Особенности познавательного развития детей 3-4 года
статья (младшая группа)

Ольга Викторовна Пелецкая

1.Что такое познавательное развитие.

2. Какие стадии познавательного развития.

3. Задачи познавательного развития дошкольников в 3-4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_poznavatelnogo_razvitiya_detey_3-4_goda.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности познавательного развития детей 3-4 года

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. В данной статье речь пойдет о познавательном развитии.

Давайте же разберемся, что такое познавательное развитие. Это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка (ФГОС ДО). Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательное развитие предполагает переход от одной стадии познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят:

Любопытство – стремление к познанию происходит бессознательно. Дошкольник может заинтересоваться яркой игрушкой, проявить интерес к звучанию погремушки или музыкального инструмента. Ребенка 2-3 лет занимает сам предмет, при этом он не уделяет внимания самой сущности.

Любознательность – осознанное стремление к познанию, живой интерес к получению новой информации. Ребенок стремится проникнуть за пределы первоначально увиденного и усвоенного. На этой стадии ребенок испытывает сильные эмоции, когда узнает что-то новое: удивление, радость, восторг, удовлетворение деятельностью.

Познавательный интерес – устойчивость, избирательность, нацеленная на изучаемый предмет. Развиваются познавательные мотивы, которые стимулируют ребенка к познанию нового. Стремление ребенка самостоятельно отвечать на заданные вопросы является проявлением познавательного интереса.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

У ребенка 3-4 лет развиваются познавательные интересы, мировоззрение значительно расширяется в результате активного взаимодействия с окружающим миром. Ребенок бросает кубики, ставит один кубик на другой или рядом, высыпает песок из ведерка, пытается вставить большой шарик в малое отверстие, выполняет элементарные, на первый взгляд, действия. Благодаря этому процессу, ребенок познает свойства предметов: большой-маленький, легкий-тяжелый, твердый-мягкий; их количество: много, мало, один; форму предмета: шар, кольцо, круг, куб. Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами, например, быть мокрым и сухим, понимает, что свойства предмета относительны: большая машинка становится маленькой, если ее сравнить с еще большей машинкой. Понимание и освоение мира приходят к ребенку через решение практических задач.

В процессе игровой деятельности ребенок 3-4 лет лучше сосредотачивается и запоминает, развивается произвольное внимание и память, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, усваиваются представления о различных свойствах предметов и явлениях окружающей среды. Дошкольник усваивает общепринятые сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, расположение, временные представления, высота звуков). Продолжает совершенствоваться система собственного «Я». Ребенок становится более самостоятельным, но для него так же важно, как взрослый оценивает его деятельность. Именно взрослый становится для ребенка носителем информации.

Задачи познавательного развития дошкольников в 3-4 года:

1. Поощрять детей к активной деятельности, стимулировать познание, инициативность, сосредоточенность в процессе ознакомления с окружающим миром, желание делать что-то полезное не только для себя, но и для других;

2. Формировать активное, разнообразное, развернутое ориентирование в мире вещей;

3. Совершенствовать наглядно-образное мышление, учить ребенка обследовать и изучать новое, определять похожее, отличное, объединять по определенным признакам, частично анализировать, обобщать как по внешним признакам, так и по функциональным, то есть по их употреблению;

4. Формировать у детей практические умения по усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных задач. Формируя сенсорные эталоны, учить детей с помощью анализаторов активно обследовать предметы, определять их внешние признаки (форму, размер, цвет);

5. Учить детей практическим умениям; прилагать усилия для получения результата, радоваться продуктам своей и чужой работы; переживать гордость за выполненное поручение, за действия, которые одобряют взрослые.

6. Формировать духовный мир ребенка, направлять на осознание ребенком себя, людей, которые его окружают, общественной жизни.

Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед дошкольными учреждениями образования, является развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у дошкольников познавательные процессы и стремление к самореализации.

Используемые материалы:

1. «365 дней и ночей из жизни ребенка. Год третий», Москва, Педагогика-Пресс, 1996г - 188с.

2. Голицын В.С., Щербакова К.А. «Развивать познавательную активность ребенка», Дошкольное воспитание, 2014, № 11. – 8-10 с.

3. Лисина М.И. «Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками», Вопросы психологии, 2015, №4. – 18-35 с.

4. Лисицына Ирина, Перов Владимир, Чернова Татьяна «Ваш счастливый ребенок. Уникальная энциклопедия для мам и пап», Москва, 2013 – 362-369 с., 500-509с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизниЗначительное развитие получает изобразительная деятельность.Конструирование.Двигательная сфера ребенка.В среднем дошкольном возрасте улучшает...

Особенности психического развития детей от одного года до трех лет.

В статье описываются особенности психического развития детей от 1 года до 3 лет....

Консультация для родителей "особенности речевого развития детей 5-го года жизни"

цель данной консультации познакомить родителей с особнностями звуковым и грамматическим строем речи в среднем дошколном возрасте....

Особенности возрастного развития детей 3 – 4 года.

Важная информация для родителей.Отдавая своего чада в детский сад, они забывают, что именно  с 3-4 лет у детей есть, свои возрастные особенности. Данная консультация позволит немного понять , все...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...