Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Уроки доброты и вежливости»
методическая разработка (старшая группа)

Зеленская Ольга Николаевна

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения – тема очень важная и актуальная, ведь дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_zelenskaya.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»

г. Минеральные Воды

Конспект открытого занятия

 по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

«Уроки доброты и вежливости»

Подготовила воспитатель

                                                                                            старшей группы

                                                                                         МКДОУ №73 «Искорка»

Зеленская Ольга Николаевна

г.Минеральные Воды 2024.

Введение

 «Всё хорошее в природе – от солнца,

а всё лучшее в жизни – от человека».

:М.Пришвин

 Актуальность Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения – тема очень важная и актуальная, ведь дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм.

Практическая значимость: В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Однако нередко происходит так, что материальные ценности преобладают над духовными, в связи с этим у детей деформируются представления о таких понятиях, как добро, милосердие, великодушие и справедливость.

Цель: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи: Приобщение детей к социальным нормам поведения, навыкам доброжелательного поведения в повседневной жизни. Развивать чувство удовлетворения за добрые дела; направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь; Воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу. Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки сверстников; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботиться о малышах; воспитывать нравственные качества: доброту, гуманность».

Предварительная работа: чтение сказок; обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы на нравственные темы; рассматривание иллюстраций с различными ситуациями; обыгрывание ситуаций, приготовление картинок, для изготовления книжек-малышек

Планируемый результат: дети обогатят словарный запас вежливыми словами, научатся определять добро и зло, научатся снимать напряжение

Средства и оборудование: картинки с ситуациями,  «волшебная» книга, аудиозаписи песен, мяч,

Основная часть

Ход занятия : Дети заходят под песню «Улыбка», приветствуют гостей

Воспитатель :- Ребята, давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу.

Станем мы в огромный круг,

Ты мой друг, и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, к нам сегодня еще пришли в гости волшебницы. На магнитную  доску вывешиваются изображения волшебниц (доброй и злой).

Мы знаем по сказкам, что они бывают злые и добрые.

Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрая, а кто злая волшебница (по выражению лица). Обращаю внимание детей на то, что порой трудно определить злого и доброго человека, так как внешность бывает обманчива.

Волшебницы подготовили о себе стихи (прочитать стихи)

Я слабым помогать готова, попавшим вдруг в беду, и правду говорю.

Не жадничаю никогда, жалею я других.

Ошибки я прощу всегда – забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рада.

Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.

А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рада.

Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.

Не пожалею никогда, нигде и никого.

Люблю на свете я всегда одну лишь я себя.

Воспитатель : - А вы хотели бы подружится со злой волшебницей? И научить ее дружить, не жадничать , помочь ей стать доброй и справедливой!

Дети: Да!

Воспитатель : - Это хорошо, а для начала вспомним какие волшебные слова и хорошие поступки вы знаете?

1 ребенок:

«Здравствуйте» — это волшебное слово

Людям дарите снова и снова!

Утром улыбку я маме дарю.

Доброе утро! — всегда говорю.

2 ребенок:

Слово это словно ключик, Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик, Звать его “Пожалуйста”.

Во дворе, в семье, в саду, Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу, Всё на свете сбудется.

3 ребенок:

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им «Извини»

И свою им предложи.

4 ребенок:

Угостил вдруг кто конфетой

Или что-то подарил,

«Спасибо» говори за это,

Чтобы вежливым ты был.

5 ребенок:

Отметь, что ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

6 ребенок:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

7 ребенок:

И если кому-то, кому-то поможем

Твоя доброта, улыбка твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель :- А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть и показывать изображение сказочного героя, а вы отвечать про каких героев мы можем сказать, что они добрые или злые, объясните какие поступки совершили эти герои. Разложите героев по поступкам, а помогут нам смайлики (на столе лежат два смайлика добрый и злой)

(Карабас Барабас в сказке «Приключения Буратино», Лиса в сказке «Заюшкина избушка», Золотая рыбка в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке», Дюймовочка, Красная шапочка, Волк в сказке «Красная шапочка», Волк в сказке «Волк и семеро козлят», Баба Яга в сказке «Гуси лебеди», Золушка, Мальвина, Морозко, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Старуха Шапокляк).

Подводим детей к выводу: обращаясь к волшебницам

- Каким быть лучше: добрым или злым? и почему?

                 - А как вы думаете, что такое добро? (Ответы детей).

                - Что значит творить добро? (Ответы детей).

                - Что такое добро и зло? (Ответы детей).

                - Добро и зло в нашей жизни? (Ответы детей).

                - Человек и обстоятельства? (Ответы детей).

                - Милосердие? (Ответы детей).

                - Как вы понимаете значение слов «добро и зло»? (Ответы детей).

Дети садятся на ковер.

Воспитатель : Ребята, а вы хотите поиграть?

Игра «Вежливые слова»

Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)

– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)

– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель  : Ребята а давайте покажем Волшебницам альбом с иллюстрациями из серии «Что такое хорошо и что такое плохо?».

И обсудим ситуации. Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Дети рассматривают иллюстрации на которых изображены плохие и хорошие поступки, совершённые персонажами и объясняют Волшебницам поступки героев изображенных на картинке, и как правильно надо поступить в данной ситуации.

Воспитатель :

-Я знаю, что вы знаете очень много добрых и вежливых слов. И давайте покажем всем гостям, как правильно обращаться с просьбой. Попросите меня вежливо поиграть с вами….(Дети вежливо просят)

-Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Друг»

Физкультминутка. Игра «Друг» Дети встают парами по кругу

Здравствуй, друг. (здороваются за руку)

Как, ты тут? (хлопают по плечу)

Где, ты был? (треплют за ухо)

Я скучал! (руки на грудь)

Ты пришел? (руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

Внутренний круг передвигается на одного человека, игра продолжается

Воспитатель : -Молодцы, поиграли, а теперь, я предлагаю вам еще поиграть.

Игра с мячом.  «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать–похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть–защитить

Огорчить–обрадовать

Грустный – веселый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать–починить

Порвать–заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый – храбрый

Воспитатель :- Молодцы и с этим заданием вы справились.

А сейчас вспомним пословицы о добре:

«Доброе слово лечит, а худое калечит.»

«Жизнь дана на добрые дела.»

«Добро всегда побеждает зло.»

 «Час в добре пробудешь – все горе забудешь»,

«Кто живет в добре – тот ходит в серебре»,

«Лихо помнится, а добро – век не забудется»,

«Бедного обижать – себе добра не желать»,

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».

Ребята, о каком важном человеческом качестве мы сегодня с вами говорили?                                                                                                                                                                   -Какие добрые дела могут совершать дети?                                                           - Как можно назвать взрослых людей, детей, которые приходят на помощь другим?

Воспитатель: Я думаю что мы смоги убедить Злую Волшебницу в том, что быт добрыми гораздо лучше чем злыми. И она больше никогда не будет совершать плохие поступки.

 Ребята, а еще, Добрая волшебница принесла с собой «волшебную» книгу и решила ее нам подарить для того, чтобы мы с вами не забывали совершать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным. Волшебная книга будет все записывать.

Воспитатель :

- Давайте поблагодарим Волшебниц, скажем им спасибо и попрощаемся. 

Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: помогать людям, делать добрые дела, говорить добрые слова.

Заключение

В ходе занятия мы достигли определённых результатов, но работа на этом не остановится, будет продолжаться.

Можно отметить, что проделанная работа с детьми способствовала развитию у них нравственных качеств, коммуникативного общения (культуры поведения и этикета) через употребление в речи вежливых слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините, дай мне пожалуйста, давай поиграем вместе) в детском саду и дома. Следовательно, у детей проявляется способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиции нравственного смысла: «хорошо- плохо; можно- нельзя, добро- зло;»

Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать! Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого ни чего не получится.

Список литературы

1. Федеральная образовательная программа  дошкольного образования. 2022.

2. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой»

3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребёнок и книга» 2019

4. Гербова В. В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-6лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. В. В. Гербова и др. – М. : 2020.

     5. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», 2020.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Тема «Литературная викторина. В гостях у сказки»

Цель: сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.Задачи: 1.Закрепить знания по содержанию...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Открытое занятие по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Россия-Родина моя".

Задачи:Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;Продолжать формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сел;Систематизировать знания детей о символике госуда...

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...