Семинар-практикум "Играя, мы узнаем природу своего края"
материал

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-p_igraya_uznaem_kray.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов на тему

"Играя, мы узнаем природу своего края"

Цели:

  • Выявить имеющие знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  • Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Девиз:

“ВСЕ ИНТЕРЕСНО ТО, ЧТО НЕИЗВЕСТНО”.

Ведущий:

Звучит музыка П.И.Чайковского “ Времена года ”.

     Добрый день, уважаемые педагоги!

Мы рады встречи с вами. Сегодня мы будем говорить о нашем прекрасном городе Краснодаре, о нашем удивительном Краснодарском крае. Поговорим о природе нашего края.

“Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать”.

Н.Гарин-Михайловский.

     Человечество и каждый человек – часть природы.

     Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состояние природы. Природа дает человеку пищу, одежду, энергию, строительный материал.

     Но в настоящее время ученые мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасывают в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются не разлагающиеся отходы.

      Ежедневно можно слышать тревожные сообщения об экологической опасности, гибели, катастрофах, наводнении. Раз идет процесс загрязнения атмосферы, земельных ресурсов, значит растительность накапливает в себе вредные химические вещества, химические элементы: животные, употребляя некачественный корм, отравляются. Отсюда производимые некачественные продукты питания. Так же мебель, игрушки изготовляются с нарушением норм экологии. Все это влияет на здоровье наших детей.

     Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989г, общество, в том числе и мы с вами, уважаемые педагоги, должны организовывать развитие ребенка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Для этого нужно в детях формировать:

- элементарные и вполне научные представления о природе:

  • о животных, о птицах, растениях;
  • о единстве организма и среды;
  • о сущности взаимодействия человека и природы;

- понимание важности охраны природы, окружающей среды;
- гуманно-деятельного отношения к природе;
- осознанное выполнение определенных норм грамотного и безопасного поведения в природе его права.

     Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой.

      Привлекая к тесному общению с природой, к познания мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей трудолюбия, милосердия, терпения, доброты. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основной. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

      Мы, с вами, уважаемые педагоги, должны владеть определенными научными знаниями по вопросам экологии, уметь использовать грамотные знания о природе, о природе своего края в разных видах деятельности. Доносить свои знания детям, а для этого нужно быть грамотным, интересоваться происходящими проблемами в области экологии, любить природу своего края, свой город, в котором вы живете.

     И сегодня, мы предлагаем вам, принять активное участие в семинаре-практикуме на тему:

“Играя, мы узнаем природу своего края”.

Ведущий представляет членов жюри и объясняет, как будет оцениваться каждый конкурс.

Мы предлагаем вам разделиться на 3 команды, выбрать капитана команды.

Звучит музыка, педагоги организуют 3 команды.

1 задание: “ Придумай интересное название команде ”.

Уважаемые, педагоги. Мы предлагаем вам придумать каждой команде название, нарисовать эмблему, придумать девиз свое команды. В название команды вы должны отразить то, что связано с нашим северным краем. Все необходимое для этого конкурса лежит у вас на столах. Итак, приступайте. Проявите свое творчество и фантазию. Время пошло.

Звучит музыка, педагоги выполняют задание.

Ведущий:

Давайте, посмотрим какие же команды будут принимать участие на нашей встрече.

Представление команд. По окончание жюри подводит итог. За каждый оригинальный ответ жюри вручает жетоны или фишки.

Ведущий:

Ну что начнем наш конкурс. Я уверена, что все вы любите свой город и поэтому всем будет легко ответить на вопросы второго конкурса.

Назовем его “Краснодар – город моей мечты”.

На ваших столах лежат кроссворды и ручки. За определенное время вам нужно ответить на вопросы и заполнить кроссворды. За то, кто первым и правильно заполнит кроссворд, будут даны 3 фишки, за вторым – две фишки, за третьим – одна фишка. Итак, вперед друзья!

Звучит музыка, педагоги разгадывают кроссворд.

По окончании жюри оценивает и подводит итог конкурса.

Ведущий:

Молодцы. Отрадно знать, насколько не безразличен вам наш город. Ведь сегодня Краснодар – один из самых красивых и больших  городов Краснодарского края.  Взгляните на наш город со стороны.

Звучит музыка, присутствующие рассматривают красочные открытки, и фотовыставку о городе Краснодаре.

