучки в теремки. Разнообразить можно игрой. Например: шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить кубик в теремок. Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает-пропевает получившиеся слоги). Так можно поиграть со всеми теремками, а затем заменить синий кубик на зеленый.

Слайд 17: Обратите внимание малыша на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) появляется ушко. Например, если ребенок составит слог ЖЫ, над буквой Ы в арке окна появится ушко, это означает что мы так слышим, если поставить И то появляется карандашик, значит так правильно писать.

Слайд 18: Третий  этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов

Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр, семь из которых перечислены в инструкции к игре. Например, игра в «превращалки», где ДОМ легко превратится в ДЫМ, а ЛЁД в МЁД.

Следующая игра из комплекта "Чтение через игру" это

Слайд 19: «Теремки Воскобовича Ларчик»

Пособие "Теремки Ларчик" состоит из ковролинового игрового поля, сказочных образов попугаев на картоне и 91 модульного элемента с креплением на липучках. "Теремки Ларчик"— это фронтальная версия популярной игры "Теремки Воскобовича " .

 

Слайд 20: Филимон Коттерфильд и  попугаи Веник, Эник и Бэник учат детей читать с игрой  "Читайка на шариках". Эта  игра яркая,  красочная, качественная, состоит из двух пособий "Читайка на шариках" №1 и "Читайка на шариках" №2.С одной и той же игрой могут заниматься дети младшего и старшего дошкольного возраста. Игра начинается с простых действий, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

 

Слайд 21: "Читайки на шариках"  представляют собой 4 игровых поля, сделанные из плотной лощёной  бумаги с  цветной печатью. Карточки двухсторонние,  на них Вы найдёте разноцветные шары с буквами или слогами. Уголки на карточках загибаются по белым линиям, образуя новые слова. На каждой Читайке есть по 8 областей чтения с каждой стороны – это восемь и более  шариков в центре вокруг «Учёного попугая»  на Читайке 1 или «Учёного кота» на Читайке 2.Игра предлагает четыре варианта игры разной степени сложности.

Слайд 22: на жёлтых шариках (слова из двух, трёх букв), на красных( слова из трёх, четырёх букв)

Слайд 23: на зелёных шариках( слова из трёх-шести букв),на голубых (слова от трёх до  шести букв ).

 

Ребёнок загибает один уголок с буквами и составляет слово. Загибает другой уголок и составляет новое слово. Таким образом с помощью данного пособия можно составить и прочитать 128 слов.

 

Игра В.В. Воскобовича   «Читайка на шариках»  развивает: внимание, память, мышление, речь, цветовое  восприятие. Тренирует мелкую моторику кисти руки. Способствует расширению  активного словаря  детей названиями предметов и объектов ближайшего окружения.

Понимание терминов «слог», «звук», представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими, состоять из одного или нескольких слогов, умение составлять простые и сложноподчинённые предложения, будет способствовать лучшей учебе  детей в школе.

И в заключении я хотела бы сказать словами «Давайте играть, читаючи,

чтобы читать, играючи».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon chtenie_cherez_igru.pdf1.78 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...

Доклад на педсовет: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру"

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...

ДОКЛАД «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР»

       фольклорное воспитание...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно м...