Конкурс "Стена памяти"
методическая разработка (подготовительная группа)

Матей Юлия Михайловна

Проект "Стена памяти" подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_nasha_pobeda_matey_yuliya.docx954.35 КБ

Предварительный просмотр:

Матей Юлия Михайловна

Воспитатель детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Звездочка» г. Белоярский»

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, город Белоярский

ymatey@internet.ru

СТЕНА ПАМЯТИ


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Звездочка» г. Белоярский»

Проект: «Стена памяти»

подготовительная к школе группа

Подготовила работу:

Матей Юлия Михайловна

Воспитатель детей дошкольного возраста

г. Белоярский, 2024 г.

Актуальность

То, что действительно дорого, принимается нами и становится общей историей. От того как мы, взрослые, относимся к истории семьи, формируется и отношение детей к своей семье, к своей Родине. Задача духовно-нравственного воспитания детей остаётся одной из первостепенных. Какие резервы можно задействовать в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста? Конечно же, работа с родителями, с семьёй.

В современных семьях, подчас, вопросы на эту тему не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Поэтому, воспитание патриотизма детей дошкольного возраста должно начинаться с воспитания молодых родителей. Они первыми могут заинтересоваться и узнать, какие вехи в истории страны связаны с их семьями и передать этот бесценный дар своим детям.

Несмотря на то, что о Великой Отечественной войне говорят много, особенно в юбилейные годы, нужно признать, что современные дети имеют небольшое представление об этих годах. Но самое главное – забываются люди, жившие в эти страшные годы. Проведя опрос воспитанников подготовительной группы, мы выяснили, что многие из них не знают, как жили их предки в годы Великой Отечественной войны, кто воевал, кто трудился в тылу, кто тогда ещё был маленьким ребёнком, кто такие герои нашего села, чьи имена выбиты на обелиске….

Так родилась идея создания патриотической фотозоны с фотографиями родственников воспитанников, участвовавших в ВОВ.

Паспорт семейного проекта «Стена памяти»

Название проекта

«Стена памяти»

Тема проекта

Активизация самостоятельной исследовательской деятельности детей в партнерском сотрудничестве со взрослыми по реализации проекта

Тип проекта

Образовательный проект совместной деятельности, исследовательский, практико – ориентированный, групповой

Участники

Дети подготовительной к школе группе (6 – 7 лет), педагоги, родители

Сроки реализации

Долгосрочный

Цель проекта

Воспитание у воспитанников уважения к подвигу защитников Отечества и трудовому подвигу тружеников тыла в процессе оформления фотозоны «Стена памяти» с использованием семейного фотоархива воспитанников.

Задачи проекта

Образовательные задачи:

-Создать условия для формирования у детей интереса к истории Отечества моей семьи, своего народа;

- Привлечь внимание детей к истории Отечества моей семьи;

Развивающие задачи:

- Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.

Воспитывающие задачи:

- Создать условия для формирования бережного отношения к семейным фотографиям и наградам, уважительного отношения к людям старшего поколения;

- Создать условия для развития осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Проблема проекта

Совместное оформление фотозоны «Семейный архив», оформление персональных выставок «Герои моей семьи», «Спасибо деду за Победу», совместная исследовательская деятельность и защита мини – проектов поможет поддержать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

Предварительная работа

Для решения всех задач проекта необходимо было обеспечить взаимодействие педагогов и родителей. Для этого было проведено анкетирование. Оно помогло выяснить степень осведомлённости родителей историей своей семьи, наличием ветеранов фронтовиков и тружеников тыла, наличием наград, фронтовых писем, газетных вырезок и т. д. в семейных архивах и желанием семьи предоставить какие-либо материалы вниманию общественности (вариант анкеты представлен в приложении).

Взаимодействие с детьми было направлено на сохранение исторической памяти детей о событиях Великой Отечественной войны через просмотр видеофильмов о ВОВ, знакомство с песнями, танцами и стихами. Были проведены беседы: «Что я знаю о войне?», «Песни Победы, песни с которыми мы победили», «Зачем нужна Георгиевская ленточка?».