      Краснодар - город контрастов. Я иду по старым улочкам, по которым прогуливались известные русские писатели и поэты. Любуюсь старинными одно-, двухэтажными домами украшенные лепниной, в которых жили купцы и простой люд. Небольшими двориками, засаженными фруктовыми деревьями и виноградной лозой. Вдоль тротуаров — пирамидальные тополя, платаны, акации. Старые дома хорошо сочетаются с современными строениями
     Краснодар – город-музей под открытым небом. Он хранит в себе историю российского народа: Восстание казаков, Великую Октябрьскую революцию, Гражданскую Войну. В годы ВОВ он был захвачен фашистскими войсками. Все исторические события увековечены в многочисленных памятниках и архитектурных ансамблях. Вот, например, в Екатерининском сквере у здания Законодательного собрания Краснодарского края находится Памятник императрицы Екатерины II.
     
На улице Красной расположился Краснодарский краевой художественный музей, который является одним из старейших музеев на Северном Кавказе. Его основание связано с именем екатеринодарского купца и мецената Федора Акимовича Коваленко. В течение нескольких десятилетий он собирал художественную коллекцию.


     
А рядом у здания администрации Краснодарского края монумент Кубанскому казачеству. Скульптор Александр Аполлонов воплотил дух казачества в конной фигуре кубанского казака. Историческим прототипом казака-первопроходца и защитника Отечества стал войсковой судья Антон Головатый. Замыкает улицу Красную «Аврора». Перед нами не античная богиня из Древней Греции, а советская комсомолка – в шинели, с винтовкой за плечами, держащая в высоко поднятой руке звезду – символ веры в светлое будущее нашей страны. Все гости Краснодара не могут пройти мимо скульптуры «Гуляющие собачки». С момента открытия памятника "гуляющие собачки" пользуются необычайной популярностью у краснодарцев и гостей города. Две собаки – он и она – встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красная, и пошли гулять, взявшись за руки. Скульптура также напоминает о творчестве поэта Владимира Маяковского, который в одном из своих стихотворений называл Краснодар "собачкиной столицей». Сфотографироваться с забавной парой, потереть бронзовым собакам нос или "позолотить" лапку считается доброй приметой.

     Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля.

А сейчас мы приглашаем вас принять участие в 3 конкурсе “Мой край”.

Вопросы будут задаваться по одному каждой команде, по очереди. За каждый правильный ответ вручается фишка. Если команда затрудняется ответить, то ответить предлагается другой команде. Будьте внимательны, проявляйте терпение и выдержку.

  1.  На какие две части река Кубань делит поверхность Краснодарского края? (Южную гористую и северную равнинную).
    2.      Назовите самую высокую точку Кавказских гор. (Гора Цахвоа, высота 3345м)
    3.      Как называется ветер, который наблюдается чаще всего в холодное время года в районе Новороссийска. Он обладает огромной разрушительной силой.(Бора).
    4.      Воздушный вихрь в виде столба. (Смерч)
    5.      Как с турецкого языка переводится «Караденгиз». (Черное море)
    6.      Стихийное бедствие, при котором происходит значительное затопление местности. (Наводнение)
    7.      Назовите самую крупную реку республики Адыгея. (Белая)
    8.      Самая крупная и многоводная река Краснодарского края. (Кубань)
    9.      Куда впадает река Кубань? (В Азовское море)
    10.   Самая длинная и многоводная река Азово- Кубанской равнины. Имеет самое короткое название. (Ея)
    11.  Быстрое движение земной коры. (Землетрясение)
    12.   В этом городе находятся минеральные источники, иловая грязь Ханского озера. Небольшая глубина моря привлекает детей.  (Ейск)
    13.   Сколько лет исполнится Краснодарскому  краю 13 сетября. (74 года)
    14.   Автор гимна Краснодарского края. (Константин Образцов)
    15.  Кто даровал  казакам земли за активное участие в войне с Турцией? (Екатерина II)

Ведущий:

Предлагаем вам 4 конкурс под названием: “Цветик – трехцветик”.

Перед вами на столе лежит “Цветик – трехцветик”. На каждом листе цветика написана пословица или поговорка. Вам нужно будет взять по одному листочку, прочитав, вы должны без слов показать своим соперникам содержание пословицы или поговорки. А ваши соперники должны угадать и попробовать назвать, ту пословицу или поговорку, которую вам показали.

За каждый правильный ответ получаете фишки. И за оригинальный показ получаете также дополнительно по фишке.

Пословицы и поговорки.

(ненецкие и хантыйские).

  • От хорошего хозяина собака не убежит.
  • С хорошим человеком и без чума тепло.
  • Зайца в медвежьем капкане не поймаешь.

Звучит музыка и педагоги готовятся к показу конкурса.

По окончании жюри подводит итог.

Ведущий:

За оригинальный показ вручаем вам дополнительно каждой команде по одной фишке. Молодцы. Вы проявили свое творчество и артистизм. Не устали?

Тогда нас ждет 5 конкурс “Загадки”.

В этом конкурсе одновременно участвуют все команды. А за быстроту и правильность ответа вам будут вновь вручать фишки. Успехов вам в этом конкурсе.

Сидит Феофан в землю вкопан.

Не живой, а жилой,

Много глаз любит нас

(Хата)

Кругом хаты синие лопаты

(Окна)

Стали хлопцы в ряд,

Проходить не велят.

(Плетень)

Под одним колпаком - семь казаков.

Желтое солнышко, а в нем черные домики.

Золотое полотно крупным бисером полно.

(Подсолнух).

Висит, телепается,

Всяк за него хватается.

(Рушник).

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка).

Новая посудина уся в дырах.

(Решето).

Ведущий:

Молодцы. Умеете и любите отгадывать загадки. Эти загадки вы можете загадывать детям.

Ведущий:

Часто дети нам педагогам задают много вопросов: Что это? Почему? От наших знаний зависит, правильно ли мы сможем ответить на все детские вопросы. Вот и наш следующий 6 конкурс под название “Кто есть кто, что есть что?” – конкурс эрудитов. От ваших знаний зависит как быстро вы справитесь с этим заданием. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Итак, будьте внимательны!

Вопросы:

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? – (одинаковая).
  2. Кто дважды рождается, а один раз умирает? – (птицы).
  3. У кого уши на ногах? – (у кузнечика).
  4. Почему сосну называют пионером леса? – (сосна первой появляется на открытых местностях).
  5. Какая птица лает? – (самец куропатки).
  6. Какая рыба вьет гнездо? – (корюшка).
  7. Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).
  8. Кто пьет ногой? – (лягушка).
  9. Какие птицы зимой потомство выводят? – (клесты, зимородки).
  10. Что у лягушки с языком не так? – (он прикреплен задом наперед).
  11. Какие насекомые зовут как животных? – (жуки: олень, носорог, коровка).
  12. Зачем кашляют рыбы? – (они очищают жабры от растений).
  13. Чем лягушка отличается от жабы? – (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное).
  14. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? – (красный цвет - сигнал опасности).
  15. Какое дерево является лучшим пылесосом? – (тополь).
  16. Последняя ягода в нашем лесу? – (клюква).
  17. Кто полгода живет без обеда? – (медведь, еж, барсук).

Ведущий:

Вот вы и показали свои знания о природе. И мы надеемся, что полученные в этом конкурсе знания о природе вам пригодятся.

И последний 7 конкурс под название “Черный ящик”.

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).

Вам дается одна минута, чтобы ответить на этот вопрос. Итак, минута пошла.

По окончании времени команды отвечают. За правильный ответ команде вручается фишка.

Ведущий предлагает подвести итоги конкурса и сказать окончательный результат судьям. Объявляют победителей. Вручаю награды.

Ведущий:

     Как жаль, что быстро время пролетело. А ведь играя, мы с вами многое узнали о своем любимом городе, о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И я очень рада, что наша встреча для вас прошла с пользой. Я уверена, что вы сможете донести до своих воспитанников, все то, что вы узнали на нашем семинаре.

     И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе и которую можно взять в нашей и городской библиотеке. Ознакомьтесь, пожалуйста.

Еще раз благодарю вас. И до новых встреч! Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

«Помни – мира не узнаешь, не зная края своего!»

данное мероприятие актуально, так как каждый ребёнок должен знать историю своего народа. данное мероприятие расчитано для детей от 11 до 16 лет....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

«Узнаем родной край»

У каждого человека есть наиболее дорогиедля него места в жизни,Для нас - это наш отчий дом,Наша малая родина, улицы нашего города.  Мой родной город - Оренбург.  Здесь родились и в...

Проект на тему: «Знаменитые люди Алтайского края» или «Узнай кто Я!?» в старшей и младшей группах.

  Алтайский край — это родина всемирно известных людей. Тысячи гостей края стремятся посетить малую родину Михаила Тимофеевича Калашникова, Василия Макаровича Шукшина, Германа Степан...

Проект "Узнай родной Уральский край"

Формирование нравственно – патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, знакомство с прошлым и настоящим города Магнитогорска, родного Уральск...

"Узнай свой край"

Презентация с игровыми упражнениями "Узнай свой край"  - может быть использована как в работе с родителями, так и в работе с детьми. С помощью этой презентации расширяются и закрепляютс...