Методические рекомендации "Как использовать деятельность клуба "Волонтёры истории"
методическая разработка

Дурасова Алла Александровна

Содержание

 

стр.

1.Предисловие

3

2. Пояснительная записка 

3

2.1. Актуальность

4

2.2. Новизна

4

2.3. Проблема

5

2.4. Цель, задачи

5

2.5. Принципы и направления

7

2.6. Условия

7

2.7.Предполагаемый результат

8

2.8. Технология реализации проекта

11

2.9.Планирование деятельности

11

2.10.Основные риски

18

2.11.Эффективность  деятельности волонтёрского движения

19

3.Заключение

21

4.Библиография

23

5.Приложения

25

 

Приложение  1   Социологический опрос

Приложение  2   Положение об организации деятельности Клуба «Волонтёры  

                             истории»

Приложение  3   Анкетирование

Приложение  4  Плакат «Дорогою добра ведут добрые дела»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё начинается с детства, потому что душа ребёнка распахнута

навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней

имена любви к ближнему, великодушия, милосердия.

С.В. Михалков

 

 

1.Предисловие

             Методические рекомендации представляют собой описание опыта работы и совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию  детей от 5 до 7 лет посредством волонтёрского движения. Данные методические материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в качестве основы для проектирования собственных разработок при организации нравственно - патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом посредством волонтёрского движения.

                  Методическое пособие предназначено, в первую очередь, для педагогов ДОУ, а также может быть полезно широкому кругу специалистов, работающих в учреждениях дополнительного образования дошкольников при организации нравственно-патриотического воспитания и реализации социального партнёрства с семьями дошкольников. В данной методической разработке представлены некоторые наиболее интересные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

 

2. Пояснительная записка

        Среди наиболее значимых проблем, стоящих сегодня перед современным образованием, важно выработать у дошкольников объективное отношение к своей стране, к родному краю, к своему городу. Это особенно важно в период дошкольного детства, когда закладывается фундамент для дальнейшего развития духовно-нравственных качеств ребёнка, в том числе ценностного отношения к малой Родине. Дошкольные учреждения играют важную роль в закладке основ патриотического воспитания. Особая задача-заложить основы любви и уважения дошкольников к своему дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой Родины, созданной трудами родных и близких ребёнка. Понимание родного наследия дошкольников помогает и развивает такие качества личности ребёнка, как гордость за свою малую Родину, любовь к земле, на которой они живут, уважение к окружающим. С этой точки зрения воспитание будущего поколения в рамках нравственно-патриотического воспитания является социальным требованием общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже знания детей о родном крае, родной природе,  традициях и лучших его людях, тем большую пользу они могут принести нашей стране.

            Вопрос развития и поддержки добровольческого движения сегодня чрезвычайно актуален и требует внимания и участия на всех уровнях общества. Эффективное добровольчество – это инструмент сплочения людей, который в условиях официального признания и поддержки со стороны государства и общества сможет способствовать значительному снижению остроты существующих в России социальных проблем.

          Отношения в сфере добровольческой деятельности в Российской Федерации регулируются Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года».

 

2.1.Актуальность темы

           Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

             Актуальность организации детского волонтёрского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь и молодым и пожилым. Ведущая педагогическая идея в организации волонтёрского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своём дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

                Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтёрского движения в детском саду, как социальном институте, который готовит детей к жизни.

 

              Для волонтёра ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтёрство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

         Дошкольный возраст является периодом интенсивной социализации. Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребёнка и его социально - личностного развития.

        Социализация – это становление личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества.

Уже с первых дней жизни ребёнок является социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

       «Задача стандарта - позитивная социализация и индивидуализация личности… Стандарт - поддержка разнообразия детства» А.Г. Асмолов

          С введением и реализацией федерального государственного образовательного стандартна дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), (п.2.6.) «…становление самостоятельности, целеустремлённости и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребёнка.

           Понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации.

           Так пришла педагогическая идея в организации волонтёрского движения в МАДОУ «ДС №2 «Рябинка».

2.2. Новизна

            Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

          Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

             Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

            Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтёра сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

             Свою деятельность педагогический коллектив Учреждения в рамках волонтёрского движения предполагает разновозрастное общение между детьми (помощь детей старшего дошкольного возраста младшим), а также и общение со взрослыми (с родителями, ветеранами, другими семьями).

2.3. Проблема

К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Молодёжь не знает, как зовут героев ВОВ, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город - герой» и за какие заслуги. Наши дети страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ. Недостаточно сформирована и система работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.

            Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально- нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

            Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к своей Родине, её истории, гордости за свой народ.

2.4.Цель

        Создание в детском саду волонтёрского движения, объединив активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста посредством участия  в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить  волонтёрскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Ключевые задачи

1.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки  на добровольческую деятельность.

2.Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывая: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

3.Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

4.Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;                                            

5.Расширить представления о волонтёрском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада;

6.Дать практические навыки участия в волонтёрском движении всем участникам образовательного процесса;

7.Сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

8.Создать методические рекомендации  по организации волонтёрства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;

9.Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.

Задачи для детей:

1.Познакомить детей с понятием «Волонтёр»;

2.Способствовать развитию самостоятельности, ответственности и навыков общения в разновозрастном коллективе;

3.Вызвать эмоционально-положительное отношение, удовлетворение от деятельности.

Задачи для родителей:

1.Построение эффективного взаимодействия родителей с педагогами, социальными партнёрами ДОО и общественными организациями;

2.Улучшить имидж волонтёрского движения среди родителей;

3.Создание условий для гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи для педагогов:

1.Составить план мероприятий и реализовать его;

2.Разработать методические рекомендации по организации волонтёрского движения;

3.Распространить опыт работы в других детских садах городского округа.

Задачи для администрации ДОО:

1.Создать модель и условия волонтёрского движения ДОО;

2.Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.

3.Определить критерии и показатели эффективности волонтёрского движения.

 

                Для выполнения данных задач необходимо выполнить следующие действия:

во-первых: познакомить педагогический коллектив с проектом;

во-вторых: помочь педагогам найти своё место в этой работе, познакомить их с условиями и особенностями организации волонтёрского движения;

в- третьих: разработать модель волонтёрского движения в ДОО.

 

2.5. В основу волонтёрского движения положены основные принципы:

Ø принцип создания ситуации успеха;

Ø принцип добровольности, творчества и сотворчества;

Ø принцип учёта интересов, возрастных и психологических особенностей детей.

 

Основные направления волонтёрского движения:

 

1.Поисково-познавательно-исследовательское (поиск информации, аналитическая деятельность, подбор материала, создание медиатеки, фонотеки, оформление картотек, сборников и альбомов, проектная деятельность).

2.Агитационно-просветительское (изготовление и распространение листовок, буклетов; оформление стенгазет, проведение акций).

3.Продуктивно-творческое (оформление выставок детского творчества, коллажей, создание альманахов и альбомов; проведение тематических дней, участие в концертах и конкурсах различного уровня).

 

2.6.Условия

            Образовательная деятельность по формированию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе подготовки, организации и проведении специально разработанных сюжетных занятий, проведения подвижных игр, музыкально-спортивных досугов, акций, тематических мероприятий, соревнований, конкурсов, проектной деятельности. Работа с детьми ведётся систематически и последовательно, согласно календарно-тематическому  планированию.

          Для привлечения родителей организуются такие формы работы как: мастер - классы, выставки, практикумы по изготовлению атрибутов, плакатов, коллажей, мини-проектов. Они привлекаются к участию в акциях, конкурсах, выставках нравственно-патриотического содержания различного уровня. Информация о проведённых мероприятиях  по нравственно-патриотическому воспитанию освещается на сайте ДОУ, даётся материал в родительские уголки – буклеты, стенгазеты.

          При организации мероприятий учитывается возраст детей. Для мальчиков и девочек даются разные по сложности задания. Особое внимание уделяется привлечению к массовым мероприятиям. Награждение особо отличившихся детей, родителей даёт положительный настрой всем собравшимся, стимулирует желание принимать активное участие в мероприятиях.

Создаётся развивающая предметно-пространственная среда. Мероприятия проходят в торжественной обстановке, в красочно оформленном  музыкальном зале.

Для проведения каждого мероприятия проводится большая подготовительная работа, которая охватывает всех участников образовательного процесса.

            Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдёт в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

            Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперёд.

             Данный вид работы для нас является новым, но очень интересным и детям и взрослым.

 Обычно, в конце года, организуется какое-либо яркое событие, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе деятельности знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящее время. У нас это – мероприятие, которое планируется ежегодно в мае, перед выпускным балом в детском саду. Торжественное посвящение в волонтёры - т.е. здесь подводят итоги года, и принимают детей в волонтёрское движение, они заменят выпускников, на мероприятии новым волонтёрам  вручаются галстуки и значки-эмблемы волонтёрского Клуба «Волонтёры истории».

           

Кадровое обеспечение:

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, , воспитатели возрастных групп, учителя-логопеды, инструктор ФК

 

2.7.Предполагаемый результат

          Развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствующих росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев:

-участие детей в волонтёрском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

-они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

-они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

           При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

           Внедрение волонтёрского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения.  Всеми участниками  будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

           Спроектированная система волонтёрского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

           Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтёрской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

           Расширить представление о волонтёрском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

           Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

           Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

           Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

          Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и  пожилые люди.

Дети:

1.Ежегодное увеличение числа детей старшего дошкольного возраста в активную общественную жизнь;

2.Заинтересованность дошкольников проблемами  нравственности,  взаимопомощи.

Родители:

1.Осознание родителями важности волонтёрского движения для детского сада и города;

2.Эффективное и активное взаимодействие родителей с педагогами, социальными партнёрами ДОО и общественными организациями.

Педагоги:

1.Занимают активную жизненную позицию в рамках волонтёрского движения;

2.Повышают профессиональную компетентность по данному направлению;

3.Диссимиляция (распространение) педагогического опыта.

ДОО:

1.Создана нормативная правовая регламентация и модель волонтёрского движения;

2.Формирование банка методических рекомендаций организации волонтёрского движения.

 

Заповеди волонтёров

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоём желании и энергии.

4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.   

Кодекс волонтёров:

1. Хотим, чтобы стало модным – знающим быть и упорным!

2. Знаем сами и всех научим, наша Россия - самая лучшая!

3. Акции – нужное дело и важное.

4. Кто интересуется и обучается, у того всегда и всё получается.

5. Волонтёры истории знают на «пять» - историю нашу нельзя забывать!

6. День волонтёра.

Ждёт новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение!

Фактов неточных  подальше держись.

С нами веди интересную жизнь!

Когда помогаешь - отвечаешь за всех, 

и помни, что выбор  всегда есть!

 

Возможности распространения опыта работы:

Организация обучающих семинаров.

Издание методических материалов, информационных бюллетеней, статей.

Размещение информации на сайте.

Издание информационного сборника.

Презентация деятельности волонтёрского движения.

              

2.8.Технология реализации проекта

Последовательность проведения работы (Этапы)

 

Мероприятия

Основная деятельность в рамках этапов

Подготовительный этап

Организационная деятельность администрации ДОО по созданию нормативно-правовой регламентации волонтёрской деятельности.

Основной этап

Планирование мероприятий и организация работы по реализации волонтёрского движения в ДОО.

Корректировка плана.

Контрольно-оценочный

(заключительный) этап

Сбор и анализ данных

по результатам деятельности. Рефлексия.

Сроки проведения

 

1 этап

ноябрь – декабрь 2022 г.

2 этап

январь 2023 г. –  декабрь 2023 г.

3 этап

январь 2024 г.

 

Задачи этапов

 

-Разработка программы по реализации волонтёрского движения в ДОО;

-Анализ стартовых условий, созданных в ДОО, и их соответствие требованиям ФГОС ДО;

-Вовлечение педагогов в активное изучение законодательных материалов и подготовка их к реализации проекта;

- Подготовка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и содержание образовательной деятельности в ДОО по направлению;

-Создание системы информирования участников образовательных отношений;

-Создание рабочей группы

по подготовке и реализации

волонтёрского движения

 

 

 

-Создание методической базы (программа, план работы, планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).

-Повышение квалификации педагогов, включение их в работу конференций, семинаров, конкурсов, широкое обсуждение вопросов волонтерского движения;

-Информирование родителей и общественности о реализации волонтёрского движения.

 

 

-Мониторинговые исследования по эффективности введения волонтёрского движения в ДОО;

-Корректировка проекта;

-Обобщение и распространение опыта работы ДОО по реализации деятельности движения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom-tsii_volontyorskoe_dvizhenie_v_dou_2023.docx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД Путешествие в историю театра

Знакомство детей с предметным миром театра. История возникновения и развития. Разнообразие театральных  кукол....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Добро пожаловать в агентство «Помогатор» - новый заказ. (История «Вкусный снег»)

laquo;Осознанное отношение детей дошкольного возраста к себе и своим поступкам, через технологию сторителлинг» или «Добро пожаловать в агентство «Помогатор»»...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Добро пожаловать в агентство «Помогатор» - афиша. (История «Богатство»)

laquo;Осознанное отношение детей дошкольного возраста к себе и своим поступкам, через технологию сторителлинг» или «Добро пожаловать в агентство «Помогатор»»...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»

Пояснительная записка  Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...

Методическое обеспечение к конспекту НОД "...История одного интервью"

Презентация для проведения непосредственно-образовательной деятельности по теме "...История одного интервью"...

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»...