Проект "Осень в гости к нам пришла"
проект (средняя группа)

Наумочкина Ирина Фёдоровна

С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети, в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_4_-_osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx323.89 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Материалы к аттестации 2024\Проекты\Титульник Осень в гости к нам пришла.jpg

Тема проекта: «Осень в гости к нам пришла».

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: Краткосрочный (сентябрь-октябрь 2023г.).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

 Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей о времени года «Осень»; формирование познавательного интереса к окружающей среде.

 Задачи проекта:

 - Расширить представления об изменениях в природе осенью.

 - Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

 - Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; «Деревья, листья, плоды».

- Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование);

- Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

 - Привлекать родителей к совместной деятельности в изготовлении поделок и рисунков.

Актуальность:

С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети, в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Ожидаемый результат:

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

 - Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

 - Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр.

 - Сотрудничество с музыкальным руководителем: подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

 - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.

2. Основной этап.

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы, беседы, занятия, просмотр мультфильмов, занятия продуктивной деятельностью по рисованию, лепке, аппликации, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, изготовление поделок из природного материала вместе с родителями.

Продуктивный этап работы в средней группе.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседа «Ранняя осень».

Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.

Беседа «Осенние дары природы».

Цель. Закрепить знания об овощах, фруктах (внешний вид, вкус), учить определять овощи на ощупь, закрепить знание названий овощей, уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья.

Д. игры: «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

Цель. Продолжать знакомить с основными видами овощей и фруктов, развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин по теме «Осень».

Словесные игры: «Один - много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково», «Найди ошибку».

Чтение художественной литературы.

Пословицы, загадки, поговорки, потешки. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение стихотворения Ю. Тувим «Овощи». Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к осени готовятся» Г. Снигерев.

Художественно – эстетическое развитие

Лепка: «Овощи на зиму».

Цель.  Лепить предметы овальной и круглой формы; развивать внимание и мышление.

Аппликация с добавлением пряжи «Морковка для зайки».

Цель. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

Раскраски «Овощи и фрукты».

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Овощной магазин».

Физическое развитие

Подвижные игры «Огуречик - огуречик», «У медведя во бору».

Мероприятия по работе с родителями.

 - Участие в выставке работ на тему «Дары осени».

 - Изготовление печатной консультации «Ребёнок и природа», «Одежда для прогулок осенью».

 - Беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

3. Заключительный этап.

- Выставка поделок из природного материала «Дары осени» (совместно с родителями);

- Развлечение «Осенний праздник».

Итог. У детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы.

Приложения.

Приложение 1.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе.

 Тема: «Ранняя осень».

 Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.

Воспитатель. Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь.) Сентябрь - это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди? Они стали одеваться теплее?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собираю грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Приложение 2.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе.

Тема: «Осенние дары природы».

Цели: закрепить знания об овощах, фруктах (внешний вид, вкус), учить определять овощи на ощупь, закрепить знание названий овощей, уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья.

Оборудование демонстрационное: игрушка зайчика, макет «Огород». В большой корзине – муляжи овощей и фруктов; картинки, мешочек, корзинки; раздаточное: кусочки фруктов и овощей (морковь, капуста, киви, яблоко, банан).

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение: (дети сидят на стульчиках).

Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень спросим,

Что в подарок принесла?

Вопросы: О каком времени года идёт речь в стихотворении? Какие времена года вы знаете?

– Скажите, ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним и назовём каждый месяц. (Ответы детей, повторяют все вместе: сентябрь, октябрь, ноябрь).

- А почему осень называют урожайной?

-А какой же урожай мы собираем осенью?

- Скажите, пожалуйста по каким признакам можно определить, что наступила Осень?

Воспитатель: -Молодцы ребята вы перечислили много признаков Осени. (Дети встают и подходят к столу)

–Ребята посмотрите кто- то оставил для нас конверт. - открывает конверт, а там загадки. Загадки.

1.Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)

2. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

3. Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

4. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... (Банан).

Воспитатель показывает макет огорода.

-Ребята как вы думаете где растут овощи и фрукты (ответы детей) Дидактическая игра «Не ошибись». (Две корзинки, в одну корзинку собрать фрукты, в другую — овощи).

- Скажите пожалуйста овощи и фрукты полезны для здоровья?

-Чем полезен чеснок и лук?

-Ответы детей.

Пальчиковая игра:

Мы делили апельсин (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем ее другой рукой)

Апельсин у нас один

Эта долька – для котят, (на каждой дольке правая рука поочередно разжимает пальчики на левой руке),

Эта долька – для ежа

Эта долька — для улитки

Эта долька – для чижа,

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились).

Итог занятия. -Ребята, чем мы с вами занимались? (ответы детей)

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам понравилось на занятии?

- Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются? (Где растут, на чём вырастают, что из них можно приготовить?)

- Будете ли вы путать фрукты и овощи? 

Приложение 3.

Словесные игры.

Игра «Один – много».

Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.

Лужа — лужи

Лист — листья

дерево — деревья

Ветка — ветки

Туча — тучи

Птица — птицы

Цветок — цветы

Дождь — дожди

Луковица — луковицы

Огурец — огурцы

Морковка — морковки

Свёкла — свёклы

Кабачок — кабачки

Кочан — кочаны

Горошина — горошины

Стручок —стручки

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Вишня – вишни

Лимон – лимоны.

Игра «Хорошо – плохо».

Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.

Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо. Хорошо - поспевают овощи и фрукты. Желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д. Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

Игра «Подбери признак».

Цель: образование относительных прилагательных. —Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

—Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

—Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

—Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Игра «Назови ласково».

Цель: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Яблоко — яблочко, апельсин — апельсинчик, лимон — лимончик, слива — сливка, мандарин — мандаринчик, ананас — ананасик, вишня — вишенка. Помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковочка, репа — репочка, редиска — редисочка, свёкла — свеколочка, чеснок — чесночек, лук — луковичка, перец — перчик, баклажан – баклажанчик.

Приложение 4.

Чтение художественной литературы.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ю. Тувим «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе

— Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

Н. Сладков «Осень на пороге».

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся».

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки...

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках — сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

Приложение 5.   

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе (Лепка).

Тема: «Овощи на зиму».

Цели: учить лепить предметы овальной и круглой формы; развивать внимание и мышление.

Материалы и оборудование: кукла Маша, банка, муляж помидоров и огурцов, пластилин, дощечка, салфетки, корзинка.

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня к нам в гости кукла Маша. Она пришла за помощью. Маша собрала урожай помидоры и огурцы, а теперь хочет засолить овощи, которые собрала, и угостить своего друга Мишку, но не успевает. Давайте ребята поможем Маше заготовить урожай. 

Чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувим:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох.

Вот овощи спор завели на столе

- Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свекла. Ох.

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох.

И суп овощной оказался неплох!

Вопросы:

- О чем спорили овощи?

- Какие овощи купила хозяйка?

- Что приготовила хозяйка из всех овощей?

Воспитатель предлагает рассмотреть муляжи огурцов и помидоров и ответить на вопросы.

- Что это овощи или фрукты?

- Какие овощи?

- Какого цвета?

- Какой формы?

Физкультминутка.

 «Дружно встали».

Дружно, встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Оглянись величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще, через левое плечо.

Лепка «Овощи на зиму». На картонке нарисован силуэт банки. Дети раскатывают колбаской пластилин и прикладывают колбаску по контору банки. В «банку» укладывают огурцы и помидоры. Из шариков пластилина красного цвета дети лепят «Помидоры», из пластилина зеленого цвета – овальной формы «огурцы».

Что мы делали на занятии?

О чем читали стихотворения?

Что лепили?

Приложение 6.

Подвижные игры:

«Огуречик, огуречик…».

Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.

Ход: На одном конце зала-ловишка, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.

Ловишка:

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет».

Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.

«У медведя во бору».

Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.

Ведущий говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.» Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.

Консультация для родителей

«Ребенок и природа».

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. 

О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности. Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

 Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.

 Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

· развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Дети осень: векторные изображения и иллюстрации, которые можно скачать  бесплатно | Freepik

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с «Сказка»

_________________Н. Б. Бабаева

«___» ______________2023 г.

ПРОЕКТ

«Осень в гости к нам пришла»

Средняя группа «Колокольчики»

Разработала:

Воспитатель

Наумочкина Ирина Фёдоровна

п. Приполярный

2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...