Консультация : «Формы работы с детьми по воспитанию основ нравственности»
консультация (старшая группа)

Ряполова Елена Борисовна

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. И то, что сейчас происходит в современном обществе, заставляет нас подумать о будущем России. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Курского района Курской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

«Формы работы с детьми по воспитанию основ нравственности»

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ РЯПОЛОВА Е.Б.

п. Маршала Жукова

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа как исторической личности.

Ребенок, рожденный в цивилизации, является частью общества. Он неизбежно включен во все сферы жизни этого общества. Жизнь ребенка дошкольника не сводится только к игре, воображаемой ситуации и игровому взаимодействию. Он живет в реальных отношениях с взрослыми, со сверстниками, которые определяют его повседневную жизнь.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. И то, что сейчас происходит в современном обществе, заставляет нас подумать о будущем России. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Социум предполагает определенные правила и границы дозволенного в данном обществе, как следствие того, что люди, находящиеся в этом обществе, имеют общую культуру и традиции, систему общепринятых норм поведения, как всех его членов, так и каждого в отдельности. Все это включено в систему формирования представлений о морали, которая направлена на построение отношений между людьми, на понимание добра и зла.

Суть нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Результатом процесса нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая характеризуется способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.

Нравственные знания в воспитании детей не менее важны, чем овладение какими-то навыками, умениями.

Формы нравственного воспитания дошкольников – это пути, способы достижения заданной цели.

Что может заинтересовать ребёнка?  Это наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление помочь – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Нравственность воспитывается ежедневными ситуациями. Взрослые, находящиеся рядом дома или в группе детского сада, многосторонне воздействуют на ребенка: учат самостоятельно себя обслуживать, бережно относиться к вещам, быть аккуратными. Особое значение имеет культура взаимоотношений членов семьи и коллектива, умение выслушать, возразить, проявить такт, быть внимательным.

Взрослым важно не только направлять детей поощрением или осуждением их поступков, но выражать уверенность, что плохие поступки случайны, не будут повторяться в будущем. Осуждается при этом только поступок, но не сам ребенок.

Существует много традиционных формы работы с воспитанниками:

1. ЗАНЯТИЯ. В ходе занятий дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. происходит диалог, решение проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.

 

2. БЕСЕДЫ. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.

3. ИГРЫ НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ: (дидактические и сюжетно-ролевые). Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребёнок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Воспитатель выступает в роли партнёра и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект.

4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания.

5. ВСЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В процессе творческой   активной деятельности дети передают свои представления об окружающем мире, знакомятся с историей в различных областях искусства, видят и впитывают его красоту. Полученные ими знания элементарных основ культуры, углубленное знакомство с различными видами искусства – живописью, музыкой, хореографией, с культурой и традициями своей страны, других народов формируют нравственно здоровую личность.

 

6. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Через использование метода проектов создаются условия для проявления детьми  нравственных качеств. Он направлен на формирование важных в обществе нравственных качеств у детей: сочувствия, доброты, взаимовыручки, дружелюбия, взаимопомощи.

7. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ НЕДЕЛЬ. Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через мероприятия, проводимые в рамках тематических дней.

8. ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ:

  • выпуск стенгазет
  • праздники здоровья;
  • спортивные мероприятия с привлечением родителей (пробежки, эстафеты и т.д.)

9. ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЕЙ. Первоначальные представления о добре и зле, любви и дружбе формируются у детей через зрительные образы, и просмотр театрализованных сказок — замечательная форма передачи моральных ценностей.

10. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ. Праздник - это повод для ребенка проявить себя, выразить внимание или уважение к другим людям, а так же это яркая форма совместного отдыха взрослых и детей, объединенных общими действиями, общими переживаниями. Поэтому активным участником праздников становится весь коллектив детского сада: педагоги, воспитанники и родители.

11. ЭКСКУРСИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ. Современная система образования основывается на стимулировании самостоятельного поиска детьми информации. Это происходит во время экскурсий, целевых прогулок.

12. ТРУД В ПРИРОДЕ. В БЫТУ. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.

13. ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИЛЮДЬМИ.

Новые формы.

14. Виртуальные экскурсии.

15. Организация социально значимых акций. В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующуюся нравственную сферу. Важным условием и успехом акции является мотивация - осознанные отношения к делу и действиям. Участие в акциях помогает формировать активную жизненную позицию, даёт представления о том, что от каждого человека, в том числе и от ребенка зависит состояние окружающей нас среды, состояние здоровья людей, мир на земле и многое другое. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение.

16. ВОЛОНТЕРСТВО. Волонтёрство в детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребёнка в образовательной среде. Оно способствует формированию у него адекватной самооценки, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям. Способствует развитию у детей милосердия: умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Самое главное дети ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Социальное волонтерство (сопровождение пожилых людей; работа с детьми для детей младших групп).

  • акция «Подари сердце другу», «Делай Добро»;
  • праздники, посвященные Дню пожилых людей и дню бабушек и дедушек;
  • выпуск газет «Мои бабушка и дедушка»;
  • творческая мастерская для изготовления подарков для бабушек и дедушек;
  • мастер-классы со старшим поколением «Оберег семьи - куколка» «Домовой»;
  • подарки для детей младших групп.

Волонтерство Победы

  • изготовление журавликов;
  • Флешмоб «#ЭтоНашаПобеда»;
  • концерт перед ветеранами;
  • акция «Стихи Победы»;
  • акция «Георгиевская ленточка».

Экологическое волонтерство

  • изготовление скворечников и кормушек;
  • помощь питомнику
  • благоустройство территории;
  • экологическая акция «Посади дерево»;
  • экологические акции «В борьбе с мусором»;
  • выставка костюмов из бросового материала;
  • Всероссийская экологические акции

Событийное волонтерство - организация и проведение мероприятий (общегородских, всероссийских и международных).

  • акция «Подари Улыбку миру»;
  • «Коробка храбрости»;
  • Участие в акции «Делай добро»

Каждый человек живет среди людей. Он должен помнить, что любой поступок, любое желание, отражается на окружающих. Необходимо знать, что есть различие между “хочу” и “можно”. Нужно проверять собственные поступки, задавая вопрос самому себе: “не делаю ли зла, неудобства для людей?”

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить сейчас основу для этой любви. Будущее наших детей зависит от нас, от того, что мы сможем дать нашим детям, чему мы их научим, и какие примеры им покажем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения".

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизн...

"Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"

Консультация для педагогов  на тему:  "Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"Одной из эффективных форм воспитательно-образователь...

Доклад на тему: «Эффективные формы работы с детьми по формированию духовно- нравственных качеств»

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание ...

Нетрадиционные формы работы с детьми младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию"Кто защищает нашу Родину".

Нетрадиционные  формы работы  с  родителями   и детьми.      Совместное  мероприятие  с родителями ,детьми  младшей  группы , педагогам...

Формы работы с детьми по воспитанию нравственно – патриотических качеств у дошкольников

Консультация может быть полезна воспитаелям и старшим воспитателям ДОУ...

Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров....