Проект во второй младшей группе «Русская Матрёшка»
проект (младшая группа)

Сухих Людмила Анатольевна

Цель проекта: Познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представления о том, как можно играть с матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matreshka.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МДОУ детский сад № 28

________________ /С.А. Лапочкина/

Проект во второй младшей группе

«Русская Матрёшка»

Руководитель: Сухих Л.А. воспитатель

МДОУ детский сад № 28

воспитанники 2 младшей группы

2024 год

Вид проекта: информационный.

Тип проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

Цель проекта: Познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представления о том, как можно играть с матрешкой.

Задачи:

#1054;богащать и расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку - матрешку.

2. Развивать мышление, внимание мелкую моторику в играх с матрешкой.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ожидаемый результат:

1. Заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка.

2. Проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.

3. Активизация словарного запаса детей по данной теме.

Материалы:

Развивающие игры по теме, набор матрешек

Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы – матрешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка», И. Корниенко «Матрешка».

Альбом «Русская Матрёшка»

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Составление перспективного плана, конспектов занятий.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Подбор литературы, иллюстраций.

Сбор информации из разных источников (художественная литература, интернет источники);

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

Основной этап

Содержание работы:

  1. Организация дидактических игр: «Весёлые Матрёшки», «Разрезные картинки», «Поставь Матрёшек в ряд».
  2. Знакомство с матрешкой через наглядную и игровую деятельность.
  3. Занятия: ознакомление с окружающим миром: «Знакомимся с Матрёшкой», развитие речи: «У Матрёшки день рождения », аппликация «Сарафан для Матрёшки», рисование «Мы весёлые Матрёшки»
  4. Консультация для родителей «Роль матрёшки в развитии ребёнка».
  5. Выставка детского творчества «Красивая матрешка».

Совместная деятельность:

а) Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, побеседовать с детьми по содержанию картин, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

б) Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрёшки», «Мы весёлые Матрёшки».

в) Игры со строительным материалом «У Матрёшки новоселье». Продолжать учить создавать простейшие постройки, формировать умение собирать кубики после игры и убирать на место.

д) Чтение стихов и загадок о Матрёшке. Развивать мышление детей, активизировать словарный запас.

ж) Рассматривание альбома «Красавица Матрёшка», развивать эстетическое восприятие детей, умение отвечать на поставленный вопрос.

Заключительный этап

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.

Оформление результатов проектной деятельности.

Результат по реализации проекта

#1042; результате работы над проектом выявлено проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса по данной теме.

#1044;ети и родители были заинтересованы темой «Русская Матрёшка», совместная работа над проектом более сблизила детей и родителей.

3. Взаимодействие педагогов с родителями при работе над реализацией проекта, активизировало позиции родителей, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.

Список литературы:

  1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
  2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 2012 г.
  3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 2019 г
  4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2018 г. № 4, 1994.
  5. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 2021 №3;
  6. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
  7. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
  8. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2013.
  9. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –2020. –№4.

Приложение 1

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

Тема «Знакомимся с Матрёшкой»

Цель: Познакомить детей с матрёшкой, способствовать возникновению радостных эмоций от встречи, активизировать речь и образное мышление детей, формировать интерес и любовь к народному творчеству, знакомить с малыми фольклорными формами.

Ход занятия

#1054;рганизационная часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла игрушка, но она спряталась. Если вы отгадаете про нее загадку, то она появится.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..( матрешка).

Правильно, это матрешка.

2. Беседа педагога. Введение в тему.

Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку. “Здравствуйте, дети! Я Матрёшка! Я пришла к вам в гости. Посмотрите, какой красивый у меня сарафан! Разноцветный, цветочный! Посмотрите, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!»

Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!

Понравилась вам песенка, которую мы спели? Про кого мы спели песенку? Какой наряд у матрешки? (сарафан и фартук, если он есть на кукле) А что у неё на голове? (платочек, по-другому можно назвать “косынка”). Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И на сарафане и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих сестер берет с собой. А где же они? Дайте ещё раз матрёшку в руки ребёнку. (Игрушка тяжелая, почему?) Поставьте вторую матрёшку рядом с первой и сравните их (матрёшки разные, чем они отличаются?) Обратите внимание на размеры матрёшек. Расположите матрёшек в ряд и сравните вместе с ребёнком: «Большая, поменьше, ещё меньше». Повторяйте эти действия до последней матрёшки, которая не раскрывается. Поставьте кукол в ряд по росту и ещё раз сравните. Как вы думаете, почему последняя матрёшка не раскрывается?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ребята, кто хочет рассказать о матрешке? (2-3 ребенка рассказывают о матрешке).

Итог (рефлексия): А сейчас, ребята, скажите, с кем вы сегодня познакомились? Мы с вами узнали, почему у нее такое имя, составили рассказ о ней. Матрешкам очень понравилось у нас в гостях.

Приложение 2

Конспект занятия по рисованию «Мы весёлые Матрёшки»

Цель: обогащать знания детей о русской народной игрушке – Матрешке, развивать у детей интерес к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования, способствовать проявлению положительных эмоций от результата собственного творчества.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла очень интересная игрушка. Чтобы узнать, кто же это, нужно отгадать загадку.

Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!»

После ответов из корзинки достает деревянную матрёшку.

Воспитатель: «Ребята, кто это?

Дети: «Матрёшка».

Воспитатель: «Правильно Матрёшка. (Рассматривание матрёшки)

Посмотрите, какая она нарядная, красивая. А во что она одета?»

Дети: «Сарафан и косынка».

Воспитатель: «А что нарисовано на сарафане?»

Дети: «Цветы».

Воспитатель: «Вы знаете, из чего сделана матрешка?»

Дети: «Из дерева».

Воспитатель: «Правильно, для изготовления матрёшек используют берёзовые или липовые поленья. Сначала их хорошо высушивают, а потом уже вырезают куклу. Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?»

«Я игрушка не простая, у меня есть свой секрет.

У меня семья большая, вся со мною. Видишь? Нет?

Куклы спрятались внутри, если хочешь, посмотри!»

Воспитатель: « Ну-ка, давайте посмотрим, как же они все прячутся?» (воспитатель выставляет матрешек на стол).

Дети: «Они прячутся друг в дружке», «в большой матрешке».

Воспитатель: «Ребята, а скажите-ка мне какая игрушка самая большая?» (приглашаю детей по очереди к столу, они показывают, побуждаю к проговариванию по образцу)

Ребенок: «Эта матрешка самая большая»

Воспитатель: «А какая поменьше?»

Ребенок: «Эта матрешка поменьше»

Воспитатель: «Еще меньше?»

Ребенок: «Вот эта матрешка, еще меньше».

Воспитатель: «Какая самая маленькая?»

Ребенок: «Вот самая маленькая».

Воспитатель: «Молодцы!» (предлагаю собрать матрёшку)

Воспитатель: «Ребята, а в корзинке еще что-то лежит, давайте-ка посмотрим» (достаю шаблоны матрешек) А что это такое?»

Дети: «Матрешки»

Воспитатель: «Посмотрите-ка, художник забыл раскрасить сарафаны матрешек. Давайте их украсим, сделаем яркими, цветными» (приглашаю детей пройти за столы)

Воспитатель: «Сначала нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с нашими пальчиками, а Матрешки поглядят».

Пальчиковая гимнастика

«Мы веселые матрешки».
Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами
идут по столу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев)
Мы похожи словно сестры (руки соединены в замок)

Воспитатель: Посмотрите на мольберт. Художники оставили примеры, как можно украсить сарафан.

Воспитатель: Какими элементами узора украшен сарафан?

Дети: Кружочками желтого и красного цвета и листочками зеленого цвета.

Воспитатель: Посмотрите на столы, краски какого цвета нам будет помогать сегодня рисовать?

Дети: Красная, желтая, зеленая.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что еще лежит на ваших столах?

Дети: Восковые мелки, цветные карандаши.

Воспитатель: Да, рисовать мы сегодня будем мелками и карандашами. А чтобы у нас получились яркие сарафанчики на матрешках, нужно будет прилагать небольшие усилия, нажимайте на карандаш, но так чтобы он не сломался и тогда наши матрешки будут очень нарядные. А еще нужно рисовать очень старательно, не выходя карандашом за контуры, и тогда матрешки будут не только нарядные, но еще и аккуратные.

Воспитатель: А сейчас вы сами попробуете украсить сарафаны

Воспитатель: Какие красивые сарафаны получились у наших матрешек.

Заключительная часть.

Работы детей рассматриваются, оцениваются положительно.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, кто был у нас сегодня в гостях?

Дети: Матрёшки.

Воспитатель: Что вы сегодня украшали?

Дети: Украшали сарафан Матрешек, отгадывали загадку, рисовали красками, играли с пальчиками.

Воспитатель: Вы все сегодня молодцы, все справились с заданиями и помогли художнику раскрасить сарафаны Матрешек.

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика

«Мы веселые матрешки»

«Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами
идут по столу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев)
Мы похожи словно сестры »(руки соединены в замок)

«Матрешки»

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза)

Приложение 4

Физкультминутка

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки, дружные матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку)

Топают матрёшки (топают ногами )

Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонились (наклон вперёд)

Девчонки озорные, матрёшки расписные.

Приложение 5

Стихи о Матрешке.

Стихотворение Л. Громова «Матрешка»

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная.
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто.
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

Стихотворение З. Медведева «Матрешка»

У меня матрёшка есть,

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

А её откроешь –

В неё сидит вторая,

Вся в зелёном, как весной

Травка молодая…

А вторую отвернёшь –

Там еще матрешка.

Та матрёшка вовсе крошка,

То – любимая матрёшка.

Вся она как маков цвет –

Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку –

Красную матрешку.

С. Маршак «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…»

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!

Владимир Приходько «Матрешка на окошке»

Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять …
Найденыш!..
… Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей.

Аннэт Кулешова «Кукла славная – матрешка»

Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки, где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!

Г. Лагздынь «Матрешка»

Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!

Загадки про матрешку

Деревянные красавицы
Деткам очень нравятся.
Прячутся друг в дружке
Яркие подружки.
Матрешки

Куклы эти подружились
И одна в одну сложились,
Интересны, симпатичны,
Как подарок символичны,
На них яркие одежки.
Глянь, как хороши...
матрешки

Интересный сувенир,Он известен на весь мир,
Вроде, куколка одна
Нам воочию видна,Но совсем это не так —
Кукол много, ещё как.
Коль откроешь их по порядку —
Разгадаешь ты загадку.
Кто мне скажет по секрету,
Как назвать нам куклу эту?
Матрёшка

Интересная игрушка —
Разбирается подружка,
В ней полным полно «куклят»,
Все друг в дружке там сидят.
Что ж за кукла наша крошка?
Ну, конечно же, ...
матрёшка

Деревянные игрушки
Улыбаются друг дружке,
Платочки их в горошки,
Это ведь...
матрёшки

Есть большая расписная,

Внутри поменьше и такая,
Ты все дальше открывай,
Их все больше вынимай.
Прячется одна в другую,
Расскажи мне про такую.
Матрешка

Из дерева, одна в другой
Они живут большой семьей.
Яркие, цветные
С цветами расписными.
Матрешки

Эта кукла расписная,
Да затейница какая,
Спрятан в ней сюрприз внутри,
Там поменьше — целых три.
Матрешка

Приложение 7

Консультация для родителей

«Роль матрёшки в развитии ребёнка»

Ах, матрешечка – матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Матрёшка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрёшка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрёшка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрёшку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрёшку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрёшку ребёнок учится таким понятиям, как большая - маленькая матрёшка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрёшка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрёшки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрёшек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрёшки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрёшки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрёшку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект во второй младшей группе "Наши младшие друзья"

Проект во второй младшей группе «Наши младшие друзья»Пояснительная запискаЭкологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего вре...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Проект во второй младшей группе. Тема проекта: «Масленица»

Краткосрочный  проект во 2 младшей группе №3"Карапузики "на тему: «Широкая масленица»Срок реализации: с 04.03.2019г. по 10.03.2019г....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БАБОЧКИ» НА ТЕМУ: «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА» в рамках реализации общесадовского проекта «Книжкина неделя»

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»,В. А.Сухомлинский...

Проект во второй младшей группе "Пришла весна". Паспорт проекта, карта реализации, конспект занятия.

В материале представлены: Паспорт проекта во второй младшей группе  Тема: «Пришла весна». Карта реализации проекта. Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром &laqu...

Перспективное планирование проекта во второй младшей группе "Этот удивительный космос" проект (младшая группа)

Цель проекта: формирование у детей знаний и представлений о космосе.Задачи проекта:Образовательная: дать знания детям о российском празднике — День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю...