Откуда у детей берётся жестокость? (консультация для родителей)
консультация (средняя группа)

                                             Любой ребёнок, чтобы жить в обществе, должен постепенно усвоить социально-приемлемые способы поведения и выражения своей агрессии, а также причинно-следственные связи: «Что будет, если я…» Это главная задача социализации ребёнка в раннем возрасте.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_beryotsya_zhestokost_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Откуда у детей берётся жестокость?

(консультация для родителей)

C

С первыми проявлениями жестокости у ребёнка родители сталкиваются примерно в его полтора года. И это нормально! Как раз если ребёнок никакой агрессии не проявляет вообще, то к его развитию есть вопросы. Многих родителей агрессия малыша ставит в тупик: «Мы же его этому не учили! Мы его не бьем! Он ничего такого не видел!» Импульсы агрессии у ребёнка есть, а способов совладать с ней ещё не наработано. Для него ещё нет разницы живой-не живой: что кукле руку отломать, что котенка за хвост потащить. Ребёнок не жесток, просто пока он не знает, как можно, а как нельзя. Ему интересно всё исследовать и изучать, он любопытен. Он знает, что такое больно, но не понимает, что боль может причинить он сам. Есть цель — не вижу препятствий!

И, конечно, очень большую роль в этом возрасте играют родители, которые не только останавливают насильственные действия, но и показывают, как надо: «Мы кошку гладим вот так, за хвост не таскаем, ей больно. Если надо кошку переместить, ее можно позвать «кис-кис», и она сама придёт». Если в ответ на агрессивные действия ребёнка родители отвечают агрессивно — бьют в ответ, кусают, царапают — «Пусть поймёт, что такое больно», то ребенок или начинает бояться себя проявлять совсем, становясь испуганным и тревожным, или решает идти ва-банк и воевать со всем миром до крови. Какой способ выберет ребёнок, зависит от многих факторов, в частности, от силы психической системы.

К трем годам ребёнок обычно понимает разницу между живым и неживым и знает, что другим может быть больно. И к кошке, и к собачке, и к окружающим людям ребёнок относится с пониманием, но всё ещё может быть невольно неаккуратным при взаимодействии и причинить боль случайно. С незнакомыми людьми, животными, насекомыми может быть довольно агрессивен, особенно если мама или папа говорят что-то типа: «Эти звери заразные», «Ненавижу насекомых», «Эти дети плохие, пойдём, не будем с ними играть». Ребёнок проводит связь «плохой — надо убрать подальше, прогнать». Он может наступить на червяка, бросить со всей силы на землю птенца, если он его клюнул. Это не значит, что ребёнок жесток — он реагирует на эмоции родителей и не до конца знает, как защитить самого себя.

Специалисты считают, что если ребёнок постоянно агрессивен в возрасте 2,5−3 года, то это тревожный звоночек, и лучше не тянуть из принципа «само пройдёт» и обратиться к специалистам, чтобы обсудить происходящее и продумать программу взаимодействия с ребёнком. Психологи говорят, что если бы была у семей возможность ранней диагностики расстройств поведения и эмоций, то мы бы имели гораздо меньше проблем с подростковой преступностью и «школьными стрелками», потому что профилактика всегда лучше и дешевле лечения в последствии.

Дети, которые ходят в детский сад, социализируются обычно лучше тех, кто сидит дома или ходит на отдельные занятия в развивающие центры. Почему? В детском саду постоянный коллектив, в котором ребёнку приходится проходить через многочисленные взаимодействия с детьми и чужими взрослыми. Первые месяцы сада он тратит на адаптацию к тому, что теперь придётся иногда быть отдельно от мамы, которая, если что, мгновенно начала бы операцию по спасению. Потом начинает искать своё место в коллективе, усваивать способы защиты от агрессивных детей, пробует сам быть агрессивным с другими, получает обычно агрессивный ответ, пробует другие способы. Да, увы, быть периодически агрессивным в детском саду — это норма. И норма оказываться иногда укушенным или поцарапанным. И дело не в том, «куда смотрят воспитатели, если один ребёнок другого укусил» — это мгновенно! Дело воспитателя — остановить и объяснить другие способы взаимодействия, так же, как и дело родителей ребёнка. Не норма — если у агрессивного ребёнка только такой способ взаимодействия с окружающим миром. А если ребёнок ходит на разные мастер-классы и отдельные занятия, то он постоянно находится на ознакомительной стадии, адаптируется к помещению, детям, преподавателю, и в следующий раз — опять всё по-новой.

Некоторым дошкольникам не хватает времени или возможностей для усвоения норм и правил жизни в обществе, и они продолжают этим заниматься в начальной школе и дальше. Но если ребёнок 7−8 лет продолжает быть жестоким по отношению к другим детям, к животным, обязательно нужно показывать его специалисту. Не стоит думать, что это у него «период развития такой» и махнуть рукой. Регулярно родители обращаются за поддержкой в чаты: «Моего ребёнка хотят выгнать из школы потому, что он агрессивен, сломал мальчику нос, а девочке руку. Имеют ли они такое право? Нет, идти к специалистам я не хочу, а зачем?» Зачем? Во-первых, понять, всё ли в порядке с психикой самого ребёнка. Возможно, ему нужна медицинская поддержка. Не переживал ли он сам насилие, травлю? Возможно, ему нужна психологическая поддержка. Его точно надо научить более адекватным способам справляться со своими агрессивными импульсами, если у родителей по каким-то причинам не получилось сделать это раньше. Возможно, ему нужна педагогическая и психологическая п поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие родителей и вопитателей в подготовке детей к школе."Консультация для родителей.

        Дорогие родители! Вот еще на один год стали старше наши дети. Незаметно пролетит год, и в жизни детей наступит радостное время – время поступления в школу. Оче...

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...

«Игры с бумагой для детей и взрослых» Консультация для родителей «Игры с бумагой для детей и взрослых»

laquo;Игры с бумагой для детей и взрослых»Консультация для родителей«Игры с бумагой для детей и взрослых»...

Работа с родителями детей ОВЗ. Тема: Консультации для родителей детей с ОВЗ.

Сердце матери - единственный незгораемый капитал, которым всегда и в любое время можно расплатиться.( Монтегаса).Материнские руки- воплощение нежности ....( Викто Мари Гюго)Первый подарок, который дар...

«Учите детей рисовать нетрадиционно» Консультации для родителей детей раннего возраста

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:* «Пальцевая живопись» — краска наносится пальцами, р...