Ожидаемые результаты

Дети получат представления о ВОВ, о вкладе собственной семьи в общую Победу, научатся бережному отношению к истории своей семьи, своей Родины; будут осознанно относиться к празднику; получат опыт публичных выступлений, смогут поделиться своими знаниями, переживаниями.

Родители осознают необходимость изучения истории собственной семьи, получат опыт совместной исследовательской и творческой деятельности, возникнет потребность больше проводить времени с ребенком, быть активным соучастником в его деятельности и творчестве.

Педагоги ближе узнают семьи воспитанников, оформят фотозону «Семейный архив», наметят дальнейшую работу по этой теме, оформят выставки «Герои моей семьи», «Спасибо деду за Победу».

Этапы проекта

I этап – организационный: подготовка к внедрению проекта.

- Создание ситуации для возникновения интереса к войне в истории своей семьи через просмотр старого семейного альбома. В ходе беседы было выяснено, что дети мало знают о своих прадедах, не могут ответить на вопрос: «Кто из их семьи воевал в ВОВ»?

- Определение цели и задач проекта «Стена памяти»

- Создание творческой группы с распределением обязанностей по выполнению поставленных задач;

- Подбор информации из литературы, Интернет – ресурсов, опыта работы коллег по теме.

- Анкетирование семей воспитанников подготовительной к школе группе;

- Просмотр презентаций «Что ты знаешь о войне?», «Вечный огонь», «Памятники героям - освободителям»;

- Выбор детских предпочтений (кому, что интереснее делать);

- Консультация для родителей (примеры оформления боевых листков, выставок, выбор материалов, распределение ресурсов);

II этап – основной:

- Подведение результатов анкетирования родителей, консультации для родителей;

- Сбор фотографий ветеранов ВОВ;

- Музыкальная, художественная, игровая и творческая деятельность детей по теме проекта;

- Работа над мини – проектами об участниках ВОВ (родители с детьми);

III этап – заключительный:

- Оформление фотозоны «Семейный архив», оформленными родителями вместе с детьми;

- Проведение праздничного мероприятия «Мы помним! Мы гордимся!»;

- Защита детьми своих мини – проектов по теме исследования;

- Участие в параде и шествии «Бессмертного полка» в честь Победы в ВОВ.

Результат

Совместное оформление материалов, совместная исследовательская деятельность и защита мини – проектов поможет поддержать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

Дети активнее будут интересоваться историей своей семьи, рассматривать альбомы, делиться информацией друг с другом, педагогами, родителями.

Продукт

Оформление фотозоны «Семейный архив»

Проектная карта

Этап проекта

Содержание деятельности педагогов

Содержание деятельности детей

Содержание деятельности родителей

I этап – организационный

(февраль)

- Привлечь внимание детей к истории Отечества моей семьи в ходе реализации проекта;

- Подбор необходимых материалов, литературы, пособий;

- Консультирование родителей по оформлению фотозоны, источникам информации в сети Интернет.

- Знакомятся с книгами о войне, разучивают стихи, песни о Родине, Дне Победы и т. Д.

- Определяются с предпочтениями (кто и чем займётся).

- Знакомятся с темой проекта, отвечают на вопросы анкеты;

- Определяют для себя направление работы, степень участия в проекте;

- Поддерживают с детьми ситуативные беседы на тему ВОВ.

II этап –

основной

(март – апрель)

- Анализ анкет, подведение результатов;

- сбор фотографий, имеющейся информации о ветеранах;

-Подбор фонограмм, стихов, иллюстраций;

- Консультирование, помощь родителям по подготовке детей к защите мини – проектов. 

- Работают дома с родителями над оформлением мини – проектов;

- Помогают педагогам в оформление фотозоны;

- Поют, готовят стихи к празднику.

- Собирают материал о своих прадедах (посещают родственников, общаются в соц. Сетях, делают запросы на сайтах, в центральный архив Минобороны;

- Оформляют фотозону «Семейный архив».

III этап – заключительный

(1 – 8 мая)

- Организация посещения музея, библиотеки;

- Оформление фотозоны «Семейный архив»;

- Проведение праздничного мероприятия «Мы помним! Мы гордимся!».

- Защищают собственные мини – проекты;

- Принимают участие в Акции «Великая победа»;

- Принимают участие в праздничных мероприятиях в ДОУ и Параде Победы на центральной площади города.

- Принимают участие в праздничных мероприятиях в ДОУ;

- Участвуют в Параде Победы на центральной площади села и шествии «Бессмертного полка».

Заключение

Память – это воспоминания. Дни войны – это взрывы снарядов, вой мин, дым пожарищ, плач матерей. Мы вспоминаем всех, кто встал на борьбу с фашизмом. Память – это мы! Великая Отечественная война – это история нации. Она прошла через судьбы каждой советской семьи. Ведь вопрос тогда решался о жизни, о нашей жизни, о нашем сегодняшнем мирном дне. Мы должны помнить о войне, помнить тех, кто воевал, погиб, защищая будущее, то есть и нас тоже.

В вашей семье часто вспоминают своих родственников – участников Великой Отечественной войны, говорят о них с уважением и гордостью.  Ведь именно они, солдаты, тогда отстояли нашу Родину. Мы бережно храним фотографии и боевые награды, которые теперь стали вашей семейной реликвией и хранятся в семейном архиве. Сейчас, собрав эту информацию о ваших родственниках – участниках Великая Отечественная войны, я с уверенностью могу вам сказать, что память о них живет в наших сердцах.


Приложение 1

Анкета для родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ «Детский сад «Звёздочка» г. Белоярский

Уважаемые (ая)

Мы просим Вас принять активное участие в совместном проекте и, сначала, ответить на несколько наших вопросов. Очень надеемся на взаимопонимание и плодотворное сотрудничество.

1. Считаете ли Вы необходимым в доступной форме разговаривать дома с ребёнком о ВОВ?

А) Да

б) Нет

в) Пока рано

г) Не задумывались раньше

д) Другие варианты ответа

2. Как потомки воинов-освободителей, Вы ощущаете свою причастность к Великому празднику, чувствуете гордость за свою Родину?

А) Да

б) Нет

в) Не задумывались

г) Другие варианты ответа

3. Воевал ли кто-нибудь из Ваших родственников в ВОВ?

А) Да

б) Нет

в) Не знаем

г) Другие варианты ответа

4. Какова судьба тех, кто воевал?

А) Возвратился с фронта

б) Погиб в боях

в) Пропал без вести

г) Не можем ответить

д) Другие варианты ответа

5. Знаете ли Вы, где воевал Ваш родственник (родственники)?

А) Да

б) Нет

в) Точно не знаем

г) Другие варианты ответа

6. Если в данный момент Вы не располагаете необходимой информацией, каким образом поступите?

А) Узнаете информацию у родственников (людей старшего поколения)

б) Обратитесь в военкомат по месту жительства (призыва) ветерана

в) Поищите данные через Интернет-ресурсы или напишите письмо в Центральный архив Министерства Обороны

г) Откажитесь от поиска, оставив всё, как есть

д) Другие варианты ответа

7. Знаете ли Вы, кто из родственников во время войны трудился в тылу и был впоследствии награждён как участник трудового фронта?

А) Да

б) Нет

в) Не знаю

г) Другие варианты ответа

8. Сохранились ли какие-либо документы того времени?

А) Да

б) Нет

в) Другие варианты ответа

9. В семье у Вас (у старших родственников) и сейчас хранятся:

а) Военные или послевоенные фотографии

б) Письма с фронта (на фронт)

в) Вырезки из газет того времени

г) Награды (боевые, юбилейные и т. Д.)

д) Другие варианты ответа

10. Считаете ли Вы возможным поделиться историей своей семьи, рассказать о боевых и трудовых подвигах ваших родных в годы ВОВ?

А) Да

б) Нет

в) Надо подумать

г) Другие варианты ответа

Уважаемые родители! Мы очень надеемся, что дело, начатое сегодня, будет полезно не только детскому саду, но и каждой конкретной семье. Проходят годы, и остаётся всё меньше ветеранов. Пожалуйста, сообщите, есть ли в ваших семьях ветераны войны или участники трудового фронта, которые могли бы ещё прийти к детям и рассказать о том трудном военном времени. Мы с благодарностью пригласим всех на праздничное мероприятие в детский сад.

Информация, собранная в результате работы над проектом будет беречься, и передаваться дальше из поколения в поколение!


Приложение 2

Сценарий праздника «Мы помним! Мы гордимся!»

Зал празднично оформлен. Дети входят в зал. Дети садятся на стульчики.

Фон музыки, выходит ребёнок

Ребёнок: «Солнце светит, пахнет хлебом, 

          Лес шумит, река, трава. 

          Хорошо под мирным небом 

          Слышать добрые слова. 

          Хорошо зимой и летом, 

         В день осенний и весной 

         Наслаждаться ярким светом,

         Звонкой, мирной тишиной». М. Садовский. 

Звучит вальс 40-х годов. Выходят 4 пары танцуют вальс, останавливаются 

Вдруг музыка прерывается. В записи звучит песня «Священная война» А. В. Александрова. После первого куплета звук становится тише.

Звучит голос Левитата об объявлении начало войны.

Девочки одевают мальчикам пилотки, мальчики берут автоматы и уходят, девочки им машут платочками.

Ведущий: Давным – давно дымы не застят небес, и светел нив разлив,

         Где земляки стояли насмерть, собой Отчизну заслонив.

         На рубеже, омытом кровью, мы в память тех, кто шёл в бой,

         С благовоньем и любовью склоняем головы свои.

(дети склоняют головы)

Ведущий: Такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась великая отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяженный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб. Но люди не испугались, поднялись и пошли на встречу темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества.

Дети читают стихи.

Ребёнок: Летней ночью, на рассвете, 

        Когда мирно спали дети 

        Гитлер дал войскам приказ

        И послал солдат немецких

       Против всех людей советских – это значит против нас.

 Ребёнок: Он хотел людей свободных 

         Превратить в людей голодных

         Навсегда лишить всего, 

         А упорных и восставших 

         На колени не упавших, 

         Истребить до одного. 

Ведущий: Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли. Чтобы песни петь не смели, возле дома своего. Чтобы было все для немцев, для фашистов иноземцев, а для русских и для прочих, для крестьян и для рабочих, ничего. Ваши прабабушки и прадедушки ушли на войну, тогда они были очень молоды. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт. 

Песня «Балада о солдате»

Ребёнок: Вставай, народ! Услышав клич Земли,

         На фронт солдаты Родины ушли. 

         С отцами рядом были их сыны,

         И дети шли дорогами войны. 

        За Днепр и Волгу шли солдаты в бой, 

        Сражались за советский край родной, 

Ребёнок: За каждый город, каждое село, 

        За все, что на земле моей росло. 

        За детскую улыбку, светлый класс, 

        За мир, за счастье каждого из нас. 

        Мы о такой Победе и мечтали, 

        Стараясь заглянуть за край войны. 

        Но дымом заволакивало дали

        И только прибавляло седины.

Ведущий: Еще раз поздравляем всех с великим праздником Победы, желаем мирного неба над головой, здоровья, счастья и низко кланяемся всем ветеранам, которые дожили до этого дня. В честь Великой победы троекратное: ура, ура, ура!

Под песню «День Победы» дети торжественно уходят

                              

                                                      


Приложение 3

Сценка «Дети войны»

Сестра (кутаясь в шаль, играет с куклой): Как холодно! И мама не идет. 

              Быть может, хлебушка она нам принесет? 

              Ну хоть бы крошечку, где отыскать, голодной страшно мне идти в кровать.

Брат (ремонтирует табуретку):

               А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.

               Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас.

               Не разрываются снаряды здесь, и дом у нас с тобою есть.

               А главное – фашисты далеко. Да и кому в стране легко.

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем, чай с маминым печеньем, 

               Которое по праздникам пекла она. Сейчас я съела б все одна! 

Брат:    Опять ты о еде заговорила, уж лучше б душу не травила! 

               Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней.

                И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:    А вот и мамины шаги слышны.

Брат:        Не вздумай хныкать перед ней. Дай отдохнуть сначала ей.

Мама:      Родные! Я в дом радость принесла! Объявлено-закончилась война! 

                 Прогнали мы фашистов навсегда! И скоро будет в доме вся еда, 

                 Которая бывала до войны. И про которую теперь глядим мы сны! 

Сестра:    Ура! вернётся папа к нам домой! 

Брат:        И снова в садик мы пойдём с тобой! Ура!

Ведущий:         Дошли до Берлина наши войска,

                 Крикнем мы громко – Победа! 

Все:         Ура!

Ведущий: Весь наш народ встал на борьбу с ними. Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной войны.

Приложение 4

Сценка «Письма матери и сына»

Звучит тихо музыка, мама-девочка сидит «пишет письмо», сын – и мальчик «читает письмо».

Мама: Здравствуй, мой родной сынок, Как ты от меня сейчас далёк!

             Трудные настали времена, Голод, холод, я совсем одна…

             Весточку мне с фронта передай, Матери писать не забывай!

Сын: Мамочка, спасибо за письмо, греет сердце, душу мне оно.

          Я так хочу тебя обнять, взглянуть в глаза, расцеловать.

          Здесь жизнь хрупка, как тонкое стекло, а мы воюем, всем смертям назло!

Мама: Сынок, давно идёт война –Измучился народ и настрадался.

             Скажи, когда же кончится она? Один ты у меня в живых остался…

             Не сплю ночами и мечтаю, когда возвратишься ты домой,

             Придёшь ты тихо, скажешь: «Мама! Вернулся, видишь, я живой!»

Сын: Мама, милая, поверь, что скороВозвращусь с победой я домой.

           Если надо, то сверну я горы, лишь бы поскорее свидеться с тобой…

(дети уходят)


Приложение 5

Фотозона «Семейный архив»


Список информационных источников, использованных при подготовке и во время реализации проекта (в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы)

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
2. Закон об образовании в Российский Федерации №273 от 21.12.2012 г.
3. Сан Пин 2.4.1.3049 – 13 (с изменениями от 04.04.2014) «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

4. Безопасность – Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С-Пб «Детство –Пресс.2010г.

5. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.:Мозаика-Синтез, 2009

6. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7. Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе. // Дошкольное воспитание № 10, 2011.

8. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр «Сфера» 2006 год М..

9. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ \ Кондрыкинская Л. А-М: ТЦ Сфера,2006-192 с.

10. А. П. Казакова , Т. А Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т.А Шорыгина « День Победы « Москва 2010.

11. Гриценко З. «Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста» -журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2015
12. Романова О.Ю., Головина Е.Э., Блинова ТМ. Проектная деятельность «Боевая слава нашего народа» - журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №6, 2014

13. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.

14. Ж.В. Черноиванова, М.В. Власова, «Сценарии праздника Великой Победы», Волгоград: Учитель, 2015
15. Максакова Е. Ф. «Такой простой и сложный праздник…» - журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5, 2014

16. Методические рекомендации для педагогов на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» | Методическая разработка: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
17. 
фильм для дошкольников о вов - Яндекс.Видео (yandex.ru)
18. 
(155) Великая Отечественная война Презентация для дошкольников - YouTube


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.

 Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти....

Книга памяти "Согреем памятью сердца"

Книга памяти, созданная педагогоми и родителями детского сада, посвящённая Дню Победы...

Акция "Свеча памяти- День памяти и скорби"

Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотизм, уважение к подвигу наших дедов и прадедов....

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.

Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...

«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»

ull;Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить....