Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников
статья (младшая группа)

Обучение младших дошкольников с помощью дидактических игр:особенности руководства,виды дидактических игр и значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников.

Ваганова Юлия Максимовна

студент, отделения дошкольного образования, Дзержинский педагогический колледж,

РФ, г. Дзержинск

АННОТАЦИЯ

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство формирования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Ключевые слова: игра, предметный мир, младшие дошкольники, ознакомление.

Мир вещей имеет в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса.

#1062;ель создания дидактических игр:

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Эти игры гры способствуют развитию познавательной деятельности представляют собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствии содержания, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

#1044;идактические игры как способ обучения младших дошкольников:

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

2. Виды дидактических игр, используемых в обучении дошкольников:

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы

Педагогическое руководство дидактическими играми:

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, игрушки, игры; продумывать, как разместить материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр; подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку; учить детей бережно обращаться с игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности ; заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

Показатель эффективности игры:

С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры.

Список литературы:

  1. Крупская Н.К .Избранные педагогические сочинения : [В 2-х т. Пер. с рус.] / Н. К. Крупская ; [Предисл. А. Агаева]. - Баку : Маариф, 1983:Текст : непосредственный
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. /А.И. Сорокина— М.: Просвещение, 1982. — 96 с.-Текст:непосредственный.
  3. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников./ Е.И. Удальцова —Мн., 1976. Минск : Народная асвета, 1976. -128с.;—Текст:непостредственный.
  4. Алексеева Е.В. Дошкольное детство: вопросы, гипотезы, ответы : сборник статей / Алексеева Е. В. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2022. - 375 с.-ISBN 978-5-8158-2292-4-Текст:непосредственный
  5. Н. И. Монахов .Умом и сердцем : Мысли о воспитании : [Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. Н. И. Монахов]. - 5-е изд. - Москва : Политиздат, 1989. - 367,[.; ISBN 5-250-01016-4:Текст: непосредственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры

         Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе  широко используются шахматные сказки ...

Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...

Методическая разработка "Использование игровых технологий в обучении младших дошкольников правилам дорожного движения"

Формирование навыков у младших дошкольников основам безопасности дорожного движения на улицах города....

Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает  прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.В дидактических играх пе...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в обучении младших дошкольников

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...